Школьное физкультурное образование. Состояние и проблемы


Школьное физкультурное образование.

Состояние и проблемы.


Одним из приоритетных направлений современной государственной политики является решение проблем по улучшению и сохранению состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений, за счет повышения уровня их двигательной активности, формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью как главной ценности жизни.

С этой целью реализация программы развития физической культуры и спорта (до 2020 г.) среди ряда задач предполагает модернизацию и совершенствование системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (1). Как отмечают специалисты, сложившаяся десятками лет система физического воспитания школьников давно не справляется с возложенными на неё задачами (Матвеев А.П., 1997; Курысь В.Н., 1998; Лукьяненко В.В., 1999, 2001; Сидоров Л.К., Савчук А.Н., 2007; Чайцев В.Г., Пронина И.В., 2007).

Нововведения, которые произошли в течение последних пяти лет в системе школьного физического воспитания, позволили на сегодняшний день частично достичь планируемых стратегических результатов по увеличению числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом за счет привлечения их к участию в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и др. (4). Но, несмотря на эти достижения, «извечная» проблема низких показателей уровней физического развития и подготовленности школьников остается нерешенной. Причиной такого положения является недостаточная двигательная активность учащихся. Доказано, что нормированная двигательная активность оказывает положительный эффект на состояние здоровья людей, влияет на протекание биологических, физиологических процессов в организме. Но внеурочные занятия в школах (физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, кружки, секции и др.), система дополнительного образования, а тем более уроки физической культуры, ни по отдельности, ни при суммировании двигательной деятельности, не способны компенсировать недостаток двигательной активности, необходимый для полноценного развития учащихся (М.Я. Виленский, 1987; В.В. Зайцева, 1994; Н.А. Агаджанян, 2001, 2005; В.П. Лукьяненко, 2007; А.В. Жмулин, 2008). Все эти формы физического воспитания способствуют лишь частичной её компенсации, так как в сутки школьник должен выполнять двигательную деятельность не менее 4-х часов. Решить проблему не в состоянии даже попытки введения и соответственно посещения учащимися ежедневных уроков физической культуры (не говоря уже о трехразовых занятиях в неделю). Достичь желаемого результата возможно лишь путем организации учащимися самостоятельных занятий физическими упражнениями. Но, в большинстве своём, при выпуске из школы учащиеся не владеют необходимыми знаниями и умениями организации самостоятельных занятий (2). Они не умеют дозировать физическую нагрузку с учетом особенностей развития своего организма. В свою очередь, неграмотно организованные, без соблюдения методических особенностей, занятия двигательной деятельностью не только могут не оказывать оздоровительного эффекта, но и отрицательно отразиться на состоянии здоровья занимающегося, а чрезмерная двигательная активность, выполняемая вне соблюдении принципов и методических особенностей физического воспитания не только могут оказать существенный вред организму, но и даже привести к летальному исходу. Для снижения вероятности таких последствий школьники должны быть вооружены умениями, навыками рационального, эффективного, методически грамотного использования специальных знаний в повседневной жизни в целях сохранения, укрепления своего здоровья, как во время обучения, так и при выпуске из школы (Л.П. Матвеев, 1976; А.А. Гужаловский, 1986; Лукьяненко В.П., 2007; Востриков 2008; Кардялис К.К. 1999).

Повышение уровня физкультурной образованности населения нашей страны стоит сегодня в ряду важнейших государственных задач совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (1). Забота обучающихся о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному, физическому развитию и самосовершенствованию – должно стать одним из главных обязанностей обучающихся. Образование, в свою очередь, должно быть направлено на овладение учащимися общепринятыми знаниями, умениями и навыками, ценностными установками, опытом деятельности и соответствующими компетенциями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (7). Федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено, что учебные занятия по физической культуре должны стать уроками познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса «Закон сохранения механической энергии»

В результате многочисленных исследований доказано, что формирование знаний о физической культуре  — непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Урок физической культуры, являясь основной формы физического воспитания школьников и общеобразовательной дисциплиной, должен быть направлен на то, чтобы учащиеся, в первую очередь, овладели необходимыми им в повседневной жизни специальными знаниями, умениями и навыками (3,5,6). Единой целью современного урока физической культуры должно стать обеспечение школьников качественным физкультурным образованием.

