КГУ «Гимназия №9» п. Осакаровка
Научно-исследовательская разработка по теме:
«Оздоровление детей через повышение
двигательной активности»
Учитель физической культуры:
Попандопуло Лариса Георгиевна
п. Осакаровка
май 2014г.
Содержание
Введение. Актуальность проблемы оздоровления школьников……………………………3
Глава I Теоретические основы оздоровительной работы в научно-педагогической литературе………………………………………………………………………………………6
Задачи оздоровления детей…………………………………………………………..….6
Приоритеты оздоровительной работы…………………………………………..……..7
Содержание оздоровительной работы…………………………………………………..9
Краткие выводы по главе I…………………………………………………………….10
Глава II Опытно-педагогическая работа…………………………………………………….11
Итоги констатирующего этапа исследования……………………………………..….11
Система мероприятий направленных на повышение уровня
физического развития детей………………………………………………………..…13
Итоги заключительного этапа исследования……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Методические рекомендации……………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………………………18
Актуальность проблемы
оздоровления детей
Параметры исследования
Предмет: физическое развитие детей.
Объект: Физкультурно-оздоровительная работа в гимназии.
Цель: Определить наиболее эффективные способы оздоровления детей в гимназии.
Задачи:
Дать анализ основных аспектов оздоровления детей в научно — педагогической литературе.
Выявит и применить в практике работы наиболее эффективные методы и приемы оздоровления детей.
Разработать методические рекомендации.
Гипотеза: Если учитель по физической культуре, проводит работы по физическому воспитанию в сотрудничестве с медицинским работником и учитывает индивидуальные и психофизические особенности детей, работает систематично и планомерно, то оздоровление детей будет проходить наиболее успешно.
Актуальность: Тема здоровья детей особенно актуальна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное снижение двигательной активности. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие. Ребенок, по мнению академика Амосова Н.М. сталкивается с 3 пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разряди, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка и в первую очередь увеличению роста веса тела.
Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.
В чем же причины повышенной заболеваемости: современные условия жизни (телевизор, комфорт) способствуют уменьшению количества движений производимых детьми в течении дня. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.
В последние годы ученых всё больше привлекает проблема детских стрессов – отсутствие положительных эмоций у ребёнка. Присутствие отрицательной психологической обстановки в семье. Известный ученый Щелованов Н.М. говорил: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы ведут к ухудшению здоровья ребёнка. В итоге мы сталкиваемся в снижении интереса детей к физической культуре, их малоподвижности, нежеланием детей принимать участие в спортивных и подвижных играх, несмотря на принимаемые профилактические мероприятия. Для получения устойчивого оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движения в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям – это не лишено смысла, к успеху автоматически не приведет и расширение диапазона оздоровительных процедур.
Все зависит от того, как двигаться и как оздаравливать.
Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние физического здоровья детей, мы определили для себя цель: содействовать укреплению здоровья через естественную потребность в движении. Для решения поставленной цели использовала следующие методы исследования:
Педагогические наблюдения.
Диагностика.
Анкетирование родителей.
План исследовательской работы
Констатирующий этап – выявить уровень физической подготовленности детей при помощи методов: наблюдения, диагностики, анкетирование родителей сентябрь – октябрь 2011г.
Формирующий этап – подобрать систему мероприятий направленных на повышения уровня здоровья детей ноябрь 2011г. – март 2013г.
Заключительный этап – повторное исследование при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе апрель – май 2013г.
Глава I Теоретические основы оздоровительной работы
в научно-педагогической литературе.
Задачи оздоровления детей
Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития и закаливания организма ребенка являются основными задачами. Это обусловлено тем, что органы у детей еще не совершенны, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды.
Исходя из особенностей организма детей, задачи укрепления здоровья формируются по каждой функциональной системе.
