Проект программы внеурочной деятельности Спортивно – оздоровительного направления «Баскетбол» для обучающихся 11-12 лет




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск








Проект программы внеурочной деятельности

Спортивно – оздоровительного направления

«Баскетбол»

для обучающихся 11-12 лет





Учитель физической культуры

1 квалификационной категории

Яковкина Екатерина Петровна







2014 год.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Спортивно-оздоровительное направление педагогически целесообразно, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Все виды внеурочной деятельности должны быть направлены на выполнение следующих педагогических задач:

— диагностирование, прогнозирование, проектирование обучения и оптимизации структуры учебного материала;

— управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом;

  формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;

— приобретение высокого уровня развития необходимых знаний, умений и двигательных навыков;

— выявление перспективных детей для дальнейшего прохождения обучения и участие на соревнованиях.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно – оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений, самостоятельных занятий. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную, физическую активность, развивать свои лучшие личностные качества.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углубленная, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Составлена на основе Примерной образовательной программы, Комплексной программы физического воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010.

Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1)Образовательные:

— изучать историю развития баскетбола;

— обучение технике и тактике игры;

— изучать правила судейства и проведения соревнований;

развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;

Свежие документы:  Дополнительная образовательная программа по физической культуре для учащихся 6-11 классов "Фитнес-гимнастика"

2)Развивающие:

— Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

— Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

— Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

— Расширение спортивного кругозора детей.

3) Воспитательные:

— формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

— пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» предназначена для учащихся 5 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Педагогической целесообразностью руководителя спортивной секции является всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием детей и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьникам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

Формы организации обучения:

— командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать

Основы знаний о здоровом образе жизни.

Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.

Правила игры в баскетбол.

Тактические приемы в баскетболе.

Уметь

Владеть основными техническими приемами баскетболиста.

Проводить судейство матча.

Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

Развить качества личности

Воспитать стремление к здоровому образу жизни.

Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.

Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.

Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Способы проверки образовательной программы:

— повседневное систематическое наблюдение;

— участие в спортивных праздниках, конкурсах;

— участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

— спортивные праздники, конкурсы;

— матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

— соревнования школьного, районного и городского масштабов.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование  проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.

Формы и способы фиксации результатов:

— дневник достижений учащихся;

— портфолио учащихся.

Режим занятий: пятница – 15:00.

Учебно-тематический план (2 часа в неделю (68 часов в год))

п/п

Название тем

теория

практика

всего




1

Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры

8



2

Общефизическая подготовка

В течение всего года

3

Специальная подготовка

В течение всего года

4

Техническая подготовка


26


5

Тактическая подготовка


26


6

Игровая подготовка

В течение всего года

7

Контрольные и календарные игры


8



Общее количество часов в год

8

60

68













Тематическое планирование на сайте…

Содержание программы:

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

  1. Общие основы баскетбола 8 часов (История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость разминки в занятиях спортом. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом. Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология. Подведение итогов года. Методика тренировки баскетболистов. Техническая подготовка баскетболистов. Психологическая подготовка баскетболиста).

  2. Общая физическая подготовка – в течение всего года. (Строевые упражнения. Упражнения для рук плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища. Упражнения для всех групп мышц. Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей». Упражнения для развития быстроты, ловкости, гибкости, для развития прыгучести).

  3. Специальная физическая подготовка – в течение всего года( Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении. Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом). Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны). Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам, развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами. Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом. Метание различных мячей в цель. Эстафеты с разными мячами).

  4. Техническая подготовка – 26 часов

— Обучение передвижению в стойке баскетболиста, технике остановок прыжком и двумя шагами, прыжку толчком двух ног и одной ноги. Повороты вперед и назад. Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и параллельном движении. Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,

при встречном и параллельном движении. Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,

скорости, высоты отскока. Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,

с отскоком от щита, в движении, в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,

с середины, без отскока и с отскоком от щита. Обучение технике двух шагов с места, в движении. Броски двумя руками от груди с двух шагов).

  1. Тактическая подготовка – 26 часов(Нападение— Выход для получения мяча на свободное место. Обманный выход для отвлечения защитника. Розыгрыш мяча короткими передачами. Атака кольца. «Передай мяч и выходи». Наведение своего защитника на партнера. Защита — Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаке кольца. Подстраховка. Система личной защиты).

  2. Игровая подготовка – в течение всего года.(Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола).

