Задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
Программа построена на принципах:
— целостности процесса обучения предполагающего интеграция основного и дополнительного образования;
— сотрудничества и ответственности;
— сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
—последовательности и систематичности ;
-непрерывности и наглядности.
В процессе обучения используются следующие методы:
— объяснительно-иллюстративный ( при объяснении нового материала);
— репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
— исследовательский (каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью
технических средств учебный материал);
— соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
— игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает формы учебной деятельности учащихся:
Фронтальная (фронтальная предусматривает подачу материала группе
Индивидуальная (индивидуальная предполагает самостоятельную работу );
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность
самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Наименование разделов и тем | Кол-во часов на разделы | из них | |||||||
теория | практика | ||||||||
Теоретические занятия |
20 ч. | ||||||||
1. | Правила безопасности на занятиях баскетболом. |
| 1 ч. |
| |||||
2. | Физическая культура- важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. |
| 1 ч. |
| |||||
3. | Основные правила игры в баскетбол. |
| 1 ч. |
| |||||
4. | Единая спортивная классификация. |
| 1 ч. |
| |||||
5. | Личная и общественная гигиена. |
| 1 ч. |
| |||||
6. | Физическая подготовка юного спортсмена. |
| 1 ч. |
| |||||
7. | Гигиенические основы труда и отдыха юного спортсмена. |
| 1 ч. |
| |||||
8. | Сущность и назначение планирования. |
| 1 ч. |
| |||||
9. | Закаливание организма спортсмена. |
| 1 ч. |
| |||||
10. | Систематический врачебный контроль . |
| 1 ч. |
| |||||
11. | Воспитание нравственных и волевых качеств . |
| 1 ч. |
| |||||
12. | Психологическая подготовка в процессе тренировки. |
| 1 ч. |
| |||||
13. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. |
| 1 ч. |
| |||||
14. | Методы спортивной тренировки. |
| 1 ч. |
| |||||
15. | Техническая подготовка юного спортсмена. |
| 1 ч. |
| |||||
16. | Первая помощь при травмах. Тактическая подготовка юного спортсмена |
| 1 ч. |
| |||||
17. | Правила игры и методика судейства. |
| 1 ч. |
| |||||
18. | Правила игры и методика судейства. |
| 1 ч. |
| |||||
19. | Спортивный массаж и самомассаж. |
| 1 ч. |
| |||||
20. | Итоговое занятие. |
| 1 ч. |
| |||||
| |||||||||
Практические занятия |
204 ч. | ||||||||
Общая физическая подготовка |
64 ч. | ||||||||
а) | Упражнения для развития силы; |
|
| 14 ч. | |||||
б) | Упражнения для развития быстроты; |
|
| 14 ч. | |||||
в) | Упражнения для развития прыгучести; |
|
| 12 ч. | |||||
г) | Упражнения на развитие координации; |
|
| 12 ч. | |||||
д) | Упражнения для развития выносливости; |
|
| 12 ч. | |||||
|
|
|
|
| |||||
Техника игры в баскетбол |
80 ч. | ||||||||
а) | Перемещения баскетболиста; |
|
| 12 ч | |||||
б) | Техника владения мячом: |
|
|
| |||||
| — ловля мяча; |
|
| 12 ч. | |||||
| — передача мяча; |
|
| 12 ч. | |||||
| — броски в корзину; |
|
| 12 ч. | |||||
| — ведение мяча; |
|
| 12 ч. | |||||
| — финты; |
|
| 10 ч. | |||||
| — техника овладения мячом. |
|
| 10 ч. | |||||
Тактика игры в баскетбол |
56 ч. | ||||||||
а) | Игра в нападении: |
|
|
| |||||
| — индивидуальные действия; |
|
| 12 ч. | |||||
| — групповые действия; |
|
| 8 ч. | |||||
| — командные действия. |
|
| 8 ч. | |||||
б) | Игра в защите: |
|
|
| |||||
| — индивидуальные действия; |
|
| 12 ч. | |||||
| — групповые действия; |
|
| 8 ч. | |||||
| — командные действия. |
|
| 8 ч. | |||||
| |||||||||
1 | Контрольные испытания | 4 ч. |
| 4 ч. | |||||
| Итого: | 204 ч. | 20 ч. | 224 ч. |
Основы знаний о физкультурной деятельности (20 часов)
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избран-ном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Стресс. Влияние стресса на сос-тояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы занятия физическими упражнения-ми. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
Общеразвивающие упражнения (64 часа)
Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.); прыжковые упражнения со скакал-кой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Спортивные игры (баскетбол) (140 часов)
В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска.
Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.
