СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
«Мои дальнейшие рассуждения относятся не к тому, что должен врач делать с больным и хилым ребенком, а к тому, что должны делать родители, не обращаясь к помощи медицины, для оберегания и укрепления здоровой или, по крайней мере, не болезненной конституции своих детей».
Джон Локк «Мысли о воспитании».
Тенденции ухудшения состояния здоровья детей, наиболее проявившиеся в последние годы, сигнализируют о незамедлительных, решительных и коренных переменах в системе физического воспитания среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На сегодняшний день в государстве практически здоровы только 14% детей, 50% имеют отклонения в здоровье, 35% страдают хроническими заболеваниями, у 20% учащихся наблюдаются стойкие неврозы.
Проблема жизни ребенка в школе, его самочувствия и здоровья стала одной из важных, острых проблем современной педагогики. Изучение воздействия учебно-воспитательного процесса и образа жизни на формирование здоровья выявило основные факторы риска, влияющие на ухудшение состояние здоровья детей. К ним относятся: повышенные учебные нагрузки, ухудшившиеся условия жизни и вредные привычки, процессы интенсификации обучения, повышения требований и роста объема учебной информации. При этом резко повысилась и психологическая напряженность внутришкольной среды.
К сожалению, в нынешних условиях родители подчас оказывают здоровью своих детей «медвежью услугу», стараясь бесконечно раздвинуть рамки образовательного поля, требуют введения или дополнительного иностранного языка, или информатики, или предметов, которые есть в других школах.
Комплексное обследование учащихся школ показало, что снижение адаптационных возможностей организма, рост психологических трудностей, торможение физического развития детей, как правило, констатируется у тех школьников, которые, кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком. В семьях, где родители имели высшее образование и престижные профессии, дети (первоклассники) почти всегда имели дополнительные внешкольные нагрузки; причем предпочтение отдавалось, к сожалению, пассивным видам, снижающим уровень двигательной активности детей (музыка, иностранные языки, рисование, компьютерные курсы). При этом соответствие нагрузок на ребенка его возможностям практически игнорируются родителями: иногда — из-за амбициозности, но чаще — из-за банального незнания. Деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности, а отдых — обеспечивать полное функциональное восстановление. Должное внимание следует уделять коррекции времени занятий и отдыха, сна и прогулок.
Вооружить родителей этими знаниями — значит сделать первый шаг в формировании их правильного отношения к ребенку, что в свою очередь, должно способствовать его нормальному психическому развитию, укреплять физическое здоровье, удовлетворять потребности по ликвидации «двигательного голода».