Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
Пискунова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры , МКОШИ « Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования № 1» г. Астрахань.
Аннотация
В докладе в краткой форме представлены особенности нервно-психического здоровья обучающихся и применение лечебных и профилактических мероприятий, которые направлены на коррекцию нарушений движений, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков общения, памяти.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Специальные классы КРО позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье.
Т.А.Власова, Т.В.Егорова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина и другие сотрудники Института дефектологии выявили среди неуспевающих школьников, особенности развития которых и трудности, испытываемые ими при усвоении программ, позволили выделить особую категорию учеников – детей с временной задержкой психического развития (ЗПР). Согласно клинической классификации, предложенной К.С.Лебединской, к категории детей с задержкой психического развития относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также, кто перенес в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности ЦНС. У значительной части детей этой группы органическая недостаточность ЦНС связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто бывает не диагностирована. Сюда же относятся дети со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, с психогенной инфантилизацией.[1]
В рамках клинико-психологической классификации – это дети с задержкой психического развития коституциального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающей как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Задержка психического развития у детей выражается в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы, либо другими хроническими соматическими заболеваниями.[3] Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.[2]
Неустойчивая выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, письме.[6]
Таким образом, реализация потенциальных возможностей для развития психики детей зависит с одной стороны от общего социального благополучия и внимания взрослых, с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков.[4]
Особая роль принадлежит охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья учащихся. Поэтому организуются профилактическое лечение детей и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого.
Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь учащимся из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей.[5]
Лечебно-оздоровительная работа в нашем интернате проводится в комплексе с диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работой. Проводятся: беседы о здоровье и здоровом образе жизни; восстановительная терапия с использованием адаптагенов; динамометрия, спирометрия, плантограмма; антропометрические измерения; корригирующая и коррекционная гимнастика; стопотерапия; дыхательная и пальчиковая гимнастика; оздоровительная гимнастика, закаливание; оздоровительные подвижные игры; специальные упражнения для физического развития детей; утренняя гимнастика; физкультминутки на уроках; подвижные перемены; ежедневные прогулки на свежем воздухе, введена в рацион питания йодированная соль, фитотерапия. Используются гигиенические средства; соблюдается общий режим дня, режим двигательной активности, режим питания и сна; распределение учебной нагрузки в течение дня, облегченный день в неделе. Проводятся спортивно-оздоровительные, тематические и массовые тематические праздники.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.-М.:Изд-во
НЦ ЭНАС, 2006
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в
развитии. – М., 1973.
3. Дети с задержкой психического развития / Под.ред.
Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984.
4. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического
развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология,
1975.- № 4.
5. Учебно—воспитательная работа в школе для детей с
задержкой психического развития. — М.,1977.
6. Шевченко С.Г.Обучение детей с задержкой психического
развития : Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.
4