Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск
Проект программы внеурочной деятельности
Спортивно – оздоровительного направления
«Баскетбол»
для обучающихся 11-12 лет
Учитель физической культуры
1 квалификационной категории
Яковкина Екатерина Петровна
2014 год.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Спортивно-оздоровительное направление педагогически целесообразно, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Все виды внеурочной деятельности должны быть направлены на выполнение следующих педагогических задач:
— диагностирование, прогнозирование, проектирование обучения и оптимизации структуры учебного материала;
— управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом;
— формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;
— приобретение высокого уровня развития необходимых знаний, умений и двигательных навыков;
— выявление перспективных детей для дальнейшего прохождения обучения и участие на соревнованиях.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно – оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений, самостоятельных занятий. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную, физическую активность, развивать свои лучшие личностные качества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углубленная, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Составлена на основе Примерной образовательной программы, Комплексной программы физического воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1)Образовательные:
— изучать историю развития баскетбола;
— обучение технике и тактике игры;
— изучать правила судейства и проведения соревнований;
— развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
2)Развивающие:
— Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
— Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
— Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
— Расширение спортивного кругозора детей.
3) Воспитательные:
— формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
— пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников;
— содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» предназначена для учащихся 5 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Педагогической целесообразностью руководителя спортивной секции является всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием детей и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьникам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.
Формы организации обучения:
— командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь
Владеть основными техническими приемами баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
— повседневное систематическое наблюдение;
— участие в спортивных праздниках, конкурсах;
— участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
— спортивные праздники, конкурсы;
— матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
— соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
— дневник достижений учащихся;
— портфолио учащихся.
Режим занятий: пятница – 15:00.
Учебно-тематический план (2 часа в неделю (68 часов в год))
Название тем | теория | практика | всего | |
|
|
| ||
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры | 8 |
|
|
2 | Общефизическая подготовка | В течение всего года | ||
3 | Специальная подготовка | В течение всего года | ||
4 | Техническая подготовка |
| 26 |
|
5 | Тактическая подготовка |
| 26 |
|
6 | Игровая подготовка | В течение всего года | ||
7 | Контрольные и календарные игры |
| 8 |
|
| Общее количество часов в год | 8 | 60 | 68 |
Тематическое планирование на сайте…
Содержание программы:
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Общие основы баскетбола – 8 часов (История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость разминки в занятиях спортом. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом. Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология. Подведение итогов года. Методика тренировки баскетболистов. Техническая подготовка баскетболистов. Психологическая подготовка баскетболиста).
Общая физическая подготовка – в течение всего года. (Строевые упражнения. Упражнения для рук плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища. Упражнения для всех групп мышц. Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей». Упражнения для развития быстроты, ловкости, гибкости, для развития прыгучести).
Специальная физическая подготовка – в течение всего года( Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении. Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом). Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны). Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам, развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами. Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом. Метание различных мячей в цель. Эстафеты с разными мячами).
Техническая подготовка – 26 часов
— Обучение передвижению в стойке баскетболиста, технике остановок прыжком и двумя шагами, прыжку толчком двух ног и одной ноги. Повороты вперед и назад. Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и параллельном движении. Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении. Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока. Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении, в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита. Обучение технике двух шагов с места, в движении. Броски двумя руками от груди с двух шагов).
Тактическая подготовка – 26 часов(Нападение— Выход для получения мяча на свободное место. Обманный выход для отвлечения защитника. Розыгрыш мяча короткими передачами. Атака кольца. «Передай мяч и выходи». Наведение своего защитника на партнера. Защита — Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаке кольца. Подстраховка. Система личной защиты).
Игровая подготовка – в течение всего года.(Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола).
7.Контрольные и календарные игры – 8 часов (Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола. Товарищеские игры с командами соседних школ. Итоговые контрольные игры).
Ожидаемые результаты:
Общие:
— повышение уровня физической подготовленности;
— сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания;
— стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Личностные:
— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, а так же проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
Метапредметные:
— общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культуры;
— организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организация места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
— управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровье, сдержанность, рассудительность.
