Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол

Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол.

Одним из эффективных методов формирования разносторонне подготовленной личности ребёнка является игра в баскетбол, дающая значительный образовательный и воспитательный эффект, но требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки.

На уроках физической культуры я обучаю базовым элементам игры в баскетбол. Чтобы базовые элементы игры закладывались прочно в сознание детей и двигательные умения перерастали в навык, необходимо развивать у детей с раннего школьного возраста педагогические умения.

Что такое «педагогические умения»? Это совокупность последовательно развертывающихся педагогических действий, направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Применительно к детям младшего возраста понимание педагогических умений строится на умении переносить свои знания в группу сверстников, умении находить новые решения, умении правильно действовать в обстановке, когда нет непосредственного контакта с педагогом.

Для формирования педагогических умений у детей младшего школьного возраста необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  1. Проанализировать возможности развития и становления педагогических умений у детей в процессе обучения той или иной учебной теме.

  2. Правильно распределить развиваемые педагогические умения в различных частях занятий.

  3. Обосновать характеристику целостного процесса развития и становления педагогических умений в ходе обучения и самообразования.

Специально организованное, правильно и систематически осуществляемое обучение в виде решения разнообразных педагогических задач расширяет возможности обучения педагогическому творчеству.

Педагогические умения реализуют принцип сознательности и активности занимающихся, активизируют их деятельность на уроках физической культуры, способствуют реализации самообучения. Как сформировать педагогические умения у детей? На этот вопрос нам помогут ответить психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, когда дети особенно любят играть в «учителя», самостоятельно исполняя роль взрослого педагога, а так же деятельностный подход, который предусматривает освоение педагогических технологий. В ходе такого обучения создаются условия, позволяющие имитировать реальные педагогические события. Единицей обучения при деятельностном подходе является педагогическое действие в определённой обстановке во всей жизненной полноте и противоречивости.

Данный подход облегчает детям младшего школьного возраста переход от учебной деятельности к педагогической.

Попытка в какой-то мере объединить все направления обучения предпринята мной в связи с необходимостью формирования педагогического мышления детей школьного возраста для эффективного освоения ими технико-тактических действий баскетбола.

Границы младшего школьного возраста совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка. В период младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Авторитет взрослого постепенно уменьшается, и все большее значение для ребёнка начинает приобретать общение со сверстниками. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте включает в себя и спортивную деятельность, которая обеспечивает физическое развитие детей и способствует развитию творчества и самообразования.

Сформированность педагогических умений определяется тем, что ученик умеет делать с полученными знаниями и как может применять их на практике.

При обучении базовым элементам игры в баскетбол развиваются такие педагогические умения.

Гностические умения – умения видеть ошибки своих сверстников в выполнении техники ведения мяча, в применении игровых комбинаций; умения извлекать новые знания из различных источников.

Например, в основной части урока при изучении технического элемента «ведения мяча» я делю класс на несколько подгрупп. В каждой подгруппе роль учителя играет один из учеников. Он знает возможные ошибки при ведении мяча.

При изучении технического элемента «передача мяча двумя руками с отскока» тоже определили возможные ошибки и акценты. Помогающие определить правильность выполнения элемента. Это – стойка игрока; активность работы ног; положение рук, повторяющих форму мяча; завершающая фаза в движениях кистей траектория полёта мяча; согласованность в движениях рук и ног; «выстреливающее движение» кистей, которое выполняется за счёт сжимания мяча кистями.

Так как я формирую педагогические умения, дети должны не только иметь представление о правильном выполнении приёма, но и знать возможные ошибки, характерные при его выполнении. Формирование гностических умений, то есть знания теории выполнения технического приёма, помогает детям увидеть ошибки у сверстников.

Коммуникативные умения – умения устанавливать целесообразные взаимоотношения с учащимися, малыми группами, находить контакт, общий язык и правильный тон в различных обстоятельствах; умения располагать к себе сверстников, устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения.