Календарно- тематическое планирование
Дата | Название темы | Тип подго- товки | К – во часов | Приме-чание | |
|
| 1)Физическая культура-важнейшее средство вос-питания и укрепления здоровья учащихся. 2)ОФП | Теор. ОФП | 2 |
|
|
| История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. | Теор. Техн. | 2 |
|
|
| Техника передвижения приставными шагами. ОФП | Техн. ОФП. | 2 |
|
|
| Передача мяча двумя руками от груди. | Техн. | 2 |
|
|
| Правила безопастности на занятиях баскетболом.ОФП | Теор. ОФП. | 2 |
|
|
| Единая спортивная классификация. Тактика нападения. | Теор. Такт. | 2 |
|
|
| Техника передвижения при нападении. ОФП | Техн. ОФП | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
|
|
| Техника передвижения в защите. | Техн. | 2 |
|
|
| СФП | СФП | 2 |
|
|
| Способы ловли мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направ-ления и силы полета мяча. | Теор. Техн. | 2 |
|
|
| ОФП | ОФП | 2 |
|
|
| Бросок мяча двумя руками от груди. | Техн. | 2 |
|
|
| Физическая подготовка юного спортсмена. СФП | Теор. СФП | 2 |
|
|
| Взаимодействие трех игроков «треугольник». | Такт | 2 |
|
|
| Техника ведения мяча. ОФП | Техн. | 2 |
|
|
| Ведение мяча с переводом на другую руку. | Техн. | 2 |
|
|
| Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. СФП. | Теор. СФП | 2 |
|
|
| Взаимодействие 2-х игроков «передай мяч и выходи». | Такт. | 2 |
|
|
| Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
|
|
| Сущность и назначение планирования, его виды. ОФП. | Теор. ОФП | 2 |
|
|
| Ловля двумя руками «низкого мяча». | Техн. | 2 |
|
|
| Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | Техн. | 2 |
|
|
| Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
|
|
| Командные действия в нападении. | Такт. | 2 |
|
|
| Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | Техн. | 2 |
|
|
| Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | 2 |
|
|
| Многократное выполнение технических приемов. | Интегр. | 2 |
|
|
| Учебная игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. ОФП | Техн. ОФП | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 2 |
|
|
| СФП | СФП | 2 |
|
|
| Систематический врачебный контроль за юными спортсменами основа достижений в спорте.ОФП | Теор. ОФП | 2 |
|
|
| Командные действия в нападении. | Такт. | 2 |
|
|
| Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | 2 |
|
|
| Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. ОФП | Такт. ОФП | 2 |
|
|
| Применение изучен. способов ловли,передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
|
|
| Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. СФП. | Теор. СФП | 2 |
|
|
| Индивидуальные действия при нападении и защите. | Такт. | 2 |
|
|
| Командные действия при нападении и защите. | Такт. | 2 |
|
|
| ОФП | ОФП | 2 |
|
|
| Передача мяча в парах , тройках. | Технич. | 2 |
|
|
| Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП | Теор. СФП | 2 |
|
|
| ОФП | ОФП | 2 |
|
|
| Бросок мяча одной рукой от плеча. | Техн. | 2 |
|
|
| Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | Такт. | 2 |
|
|
| Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
|
|
| Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | 2 |
|
|
| Техника ведения мяча разных стойках. | Технич. | 2 |
|
|
| Методы спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | 2 |
|
|
| Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча. | Теор. Техн. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Техническая подготовка юного спортсмена. | Теор. | 2 |
|
|
| Тактика защиты. | Такт. | 2 |
|
|
| Круговая тренировка. | ОФП | 2 |
|
|
| Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | Техн. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Действия одного защитника против двух нападающих. | Такт. | 2 |
|
|
| Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | Техн. | 2 |
|
|
| Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
|
|
| Психологическая подготовка в процессе тренировки Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теор. Такт. | 2 |
|
|
| Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | 2 |
|
|
| Переключение от действий в нападении к действиям в защите. ОФП | Такт. ОФП | 2 |
|
|
| СФП. | СФП | 2 |
|
|
| Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
|
|
| Защитные стойки. ОФП | Техн. ОФП | 2 |
|
|
| Защитные передвижения. Учебная игра. | Техн. Интегр. | 2 |
|
|
| Применение защитных стоек и передвижений в зави-симости от действий и расположения нападающих. | Такт | 2 |
|
|
| Применение защитных стоек и передвижений в зави-симости от действий и расположения нападающих. | Такт | 2 |
|
|
| Техника штрафного броска. ОФП | ОФП Технич. | 2 |
|
|
| Учебная игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| Выбор места и способа противодействия нападающе-му без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | Такт. | 2 |
|
|
| Чередование упражнений на развитие физических ка-честв применительно к изучению техничес. приемов. | Интегр. | 2 |
|
|
| Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП. | Техн. ОФП | 2 |
|
|
| Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегр. | 2 |
|
|
| Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 2 |
|
|
| Организация командных действий в нападении. | Такт. | 2 |
|
|
| Организация командных действий в защите. | Такт. | 2 |
|
|
| Круговая тренировка. | ОФП | 2 |
|
|
| Учебная игра | Интегр. | 2 |
|
|
| Бросок мяча одной рукой сверху. | Техн. | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 2 |
|
|
| Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | Техн. | 2 |
|
|
| Техника овладения мячом.ОФП | Техн. ОФП | 2 |
|
|
| Техника броска мяча одной рукой от плеча. | Техн. | 2 |
|
|
| Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | 2 |
|
|
| Учебная игра ОФП. | ОФП Интегр. | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. СФП | Контр. СФП. | 2 |
|
|
| Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | 2 |
|
|
| Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. ОФП | Интегр. | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн | 2 |
|
|
| Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн | 2 |
|
|
| Контрольные испытания. | Контр. | 2 |
|
|
| Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | Такт. | 2 |
|
|
| Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | Такт. | 2 |
|
|
| Учебная игра. ОФП. | Интегр. ОФП. | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 2 |
|
|
| Круговая тренировка. | ОФП. | 2 |
|
|
| Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях. Игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| Учебная игра. | Интегр. | 2 |
|
|
| СФП | СФП | 2 |
|
|
| Итоги прошедшего спортивного года. | Теор. | 2 |
|