Костная система, связки, суставы: — обеспечив положение тела, движение его частей в разных направлениях. Кости защищают от ударов и повреждений спинной и головной мозг, а так же внутренние органы. У детей костная система слаба, так как содержит большое количество хрящевой ткани, суставы подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Поэтому возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формирование правильных изгибов позвоночника.
Мышечная система – мышцы у детей слабо развиты и составляют всего 28 – 32% веса тела. Мышцы у детей богаты водой. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. Поэтому необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы).
Особое внимание следует уделять на укрепление слабо развитых групп мышц – разгибателей.
Сердечно – сосудистая система пульс у детей очень частый, поэтому необходимо способствовать укреплению мышц сердца и стенок сосудов, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.
Дыхательная система — необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, увеличению жизненной емкости легких, кроме того следует научить детей дышать через нос.
Нервная система – необходимо способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а так же совершенствованию двигательного, зрительного, слухового анализаторов.
Слабое развитие терморегуляции у детей вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, то есть закаливания.
Приоритеты оздоровительной работы
Общие приоритеты работы по приобщению
детей к физической культуре.
Проблемное введение эталонов основных режимов (ходьба, бег, бросание, метание, ползание, лазание) и их творческое освоение детьми.
Создание условий для осуществления и осмысливания движений как предпосылки формирования произвольной моторики.
Развитие способности к эмоциональному переживанию движения как «события» к эмоциональной выразительности двигательных актов.
Воспитание двигательной самостоятельности.
Развитие символической функции движения, освоение языка движений.
Формирование способности к созданию и передаче через движение эстетических образов.
Развитие способности к двигательной импровизации.
Воспитание двигательной находчивости.
Развитие у детей умения координировать действия в совместном решении творческих двигательных задач.
Общие приоритеты оздоровительной работы
Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
Закрепление педагогами эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний детей, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
Формирование психической регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
Воспитание у детей способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в посильных для нее формах.
Овладение детьми доступными навыками самоврачевания — психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.
Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям.
Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.
Содержание оздоровительной работы
С целью оптимизации двигательной активности внедрила дополнительные виды занятий двигательного характера взаимосвязанные с комплексом оздоровительных мероприятий, а так же использованы нетрадиционные формы и методы их проведения.
К таким занятиям относятся: оздоровительный бег, использование тренажеров, ритмическая гимнастика; игровые упражнения в сочетании со спортивными играми, индивидуальная работа с детьми по развитию движений.
Основной формой обучения двигательным навыкам и развитие оптимальной двигательной активности являются учебные занятия. Чтобы заинтересовать детей физкультурными занятиями использовала занятия не только традиционного типа, а так же занятия:
Сюжетно-игровые (например: «Путешествия»);
Занятия с использованием тренажеров;
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);
Занятия – соревнование;
Занятия – зачеты, во время которых дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.
Занятия – походы.
Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий просмотр для проявления индивидуальных возможностей детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития детей. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей.
Наряду с перечисленными видами занятий физической культурой немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где предоставлен активный отдых совместно с родителями.
Очень важными и действенным средством в оздоровлении детей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы, которая проводится с детьми ( например: «Мама, папа и я – спортивная семья»). О Днях здоровья, спортивных досугах и праздниках оповещаем родителей заранее, сообщаем не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем как развиты дети. Родители видят, какую радость и пользу приносят детям шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется, как в походах учится преодолевать себя. Тогда воочию видны все плюсы и минусы семейного воспитания. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Краткие выводы по главе I
Таким образом, работа, которую мы проводим по оздоровлению детей дала положительные результаты: каждый ребенок стал более подвижным, ловким, эмоциональным. Движения их более упорядочены, дети научились понимать связь между характером движения и их целью выполнения определенных задач. Режим дня в нашей школе сегодня строится таким образом, чтобы физические упражнения и подвижные игры занимали большую часть дня, были разнообразными, выполнялись как индивидуально, так и совместно с другими детьми. Недаром народная мудрость гласит «Здоровье – всему голова».
Глава II Опытно – педагогическая работа
Итоги констатирующего этапа
Опытно – педагогическая работа проводилась на базе КГУ «Гимназия №9» п. Осакаровка.
В эксперименте приняли участие два первых класса (36 чел). Первый этап нашей работы — диагностика физической подготовленности детей и имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья.
Для более точного определения состояния здоровья и двигательных умений и навыков совместно с медсестрой провели контрольные занятия по выявлению и определению:
Выносливости и скорости;
Координации движений, гибкости, пластичности, равновесия;
Быстроты реакции, ловкости;
Меткости, умения прыгать в высоту и длину.
Заполнили индивидуальные карты физического развития на каждого ребенка, где предусматриваем антропометрические данные, физические показатели.
Исходя из результатов диагностики на констатирующем этапе видно, что работа по оздоровлению детей и двигательной активности ведется, но не в полном объеме.
Поэтому решили узнать взгляды семьи на физическое воспитание, на необходимость и пользу наших результатов через анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 36 родителей.
Были предложены следующие вопросы:
Занимаетесь ли дома с детьми утренней гимнастикой?
Как предпочитаете отдыхать:
Дома у телевизора;
С книгой;
На природе.
Имеется ли дома спортивный инвентарь?
Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма вас интересуют?
Были получены следующие результаты ответов:
На вопрос №1: положительный – 0%
Отрицательный – 100%
На вопрос №2: а) положительный – 50%
отрицательный – 50%
б) положительный – 40%
отрицательный – 60%
в) положительный – 40%
отрицательный – 60%
На вопрос №3: положительный – 40%
отрицательный – 60%
На вопрос №4: более 50% родителей ответило: вопросы питания.
Анкетирование помогло больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а так же определить важную форму педагогической пропаганды.
Программа наблюдения
Время: 21.10.2011г.
Продолжительность: 45 минут
Объект наблюдения: физкультурное занятие
Цель: выявить уровень физической подготовленности детей
Предполагаемый результат – наблюдение покажет, что дети умеют:
Владеть техникой метания набивного мяча;
Выполняют прыжки в длину с места;
Метают на дальность правой и левой рукой;
Выполняют бег со старта 30 метров
Протокол наблюдения:
Техника метания набивного мяча – 40%
Прыжки в длину с места – 50%
Метание на дальность правой и левой рукой – 40%
Выполняют бег со старта – 40%
Система мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития детей.
Свою практическую деятельность мы начали с доклада на родительском собрании на тему: «Воспитаем здорового ребенка». Доклад прослушали 28 родителей. В докладе я рассказала о значении здорового образа жизни и о том, что жизнь сегодня представляет повышенные требования к нашим детям. Родители были заинтересованы, задавали вопросы:
Какие виды испытания вы проводите на уроке?
Как в домашних условиях можно организовать физкультурный уголок?
Предложили организовать внеклассную работу в младших классах.
Очень важным и действенным средством в оздоровлении детей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы: «Мама, папа и я – спортивная семья», « поход всей семьей». Родителей оповещали заранее, сообщали не только о дате проведения, но и о его содержании, маршруте, о том, как приготовить ребенка. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества, с тем, как развиты дети. Родители видят, какую радость и пользу приносит ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, они тренируются, как в походах учатся преодолевать себя.
Мною был составлен перспективный план по работе с детьми и родителями. На актуальные темы для родителей делали папки-передвижки.
«Здоровый ребенок – счастье родителей», «Растите детей здоровыми», «Если хочешь быть здоров».
Выставлялись консультации на тему «Неболейка», «Мы – спортсмены».
Разыгрывали, и проводили спортивные праздники «Играем в джунгли», «Веселые старты».
На прогулке проводили спортивные соревнования «Зимняя спартакиада» — с гонками на лыжах и санках.