С одной стороны, из вышесказанного следует, что необходимо пересмотреть содержание уроков физической культуры с превалирующей традиционно двигательной их направленности на решение присущих учебному предмету «Физическая культура», как общеобразовательной дисциплины, образовательных задач. Как показывает практика, что можно наблюдать на различных форумах учителей физической культуры, в том числе на сайте pedsovet.org, учителя не могут смериться и часто выступают категорически против того, что на уроках детям нужно не «бегать и прыгать» и овладевать видами спорта, а получать специальные знания и умения — «заниматься разговорами». Многие считают, что эти знания учащиеся вполне могут получить в рамках выполнения домашних заданий по предмету «Физическая культура». Как правило, зачастую, это рефераты и доклады учащихся, которые не находят себе никакого последующего применения – выступают в качестве формальности. Подготовка учащихся к ведению здорового образа жизни должна осуществляться учителями при прохождении программного материала разделов «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности», но, как показывает практика, в процессе учебной работы эта деятельность осуществляется либо спонтанно (в кабинете при сильных морозах, при «перегрузке» спортивных помещений, или их занятости в связи с проведением школьных массовых мероприятий и др.), либо поверхностно (в течение 3-5 минут на уроке). Большинство учителей считают, что содержание программного материала по вышеуказанным разделам, возможно реализовать в процессе непосредственной двигательной деятельности учащихся. В этом случае, становится сомнительным качество овладения учащимися специальными знаниями, умениями и навыками в совершенстве. Примером того, что «на бегу» или в рамках домашних заданий учащимся содержание этих разделов реализовать не представляется возможным, может служить прохождение одной из многих тем, на первый взгляд, элементарной и для многих примитивной — «Утренняя гигиеническая гимнастика» (УГГ). Если учителю поставить для себя цель научить и приучить детей ежедневно выполнять УГГ, то помимо того, что необходимо рассмотреть различные способы контроля за выполнение этой деятельности учащимися, следует их ознакомить с: влиянием утренней гимнастики на организм человека; правилами составления комплексов УГГ; особенностями подбора упражнений в комплекс с учетом индивидуальных особенностей развитии и подготовленности; последовательностью выполнения, дозирования и примерным количеством этих упражнений; правилами (условиями) выполнения комплекса; примерными показателями частоты сердечных сокращений после его выполнения (ЧСС), в целях определения степени влияния на организм. К этому хотелось бы добавить, что когда на фестивале педагогических идей (2012 г.) я представила прохождение этой темы в качестве инструктивно-методического занятия по физической культуре, отметив это некой новизной в своей деятельности то, к сожалению, среди своих коллег получила однозначный ответ о том, что работа не имеет никакой новизны: «Утренняя гимнастика — эта довольно устаревшая тема для разговора».

Свежие документы:  Сценарий "День здоровья" 1 Класс

Есть множество оснований для сомнений, что ученики в школах в совершенстве владеют знаниями и умениями хотя бы по составлению комплексов утренней гимнастики и отслеживания их влияния на состояние своего организма. Практика свидетельствует о том, что учителя физической культуры не считают необходимым уделять этой теме большое и пристальное внимание, как и многим другим, требующим акцента на теорию и методику физического воспитания. В качестве примеров, можно привести ещё множество тем из области физической культуры, которые требуют подробнейшего пояснения и контроля их прохождения со стороны специалиста и просто необходимы каждому человеку в целях организации здорового образа жизни: составление и выполнение комплексов упражнений различной направленности (общеразвивающих, специально развивающих, рекреационных, профилактических); применение средств закаливания; составление и выполнение режима дня, плана физического самосовершенствования; ведение мониторинга своего физического развития и физической подготовленности и многое другое.

С одной стороны, приоритет двигательной активности в деятельности учителей физической культуры в учебных занятиях вполне обоснован тем, что основным показателям результативности их деятельности (как и тренеров) прежде всего, являются спортивные достижения учащихся. Многие могут оспорить это и указать на то, что при аттестации учителей сегодня существует множество критериев, по которым можно оценить результативность его деятельности. Но примером того, что более весомыми (основными) показателями, являются все-таки высокие спортивные успехи школьников, служат выдержки из экспертной оценки результативности моей профессиональной деятельности (2013 г.):