Проведение тренировочных игр способствует процессу обучения тактическим действиям, развивает потребность и направленность детей на общение, проявление коммуникативной толерантности.

Во время игр дети фиксируют число допущенных ошибок. «Учитель» определяет шесть возможных ошибок» нет подбора мяча после броска; нет выхода для получения мяча» нет взаимодействий «передай мяч и выходи»; нет противодействий выходу на свободное место; нет зрительного контроля площадки; нет взаимодействия с игроками своей команды.

Сформированность коммуникативных умений способствует установлению доброжелательности, развитию чувства коллективизма, ответственность друг за друга.

Конструктивные умения – умения найти правильное решение при проектировании самостоятельной деятельности для эффективного взаимодействия со сверстниками в игровых комбинациях.

Использование сформированных конструктивных умений я проанализировала по результатам подвижной игры «Кто быстрее выполнит 25 передач». Здесь наглядно было видно умение каждого ученика самостоятельно принимать решение по использованию технического приёма или взаимодействия: передачи мяча, ловли мяча, ведение мяча, умения открыться для передачи или ловли мяча, освобождение от опеки защитника для дальнейшего взаимодействия с партнёрами. Выполнение технических приёмов и результаты игры контролируются по времени. При этом я отметила, что время выполнения игры стало постепенно сокращаться, так как дети начали использовать не только двигательные, но и умственные способности.

Аналитические умения – умения извлекать знания из практических действий, анализировать свой опыт и опыт других.

Для обучения техническим приёмам нападения – технике перемещений (бег, остановки, прыжки, повороты) и технике владения мячом (ловля, передачи, броски, ведение) – я разработала эстафеты: бег с мячом в руках во встречные колонны передача мяча двумя руками в движении во встречных колоннах ведение мяча с обводкой предмета бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом, бросок мяча в кольцо после ведения

В ходе уроков я проанализировала, что успешность эстафет зависела не только от быстроты передвижения игроков, но и от правильного выполнения элементов баскетбола, двигательных действий в целом. Провела обсуждение результатов эстафет, в ходе которых ученики демонстрировали свои аналитические умения. Назначенные мной капитаны осуществляли анализ действий, подсказывая партнёрам и указывая им на ошибки, которые нужно исправить, чтобы команда улучшила результат.

Прогностические умения – умения предвидеть результат двигательной деятельности, распределять время на выполнение технического приёма, находить для каждой игровой ситуации новое решение.

Обучение тактике игры начинаю по мере овладения техникой нападения и защиты. В ходе совершенствования технических приемов формируются тактические умения, разучиваются индивидуальные тактические действия. На уроке обычно выделяю три игровые комбинации, которые необходимы на предварительном этапе подготовки: освобождение от опеки защитника для получения мяча, сочетание приемов «ведение-передача», перехват мяча.

Перед игрой даю возможность детям самим спрогнозировать составы команд для предстоящей тренировочной игры. Кроме того, во время игр дети самостоятельно решают, когда и какие разученные приёмы и игровые комбинации они будут применять в игровой ситуации. Здесь важную роль в успехе играют сформированные у обучающихся прогностические умения, которые способствовают предвидению ими результата при правильном выборе приёма, распределении времени на выполнение тактического действия, поиске для каждой игровой ситуации новых решений.

У детей младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств, особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения внимания. К 9-10 годам дети становятся способными достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

Процесс обучения младших школьников игре в баскетбол направлен на освоение ими знаний, умений, навыков, их развитие и совершенствование, формирование системы знаний по вопросам техники, тактики, стратегии, правил игры в баскетбол.

Развитие педагогических умений у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол способствует сознательному отношению к выполняемым двигательным действиям, даёт им возможность упражняться, активно применять полученные знания в игровой деятельности, быть в роли учителя, иметь возможность для самостоятельной работы, и самое главное – полученные педагогические умения повышают качество освоения техники и тактики игры в баскетбол.








Свежие документы:  Весёлые старты " Сказка в гости нас зовёт" для учащихся 1 классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: