1001 идея интересного занятия с детьми
Применение упражнений «тимбилдинга» с целью реализации воспитательных задач и повышения интереса у учащихся к предмету «Физическая культура» (из опыта работы).
Напалков Алексей Иванович, ГБОУ СОШ №511, учитель ФК, Санкт-Петербург
Предмет (направленность): физическая культура..
Возраст детей: средний и старший.
Место проведения: спортивный зал.
В современной педагогической науке к основным категориям относят — воспитание, развитие, формирование, обучение и образование как результат обучения. В последнее десятилетие в условиях активного реформирования и модернизации системы отечественного образования соотношение и приоритетность между указанными категориями менялись кардинально. На сегодняшний день воспитанию в школе возвращается незаслуженно заниженная функция решения различных педагогических задач и в особенности своей основной цели — обеспечение каждому человеку всестороннего и гармонического развития.
Традиционными составными частями воспитания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, называют: умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и физическое.
К задачам физического воспитания относят следующие:
-укрепление здоровья;
-повышение умственной и физической работоспособности;
-развитие двигательных качеств;
-обучение двигательным действиям;
-воспитание нравственных качеств и др.
Основными формами реализации данных задач в условиях школы является предмет физическая культура и разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы. На сегодняшний день отмечается значительное падение интереса у учащихся к урокам ФК, среди основных причин которого отмечают:
-невысокий методический уровень уроков;
-педагогические штампы, скука на уроке;
-отсутствие музыкального сопровождения и игровых моментов;
-низкий уровень материально-технического обеспечения;
-отсутствие положительных эмоций у учащихся;
-низкая оценка учащимися урока физической культуры.
Таким образом, главные пути повышения интереса к уроку ФК, называют:
-инновационность;
— интегративность;
-вариативность;
-эмоциональность;
-творчество;
-мониторинг;
-результативность.
В свете всего вышеизложенного и с учетом введения 3го часа урока физической культуры, очевидно, актуальным является поиск конкретных средств, форм и методов повышения мотивации к занятиям физической культурой. В своей педагогической практике с целью решения данной проблемы я использую средства «тимбилдинга» (или командообразование). Данный термин обычно используется в контексте бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Данная система упражнений – заданий появилась в России в середине 90-х и особо активно стала использоваться в последнее время в целях активного отдыха на корпоративных мероприятиях, сплочения коллектива и психологической разгрузки. К основным видам тимбилдинга относят: детский, экстремальный, спортивный, корпоративный, танцевальный, творческий.
Детский «тимбилдинг» — это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. С помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Учащийся в процессе выполнения упражнения становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества. Таким образом, реализуется воспитание широкого спектра нравственных качеств.
Составляющие процесса командообразования:
— повышение уровня взаимодействия между членами команды;
— развитие сплоченности коллектива;
— оценка роли каждого «игрока» в команде;
— выявление лидеров;
— оттачивание навыков решения нестандартных задач;
— повышение мотивации на достижение коллективных целей;
— развитие стрессоустойчивости;
— возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;
— моделирование различных ситуаций;
— повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.
В условиях образовательного процесса элементы командообразования используются мною как во внеурочной работе в рамках секций ОДОД, внеклассных мероприятиях, так и на уроках физической культуры, где данные средства с учетом их низкой моторной плотности применяются преимущественно в вводной и заключительной частях урока и активно способствуют повышению эмоциональности, заинтересованности и мотивации учащихся. При выполнении заданий «тимбилдинга» применяется в основном групповой метод организации деятельности учащихся и, для большей эффективности целесообразно использовать музыкальное сопровождение и вносить в данный процесс соревновательный характер, что также повышает эмоциональность и насыщенность урока.
Освоение программного материала по предмету «Физическая культура» по федеральным государственным образовательным стандартам 2го поколения оценивается метапредметными, предметными и личностными результатами. На мой взгляд, применение средств «тимбилдинга» будет в большей степени способствовать улучшению метапредметных результатов учащихся, особенно в областях нравственной и коммуникативной культур.
Наша школа открыла свои двери совсем недавно и поэтому в настоящий момент особо остро стоит социальная проблема формирования классных коллективов. Ребята приехали из разных регионов, перешли из других учебных заведений и имеют различные системы ценностей, привычек и норм поведения. Для того чтобы привести данные системы к общему знаменателю и максимально нивелировать все различия необходимо время и большой комплекс различных мер. Я считаю, что использование элементов «тимбилдинга» в образовательном процессе, и не только на уроках физической культуры, позволит ускорить процесс образования школьного коллектива и будет способствовать более быстрой адаптации к новым условиям многих учащихся.
Примеры заданий из «тимбилдинга» для учащихся среднего и старшего звеньев:
«Круг». Участники, сидя на полу и держась за руки, должны без помощи рук все вместе одновременно встать.
«Архипелаг». В квадрате 1м х 1м все участники, стоя обеими ногами и не заступая за линии (не менее 10 чел.) должны удержаться не менее 2х минут.
«Несуществующее животное». Участники, держась друг за друга, изображают придуманное животное, при этом только 10 ног и 5 рук, например, могут касаться земли (не менее 15 участников).
«Тесная скамейка». Все участники, стоя на узкой скамейке или бревне, должны поменяться друг с другом местами не касаясь земли (пола).
«Надежные друзья». Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
«Наизнанку». Участники команды держась за руки друг с другом между ног, должны пролезть под ногами друг друга не разрывая рук.
«Сороконожка» (для юношей). Участники в упоре лежа кладут ноги на плечи сзади стоящих и таким образом все вместе выполняют несколько отжиманий.
«Не урони». Команда стоит в кругу и каждый держит гимнастическую палку прижав ладонью сверху, затем все должны переместиться в сторону отпустив свою палку и прижав соседнюю не уронив их.
Примеры заданий из тимбилдинга для учащихся начальной школы сводятся в основном к разновидностям командных подвижных игр, которые должны активно использоваться в учебном процессе:
Игра в «12 записок». В ней есть все необходимое – всевозможные задания, шифры и ребусы, которые разгадываются сообща, и вожделенный приз – спрятанные «сокровища» в виде торта, сундука с конфетами или еще чего-нибудь столь ценимого ребятней.
«Игольное ушко». Замечательное коллективное упражнение — протягивание обруча через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки.
«Наседка и цыплята». Играющие делятся на 2 команды. Игроки первой команды равномерно распределяются по всей длине окружности. Игроки второй команды располагаются внутри круга, стоя в затылок друг другу и взяв впередистоящего за плечи. Нападающие передают друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент и попасть в последнего игрока.
«К своим капитанам». Класс делится на несколько команд, в каждой из которых выбирается капитан. По первому сигналу все хаотично разбегаются, по следующему сигналу все замирают и закрывают глаза. Капитаны расставляются в разные места и затем также по сигналу команды как можно быстрее должны сделать вокруг своих капитанов различные фигуры — «Хоровод», «Тропинка» и т.п.
Таким образом, в свете всего вышеизложенного и основываясь на собственном педагогическом опыте, я считаю, что применение средств «тимблдинга» в условиях учебного процесса целесообразно и позволит максимально эффективно реализовать комплекс воспитательных задач, а также будет способствовать повышению интереса и мотивации у учащихся к предмету «физическая культура».
Подласый И.П., Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов:В 2 кн. -М.: ВЛАДОС, 1999
Муромцева Лидия Владимировна, Детский тимбилдинг на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/detskii-timbilding-na-urokakh-fizicheskoi-kultury-i-vo-vneurochnoi, 2012
5