при 100% качестве обученности школьников по предмету недопустимо наличие учащихся с низким и средним уровнем развития физических качеств. Любой учитель физической культуры согласится с тем, что в каждом классе учащихся с высоким уровнем развития физических качеств (по результатам тестирования) незначительное количество, основную массу составляют учащиеся со средним уровнем и в каждом классе есть учащиеся с низким уровнем развития физических качеств. Считается явным достижением, если на протяжении длительного времени учащиеся повышают или хотя бы сохраняют эти показатели. Следует обратить внимание на исследования Губа В.П., которые указывают на существенную зависимость результатов тестирования двигательных возможностей от этапов возрастного развития школьников. На показатели результатов тестирования оказывает влияние множества медико-биологических факторов, что не позволяет в полной мере ответить на вопрос за счет каких из них был достигнут определенный результат. Это значит, что при оценке результатов тестирования детей разного возраста необходим учет различий морфотипов индивидуального развития учащихся.

— в качестве результатов деятельности учителя не рассматриваются данные о количестве учащихся, самостоятельно занимающихся физической культурой и увлекающихся спортом. Специалистами отмечено, что самостоятельно заниматься спортом обучающиеся не могут: основу спорта составляет специально организованная педагогическая деятельность.

При оценке профессиональных действий учителя отмеченается, что:

— в рамках реализации программы по учебному предмету не рекомендовано проведение теоретических уроков физической культуры в любой их форме. При этом, почему-то не принимается во внимание то, что комплексной программой физического воспитания учащихся под ред. В.И. Ляха по которой работают более 50% учителей возможно проведение 1-2 теоретических уроков для прохождение раздела «Основы знаний»;

Свежие документы:  Методическая разработка конспекта урока по географии по теме "Население Африки" 7 класс

— ведение мониторинга физической подготовленности не может осуществляться обучающимися самостоятельно;

— контроль физической нагрузки не определяется способом наблюдения и хронометирования; пульсометрия — способ определения динамики нагрузки учащихся на уроке – это для специалиста физической культуры, обучающиеся им владеть не могут.

В связи с вышеизложенным, можно отметить наличие явного противоречия между необходимостью повышения уровня образованности школьников в области физической культуры, с одной стороны, и «непринятием» условий и соответствующих форм занятий, способствующих успешному формированию системы специальных знаний, умений и навыков – с другой.

Мы считаем, что только грамотное преподавание образовательного компонента физической культуры будет способствовать формированию у школьников мотивационно-ценностных ориентаций, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, что позволит, в свою очередь, достичь стратегических результатов по увеличению числа населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом (1,4).

В заключении хотелось бы привести высказывания профессора В.П. Лукьяненко, который убежден в том, что перспектива успешного развития системы общего образования в области физической культуры «целиком и полностью зависит от того, как скоро в сознании специалистов, а затем и в общественном сознании удастся преодолеть отмеченный ранее необычайно прочно закрепившийся социально-психологический стереотип в понимании сути и главного предназначения уроков физической культуры». Он призывает придать предмету истинную общеобразовательную направленность, основной целью которого будет являться ни что иное, как обеспечение школьников должным уровнем физкультурной образованности, как базовой основы и непременного условия успешного формирования физической культуры личности. Автор отмечает, что необходимо, наконец-таки, полное осознание неопровержимого факта, что без полноценных знаний (успешное формирование которых возможно только на специально отведенных занятиях), составляющих интеллектуальную основу физической культуры, ее успешное формирование не представляется возможным. «Учебная работа по физической культуре в школе должна быть переориентирована с простого воспроизведения некоторого количества образов двигательных действий («двигательного натаскивания») на формирование необходимого уровня образованности в этой сфере. Этот уровень должен служить основой, обеспечивающей возможность грамотного использования средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни» (3).

Литература:

  1. Концепция федеральной целевой программы «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (от 2 января 2014 г. № 2-р, https://government.ru/).

  2. Латыпов И.К. Урок в современной школе. Проблемы и реальные возможности // Физическая культура в школе. — 2010 № 7, с. 2-5

  3. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России [Текст]/ М.: Советский спорт, 2007. – 120 с.

  4. Материалы доклада министра спорта РФ В.Л. Мутко о резльтатах работы минспорта России в 2013 году и основных направлениях его деятельности на 2014-2017 годы (https://www.minsport.gov.ru/)

  5. Матвеев А.П. К проблеме основ содержания физкультурного образования // Физическая культуры: воспитание, образование, тренировка. — 1997 № 4 с.13-14

  6. Матвеев А.П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. — № 6. – С. 2-5.

  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: