ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по физической культуре
для учащихся 1-4 классов
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
( В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.;Просвещение,2005) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов,5-9 классов и 9-10 классов.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводиться как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводиться 68 (102) часов в год.
Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники.
Программа | Тип классов | Кол-во часов | Учебники | |
Базовый | Авторская | 1-4 | 2 | Лях,В.И. Мой друг физкультура: 1-4 кл.-М.: Просвещение,2005 |
Углубленный | Авторская | 1-4 | 3 | Лях,В.И. Мой друг физкультура: 1-4 кл.-М.: Просвещение,2005 |
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делиться на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень Физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1-4 классах составлено в соответствии с программой. При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» — 14 часов в год, на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено – 2 часа. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендации Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения» увеличилось на 6 часов. В связи с наличием материально-технической базы для изучения разделов «Гимнастика с элементами акробатики», изучение этих разделов увеличилось на 2 часа.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 1-4 классах.
Вид программного материала
| Количество часов (уроков) | ||||
Класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Базовая часть | 52 | 52 | 52 | 52 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2 | Подвижные игры | 12 | 12 | 12 | 12 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 12 | 12 | 12 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 14 | 14 | 14 | 14 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 14 | 14 | 14 | 14 |
2 | Вариативная часть | 16 | 16 | 16 | 16 |
2.1 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 16 | 16 | 16 | 16 |
Уровень подготовки обучающихся
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Учащиеся должны знать:
— об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
— о способах и особенностях движений, передвижение;
— о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
— о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
— об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
— о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь:
— выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
— выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
— взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
По окончании начальной школы, обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
1-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучения движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1-2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
1-4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления.
Легкоатлетические упражнения
1-2 классы. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3-4 классы. Понятия: эстафета, темп, длительность бега, команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровья человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические упражнения | Мальчики | Девочки | |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с | 6,5 | 7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 130 | 125 |
Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз | 5 | 4 | |
К выносливости | Бег 1000 м | Без учета времени | |
К координации | Челночный бег 3 *10 м, с | 11,0 | 11,5 |
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.
Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов направлены:
— на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
— овладение школой движений;
— развитие координационных и кондиционных способностей;
— формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
— выработку представление об основных видах спорта;
— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
— воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.