Итоги заключительного этапа исследования
После проведенной нами системы мероприятий было проведено повторное анкетирование родителей по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе. В анкетировании приняли участие 36 родителей. После обработки анкеты были получены следующие результаты:
На вопрос №1: положительный – 40%
Отрицательный – 60%
На вопрос №2: а) положительный – 40%
отрицательный – 60%
б) положительный –0%
отрицательный – 100%
в) положительный – 100%
отрицательный –0%
На вопрос №3: положительный – 40%
отрицательный – 10%
Исходя из результатов анкетирования, мы видим насколько возрос интерес родителей к физкультурно-оздоровительной деятельности в гимназии, как повысился уровень педагогических знаний по этому вопросу.
Была проведена повторная диагностика физической подготовленности детей по тем же разделам, что и на констатирующем этапе.
При наблюдении во время эксперимента я обратила внимание, насколько разным стал уровень выполнения основных движений. У детей появилось желание совершенствовать себя в движениях, что привело к опережению.
Программа наблюдения
Время: 4.05.2013 г.
Продолжительность: 45 минут
Объект наблюдения: физкультурное занятие
Цель: выявить уровень физической подготовленности детей
Предполагаемый результат – наблюдение покажет, что дети умеют
Владеть техникой метания набивного мяча;
Выполняют прыжки в длину с места;
Метают на дальность правой и левой рукой;
Выполняют бег со старта 30 метров;
Челночный бег
Протокол наблюдения:
Техника метания набивного мяча – 78%
Прыжки в длину с места – 90%
Метание на дальность правой рукой — 80% и левой рукой — 74%
Выполняют бег со старта – 78%
Челночный бег – 78%
Заключение
Проводя педагогическое исследование, в ходе своего эксперимента, имея определенные данные об оздоровлении детей через повышение двигательной активности, опираясь на результаты поставленных задач, я сделала следующие выводы.
Подобранная нами система мероприятий по оздоровлению детей оказалась эффективной, оптимальной, были подобраны верные методы и приемы, которые помогли детям, расти здоровыми и крепкими. Если сравнить результаты констатирующего и заключительного этапов, то мы видим, что возрос и уровень педагогических знаний родителей.
Следовательно, гипотеза подтвердилась полностью, эксперимент удался.
Методические рекомендации
Проводя работу по оздоровлению детей необходимо использовать нетрадиционные методики оздоровления.
Планируя работу с детьми необходимо учитывать психофизические особенности детей.
Необходимо работать в тесном сотрудничестве с коллективом гимназии.
Работу по оздоровлению необходимо проводить последовательно.
Необходимо взаимодействие учителя по физическому воспитанию с медперсоналом.
.
Список использованной литературы:
Яковлев В.Г. и Ратников В.П. Подвижные игры. Учеб. Пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. Ин-тов. М., “Просвещение”, 1977
Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики: Е. Ю. Черемнова — Москва, Феникс, 2008 г.- 144 с.
Бреев М.П. Урок физической культуры в школе (технология и педагогический анализ). Новосибирск: НИПКиПРО, 2000.
Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. Пособие. Минск: Полымя, 1988.
Диреклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, М.:ВАКО, 2004.
Ломан В. Бег, прыжки, метания. М.: ФиС, 1998.
Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. /Сост М.В. Видякин – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006.
Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1 – 11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006.
.
Содержание
Введение. Актуальность проблемы оздоровления школьников…………………………3
Глава I Теоретические основы оздоровительной работы в научно-педагогической литературе……………………………………………………………………………………6
Задачи оздоровления детей…………………………………………………………….6
Приоритеты оздоровительной работы………………………………………………..7
Содержание оздоровительной работы………………………………………………. 9
Краткие выводы по главе I……………………………………………………………10
Глава II Опытно-педагогическая работа…………………………………………………11
Итоги констатирующего этапа исследования……………………………………….11
Система мероприятий направленных на повышение уровня
физического развития детей………………………………………………………13
Итоги заключительного этапа исследования……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………16
Методические рекомендации…………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………………………18
24