7.Контрольные и календарные игры – 8 часов (Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола. Товарищеские игры с командами соседних школ. Итоговые контрольные игры).

Ожидаемые результаты:

Общие:

— повышение уровня физической подготовленности;

— сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания;

— стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.

Личностные:

— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, а так же проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

Метапредметные:

— общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культуры;

— организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организация места занятий;

планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

— управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровье, сдержанность, рассудительность.



Контрольно-оценочная система в спортивно – оздоровительном направлении «Баскетбол» 5 класс, основанная на накопительном принципе по ФГОСООО.

Система оценивания основанная на накоплении и фиксации балльных эквивалентов образовательных достижений обучающихся, включает в себя: — новый подход к оцениванию (применительно к баскетболу); — расширенный спектр объектов оценивания; — альтернативный инструментарий оценивания образовательных (учебно-спортивных) достижений обучающихся с использованием индивидуальной накопительной ведомости;

Сущность новой системы оценивания – в течение года обучающиеся накапливают («зарабатывают») баллы:

70 и более баллов — высокий уровень;

28 баллов – средний уровень;

18 баллов – низкий уровень.


Знания и умения учащихся

самооценка

уровень

1

Знать и выполнять инструктаж по технике безопасности на уроках по баскетболу



2

Уметь выполнять различные варианты передачи мяча, ведение мяча в движении и на месте.



3

Корректировать движение при ловле и передаче мяча, технику ведения мяча



4

Уметь применять в игре защитные действия, владеть мячом  в игре, бросать мяч в корзину с двух шагов



5

Знать правила игры в баскетбол







юноши девушки баллы

 Инструктаж по Т.Б



10




Спортивная форма и обувь



10




Учет высоты подскока,  см

30;25;20

25;20;15

5

4

3


Учет прыжка в длину с места, см

179; 178-135; 134

164; 163-125; 124

5

4

3


Учет передачи мяча двумя руками от груди за 30 сек

30; 25; 20

25; 20; 15

5

4

3


Учет ведения мяча змейкой  с последующим броском в корзину

6;9;12

8;11;14

5

4

3


Учет броска мяча в корзину с двух шагов из 5 бросков

4;3;2

4;3;2

5

4

3


Учет броска мяча в корзину с 2 метров одной или двумя руками из 5 бросков

4;3;2

4;3;2

5

4

3




Итог

50

24

18


Бонусы: Доклады, рефераты, выступления на тему « Баскетбол» до 5 баллов.

Участие в контрольной игре: победители – 5 балла, проигравшие- 4 балла

Участие в школьных соревнованиях по баскетболу – 5 балла

Участие в выездных товарищеских матчах по баскетболу – 5 баллов

Штрафы: отсутствие спортивной формы – 2б; нарушение дисциплины- 2б; несоблюдение правила техники безопасности- 10б.


Механизм отслеживания результатов по программе:


Контрольные упражнения

(задания)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20 метров, (сек)

3,5

3,7

3,9

3,8

4,1

4,4

Бег 60 метров, (сек)

8,8

8,9

9,0

9,7

10,1

10,5

6 – минутный бег, (м)

1400



1250


1000

1200

1100

800

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,3

9,0

9,3

8,7

9,3

10,0

Прыжок в длину с места, (см)

2,05

1,90

1,50

2,00

1,80

1,40

Подтягивание, количество раз

8

6

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

19

15

5

Передачи и броски мяча.

п/п

Контрольные упражнения

Возраст

11

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).

20

2.

5 штрафных бросков (попаданий).

2

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).

6



Материально-техническое обеспечение.

  1. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.

  2. Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски), видеопроектор, компьютер.

Список литературы для педагогов:


Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.

Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.

Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.

Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.

Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.


Список литературы для обучающихся и родителей:

Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.

Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.

Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.

Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.


Интернет – ресурсы:

Тестовые задания: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/01/25/testovoe-zadanie-po-basketbolu;

https://www.do-oc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=680&Itemid=99999999;

Правила соревнований: https://sport-men.ru/stati-po-vidam-sporta/basketbol/pravila-igry/pravila-sorevnovanij-po-basketbolu.html;

Баскетбол тренировки: https://sportaim.ru/index.php/basketbol/trenirovki;

Игра – тренажёр: https://mydomashka.ru/flash-games/chempionat-mira-po-basketbolu.



Учитель физической культуры Е.П. Яковкина

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: