Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________________ «_____»___________2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 13 ___________Н.В.Ким Приказ от «______» № _________ |
Проект реализации модуля
«Спортивные игры с мячом»
Автор программы: Поваляева Людмила Викторовна,
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории
Бердск – 2011
Проект реализации модуля «Спортивные игры с мячом
Актуальность проекта: Одним из главных направлений деятельности педагогического коллектива является забота о здоровье школьников, создание и улучшение условий, гарантирующих социальную их защиту, выполнение областной программы «Школа здоровья», пропаганда здорового образа жизни. Для реализации областной программы в школе № 13 создана «Программа деятельности МОУ СОШ № 13 по сохранению и развитию здоровья учащихся». В учебно-воспитательном процессе используются здоровьесберегающие технологии в обучении школьников, где нет перегрузок, созданы комфортные психологические условия для успешной учебы, используется педагогика сотрудничества, учение без принуждения, создаются ситуации успеха, полностью выполняются все санитарно-гигиенические требования.
Организация спортивной деятельности школьников осуществляется в рамках школьной программы, направленной на сохранение и развитие здоровья обучающихся.
Известно, что двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья школьников, поэтому в учебный план введен третий час физической культуры, который и будет реализован в рамках модуля «Спортивные игры с мячом», а также изучение подвижной народной игры «Лапта». Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность.
Проект реализации модуля «Спортивные игры с мячом» направлен на
содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни.
Благодаря внедрению данного проекта спортивно-оздоровительной деятельностью охвачено 30% школьников.
Место реализации проекта: МОУ СОШ № 13
Время проведения: 2011-2012 учебный год
Целевая группа: обучающиеся 4, 5, 8 классов и их родители.
Цели проекта:
Создание модуля образовательного процесса, нацеленного на повышение двигательной активности обучающихся.
Задачи:
1. Разработка комплекса программ по повышению двигательной активности обучающихся;
Создание адаптивной образовательной среды для детей с разными возможностями физического развития и здоровья;
Изучение и формирование умений играть в спортивные игры с мячом (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, регби, лапта);
Формирование у школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
Популяризация спортивных игр и здорового образа жизни среди школьников;
Увеличение количества школьников, участвующих в спортивных мероприятиях;
Привлечение родителей к участию в реализации проекта и организация товарищеских встреч с семейными командами школ города.
Ожидаемые результаты:
Повышение двигательной активности у обучающихся 4, 5 и 8 классов.
Повышение уровня физической подготовленности школьников.
Улучшение показателей здоровья обучающихся.
Сформированность умений и навыков в спортивных играх с мячом у 30 % обучающихся.
Механизм реализации проекта:
Данный проект предполагается реализовывать в рамках третьего часа урока физической культуры, который будет проводиться в определенный день недели в течение всего учебного года. Для реализации проекта дополнительно разработана рабочая программа, которая предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа рассчитана на 35 учебных часов у обучающихся 5-х классов, 36 учебных часов у обучающихся 8-х классов и направлена на углублённое изучение теоретических и практических основ спортивных игр (таких как, волейбол, футбол, гандбол, баскетбол и подвижной народной игры «Лапта»). Занятия будут реализовываться по определенной системе и видам деятельности с использованием инноваций в учебно-воспитательном процессе и физкультурно-оздоровительной деятельности. Каждое занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся.
Для проверки эффективности функционирования проекта, а так же педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся предусматривается проведение тематического контроля, осуществляемого в соревновательно-игровой форме, т.е. предусматривается организация товарищеских встреч между классами среди параллелей 4, 5 и 8-х классов по спортивным играм в рамках плана спортивно-массовых мероприятий школы на 2001-2012 учебный год.
В мае 2012 года будет проведен анализ результатов деятельности в рамках проекта.
Постоянными партнерами и спонсорами проекта являются: областная администрация г. Новосибирска и Центр психолого — педагогической помощи.
Стоимость реализации проекта: 15000 рублей.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал для занятий с набором необходимого оборудования:
Баскетбольная площадка с разметкой, щиты, кольца, баскетбольные мячи.
Волейбольная площадка с разметкой, волейбольная сеть, волейбольные мячи.
Мячи для игры в регби и гандбол.
Спортивный стадион для занятий с набором необходимого оборудования:
Футбольное поле размером 60м х 40м, футбольные ворота размером 7 м х 2,5 м, футбольные мячи.
Игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г и теннисный мяч.
Методика преподавания в ходе реализации проекта
Формирование «жизненных навыков» — позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты,
умение постоять за себя и договориться с другими, сопротивление негативному групповому давлению, совладение с эмоциями, формирование позитивного образа «Я» и т.п.
Совместная спортивно-оздоровительная деятельность (учитель-ученики, родители-дети).
Групповая работа в классе.
Виды занятий, применяемые в ходе реализации проекта
Теоретическая часть:
Беседы, рассказы, показы, убеждения учителя;
Слушание;
Решение проблем.
Практические занятия:
Спортивные игры с мячом (волейбол, футбол, гандбол, регби, баскетбол). Виды спортивных игр, в которых главным инструментом игры является мяч. Мяч в них служит для достижения победы или получения преимущества в игре перед командой соперника. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Важнейшими качествами для игроков в спортивных играх являются прыгучесть, реакция, физическая сила, гибкость, скорость и выносливость.
Подвижная игра – лапта.
Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы.
Лапта — игра увлекательная и доступная всем, принимает всех — умелых и не очень, игра для веселья и собственного удовольствия, в то же время она способствует физическому развитию. В ней есть элементы многих видов спорта. Лапта включает в себя ходьбу, бег, прыжки, удары по мячу, ловлю, метание и развивает у игроков быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость.
ПРИМЕРНОЕ ГОДОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕТКИ ЧАСОВ
НА РАЗДЕЛЫ
Тема | Количество часов | |
1 | Подвижная игра «Лапта» | 6 |
2 | Футбол | 6 |
3 | Волейбол | 6 |
4 | Баскетбол | 6 |
5 | Гандбол | 6 |
6 | Регби | 5 |
ВСЕГО: |
| 35 |
Календарно-тематическое планирование (примерное)
на 2011 /2012 учебный год
Тема урока | Дата проведения | |
ЛАПТА – 4 часа | ||
1 | Техника безопасности при игре. Ознакомление с правилами игры. Подача и удары по мячу. Ловля мяча с лету. | Сентябрь |
2 | Ознакомление с правилами игры. Перебежки и выбивание игроков. Осаливание и самоосаливание. | |
3 | Ознакомление с правилами игры. Возвращение мяча в дом. Перебежки и выбивание игроков. | Сентябрь |
4 | Ознакомление с правилами игры. Замена игроков. Правила поведения и желтая карточка. | |
Футбол – 2 часа | ||
5 | Техника безопасности. Развитие основных физических качеств (ОФК). Удар внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Ведение мяча | Октябрь |
6 | ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Развитие основных физических качеств (ОФК). Удар внутренней и внешней стороной стопы. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча и удар по воротам | |
Волейбол – 6 часов | ||
7 | ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Развитие основных физических качеств (ОФК). Стойка игрока перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты, подвижные игры с элементами волейбола. | Октябрь |
8 | ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Развитие основных физических качеств (ОФК). Стойка игрока перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты, подвижные игры с элементами волейбола. | |
9 | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. эстафеты. Игра в мини-волейбол. | Ноябрь |
10 | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. эстафеты. Игра в мини-волейбол. | |
11 | Стойка и перемещение игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. эстафеты. Игра в мини-волейбол. | Ноябрь |
12 | Стойка и перемещение игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. эстафеты. Игра в мини-волейбол. | |
Баскетбол – 6 часов | ||
13 | Техника безопасности и правила поведения в игре. Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Терминология баскетбола | Декабрь |
14 | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Терминология баскетбола. | |
15 | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | Декабрь |
16 | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | |
17 | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | Январь |
18 | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | |
Гандбол – 6 часов | ||
19 | Техника безопасности при игре в гандбол. Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. | Январь |
20 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. Нападающий удар. |
|
21 | Техника ведения мяча. Варианты ловли и передачи мяча. Бросок на точность и быстроту в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния. Учебная игра | Февраль |
22 | Техника ведения мяча. Варианты ловли и передачи мяча. Бросок на точность и быстроту в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния. Учебная игра | |
23 | Варианты ведения мяча. Варианты ловли и передачи мяча. Бросок на точность и быстроту в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния. Учебная игра | Февраль |
24 | Варианты ведения мяча. Варианты ловли и передачи мяча. Бросок на точность и быстроту в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния. Учебная игра | |
Регби – 5 часов | ||
25 | Техника безопасности при игре в регби. Правила игры. Ловля и передача мяча. Учебная игра. | Март |
26 | Тактика игры. Техника выполнения передач мяча. Вырывание мяча и подбор. Учебная игра. | |
27 | Техника защитных действий. Ловля и передача мяча. Учебная игра. | Март |
28 | Ловля и передача мяча. Штрафной бросок. Технико-тактические действия в нападении | |
29 | Личная защита под своим кольцом. Взаимодействие трех игроков в нападении. Учебная игра. | Апрель |
Лапта – 2 часа | ||
30 | Техника безопасности при игре. Подача и удары по мячу. Ловля мяча с лету. Учебная игра. | Апрель |
31 | Перебежки и выбивание игроков. Осаливание и самоосаливание. Возвращение мяча в дом. Перебежки и выбивание игроков. Учебная игра. | |
Футбол – 4 часа | ||
32 | Техника безопасности. Правила игры. Стойки и передвижения, повороты, остановки. Удары по катящему мячу. Учебная игра | Май |
33 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. Удары по катящему мячу. Нападающий удар. Учебная игра | |
34 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. Удары по катящему мячу. Технико-тактические действия игроков. Учебная игра | Май |
35 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. Удары по катящему мячу. Технико-тактические действия игроков. Учебная игра |
Список используемой литературы:
Авторская разработка