Контрольно-оценочная система в спортивно – оздоровительном направлении «Баскетбол» 5 класс, основанная на накопительном принципе по ФГОСООО.
Система оценивания основанная на накоплении и фиксации балльных эквивалентов образовательных достижений обучающихся, включает в себя: — новый подход к оцениванию (применительно к баскетболу); — расширенный спектр объектов оценивания; — альтернативный инструментарий оценивания образовательных (учебно-спортивных) достижений обучающихся с использованием индивидуальной накопительной ведомости;
Сущность новой системы оценивания – в течение года обучающиеся накапливают («зарабатывают») баллы:
70 и более баллов — высокий уровень;
28 баллов – средний уровень;
18 баллов – низкий уровень.
Знания и умения учащихся | самооценка | уровень | |
1 | Знать и выполнять инструктаж по технике безопасности на уроках по баскетболу | | |
2 | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча, ведение мяча в движении и на месте. | | |
3 | Корректировать движение при ловле и передаче мяча, технику ведения мяча | | |
4 | Уметь применять в игре защитные действия, владеть мячом в игре, бросать мяч в корзину с двух шагов | | |
5 | Знать правила игры в баскетбол | | |
юноши девушки баллы
| | 10 | | | | |
Спортивная форма и обувь | | | 10 | | | |
Учет высоты подскока, см | 30;25;20 | 25;20;15 | 5 | 4 | 3 | |
Учет прыжка в длину с места, см | 179; 178-135; 134 | 164; 163-125; 124 | 5 | 4 | 3 | |
Учет передачи мяча двумя руками от груди за 30 сек | 30; 25; 20 | 25; 20; 15 | 5 | 4 | 3 | |
Учет ведения мяча змейкой с последующим броском в корзину | 6;9;12 | 8;11;14 | 5 | 4 | 3 | |
Учет броска мяча в корзину с двух шагов из 5 бросков | 4;3;2 | 4;3;2 | 5 | 4 | 3 | |
Учет броска мяча в корзину с 2 метров одной или двумя руками из 5 бросков | 4;3;2 | 4;3;2 | 5 | 4 | 3 | |
| | Итог | 50 | 24 | 18 | |
Бонусы: Доклады, рефераты, выступления на тему « Баскетбол» до 5 баллов.
Участие в контрольной игре: победители – 5 балла, проигравшие- 4 балла
Участие в школьных соревнованиях по баскетболу – 5 балла
Участие в выездных товарищеских матчах по баскетболу – 5 баллов
Штрафы: отсутствие спортивной формы – 2б; нарушение дисциплины- 2б; несоблюдение правила техники безопасности- 10б.
Механизм отслеживания результатов по программе:
Юноши | Девушки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег 20 метров, (сек) | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 3,8 | 4,1 | 4,4 |
Бег 60 метров, (сек) | 8,8 | 8,9 | 9,0 | 9,7 | 10,1 | 10,5 |
6 – минутный бег, (м) | 1400 | 1250 | 1000 | 1200 | 1100 | 800 |
Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,7 | 9,3 | 10,0 |
Прыжок в длину с места, (см) | 2,05 | 1,90 | 1,50 | 2,00 | 1,80 | 1,40 |
Подтягивание, количество раз | 8 | 6 | 3 | — | — | — |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз | — | — | — | 19 | 15 | 5 |
Передачи и броски мяча.
Контрольные упражнения | Возраст | |
11 | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество). | 20 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий). | 2 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий). | 6 |
Материально-техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски), видеопроектор, компьютер.
Список литературы для педагогов:
Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.
Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
Список литературы для обучающихся и родителей:
Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
Интернет – ресурсы:
Тестовые задания: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/01/25/testovoe-zadanie-po-basketbolu;
https://www.do-oc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=680&Itemid=99999999;
Правила соревнований: https://sport-men.ru/stati-po-vidam-sporta/basketbol/pravila-igry/pravila-sorevnovanij-po-basketbolu.html;
Баскетбол тренировки: https://sportaim.ru/index.php/basketbol/trenirovki;
Игра – тренажёр: https://mydomashka.ru/flash-games/chempionat-mira-po-basketbolu.
Учитель физической культуры Е.П. Яковкина