Резникова Галина Германовна
Место работы: МОУ «Гимназия иностранных языков» г.Ухты
Республики Коми
Должность: учитель физической культуры высшей
квалификационной категории
Педагогический стаж: 20 лет
«Система без отметочного оценивания ЗУНов по физической культуре обучающихся
2-9 классов»
Введение
Нужно ли оценивать учащихся на уроках физической культуры? Нужна ли вообще отметка по физкультуре? Как правильно оценить обучающегося, чтобы ему это было понятно и при этом не пропало желание заниматься физическими упражнениями? Оценка и отметка. Есть ли разница между этими понятиями? Безусловно. Оценка — это результат процесса оценивания, отметка — количественное выражение оценки. Оценивание на уроках физической культуры необходимо для контроля качества обучения и может быть экспертным, если это касается знаний по предмету, умений организации занятий физическими упражнениями, техники выполнения упражнений; тестовым — относительно развития физических качеств. Также необходимо оценивание индивидуального прогресса обучающегося в изучении предмета. Рационально ли выставление отметок по предмету, который предполагает наличие природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся? Не будет ли в этом случае отметка отражать не столько знания и умения обучающихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры?
Оценивая свой педагогический опыт, статистические данные о здоровье школьников, многолетние исследования уровня физической подготовленности гимназистов (начиная 2000 г.), специфику предмета, я пришла к выводу о том, что для сохранения и укрепления здоровья (главной, на мой взгляд, задачи физического воспитания) необходимо вовсе не высокое, а оптимальное развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации), поэтому рациональным решением в оценивании ЗУНов обучающихся по физической культуре считаю замену «отметочной» системы оценивания — «зачётной». Это позволит обучающимся более комфортно чувствовать себя на уроках, особенно при прохождении «трудного» для них материала. Не секрет, что здоровье и хорошее физическое развитие наследственно обусловлено, в то время как высокая интенсивность современного образования приводит к снижению двигательной активности учащихся, а это, в свою очередь — к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей школьника, плюс неуверенность, боязнь низкой отметки — всё это ведёт к снижению мотивации к занятиям.
Целью внедрения «зачётной» системы оценивания ЗУНов обучающихся является вовлечение каждого ученика а активный учебно-познавательный и творческий процесс.
Главной задачей является создание оптимальных условий для достижения поставленной цели, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Основной идеей разработки «зачётной системы» оценивания ЗУНов обучающихся является то, что предмет физическая культура имеет концентрическую структуру и посредством основных видов физических упражнений (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, туризм) призван, прежде всего, решать вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания осознанного отношения обучающихся к ЗОЖ, т.е научить детей не только использовать личный двигательный опыт для формирования основных понятий в области физической культуры, но и применять полученные знания для контроля своего физического развития в целях поддержания здоровья.
Основная часть.
Потребность в разработке данной системы оценивания ЗУНов обучающихся по физической культуре возникла на основании письма Министерства образования Российской федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 года, запроса местного социума (в лице детей и их родителей) и того факта, что среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия. Школьная среда — один из таких мощных факторов, т.к. у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития — получением ребёнком общего среднего образования. Поэтому приоритетным направлением в работе учителя физической культуры является создание образовательной адаптивной среды с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и формирования ключевых компетенций выпускников в области физической культуры, а именно: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности, получение прочных знаний в области физической культуры, повышение интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. При оценке достижений учеников учитываются индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Критерии оценки качества подготовки обучающихся по предмету «Физическая культура»
■ По основам знаний
«зачёт»:
понимание сущности материала, использование примеров из своего опыта; в изложении материала допускаются небольшие неточности и незначительные ошибки.
«не зачёт»:
отсутствие знаний и умения использовать изученный материал на практике.
■ По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
«зачёт»:
демонстрация комплексов, направленных на развитие конкретного физического качества или комплекса УГГ. Организация мест занятий, подбор инвентаря, судейство. Допускаются незначительные неточности и ошибки в подборе и демонстрации упражнений, подборе инвентаря, организации мест занятий, судействе.
«не зачёт»:
неумение подбирать и демонстрировать упражнения, подбирать инвентарь, организовывать
места занятий, осуществлять судейство.
■ По технике выполнения двигательных действий
«зачёт»:
двигательное действие выполнено правильно, точно, в надлежащем темпе, легко, чётко. Допускается некоторая скованность движений, несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению движения.
«не зачёт»:
двигательное действие выполнено неправильно, допущено много грубых и мелких ошибок,
приведших к искажению техники движения.
■ По результатам нормативных тестов
«зачёт»:
обучающийся показывает положительную динамику результатов тестов относительно своего возраста и пола
«не зачёт»:
значительная отрицательная динамика результатов.
Как же проводится итоговая аттестация обучающихся? Итоговая проверка и оценка знаний о физической культуре, умений и навыков за каждый триместр и учебный год определяется «зачётом», который носит блочный характер. Задача «зачёта» — дать оценку достигнутым успехам ученика в соответствии с его физическим развитием и физической подготовленностью.
Исходя из материально-технической базы гимназии: отсутствие спортивного зала (имеется только хореографический класс), аренда малой ванны бассейна, наличие пришкольной территории, у обучающихся 4 класса зачеты представлены следующим образом:
I блок
11 урок: лёгкоатлетические упражнения — демонстрация техники высокого старта, прыжка в длину с разбега способом согнув ноги.
23 урок: плавание — проплывание дистанции 25 м кролем на груди и спине в полной координации.
31 урок: гимнастика с элементами акробатики – акробатическая комбинация из изученных упражнений (6 обязательных: сед углом, стойка на лопатках, кувырок вперед, перекат назад через плечо, «мост», равновесие на одной). Лично-командные соревнования.
II блок
58 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники скользящего шага (на 10 метровом отрезке: м- 8 шагов, д- 9 шагов), попеременного двухшажного хода, одновременного бесшажного хода, поворота переступанием в движении.
59 урок: плавание — проплывание дистанции 25 м брассом в полной координации.
III блок
70 урок: лыжная подготовка — «Лыжный марафон» Непрерывное передвижение до 2,5 км без учета времени (НРК).
91 урок: лёгкоатлетические упражнения — демонстрация техники прыжка в высоту с бокового разбега способом перешагивание, метания с месвта на дальность.
95 урок: плавание — комплексное плавание 4×25 м.
С учетом особенностей занятий физической культурой обучающихся 5-9 классов (аренда игрового спортивного зала в ДЮСШ, занятия лыжной подготовкой в сосновом бору «Детского парка») для обучающихся 9 класса – это:
I блок
11 урок: лёгкая атлетика — демонстрация техники низкого старта, прыжка в длину с 11-13 шагов разбега, эстафетного бега.
28 урок: баскетбол — демонстрация техники ловли и передачи мяча по «восьмёрке», броска в прыжке, личной защиты.
II блок
37 урок: гимнастика — демонстрация техники выполнения равновесия на одной, кувырка вперёд из выпада (дев.), длинного кувырка с 3 шагов разбега, стойки на голове и руках (мальч.), опорного прыжка боком с поворотом на 900 (девочки), «согнув ноги» (мальчики), (козёл в длину, высота 110-120см).
61 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники скользящего шага, классических одновременных лыжных ходов.
III блок
74 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники одновременного одношажного конькового хода, преодоления впадин. Непрерывное передвижение 4 км (девочки), 5 км (мальчики) без учета времени (НРК).
85 урок: волейбол — демонстрация техники приёма и передачи мяча у сетки, нижней прямой подачи в заднюю часть площадки, нападающего удара при встречных передачах.
91 урок: лёгкая атлетика — демонстрация техники прыжка в высоту с 7-9 шагов разбега, метания на дальность с полного разбега. Кросс 1 км.
Наряду с этим для определения динамики развития физических качеств 2 раза в год проводится определение индивидуального уровня физической подготовленности каждого обучающегося.
Вывод
В МОУ «ГИЯ» без отметочная система оценивания учащихся в 1-9 классах была ведена в 2004 году. Опыт введения «зачётной» системы оценивания ЗУНов обучающихся по физической культуре показал, улучшение посещаемости уроков (уменьшилось число пропусков «по состоянию здоровья»); снижение напряжённости при выполнении «трудных», по мнению отдельных детей, упражнений, способствуя тем самым созданию оптимальной психологической раскованности на уроке; повысилась активность и эмоциональный настрой каждого обучающихся в выполнении контрольных упражнений, т. к. некоторые виды «зачётов» проходят в форме лично-командных соревнований, где обучающиеся и участники, и судьи Т.о. данная система каждому ученику обеспечивает одинаковый доступ к основам физической культуры, создаёт условия развития ситуации успешности, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.
К сожалению, в 2007-2008 учебном году в связи с изменением правил заполнения документов выпускников основной и средней школы, решением педагогического совета 30 августа 2007 года без отметочная система в основной школе была заменена традиционной системой оценивания знаний, умений и навыков учащихся по физической культуре.
Список литературы
| |
Письмо Министерства образования Российской федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 года | «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» |
Программа общеобразовательных учреждений | Лях В.И, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.: Просвещение, 2004, 2005. — 127 с. |
Программа общеобразовательных учреждений | Матвеев А.П. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. — М.: Просвещение, 2005, 2007 — 144 с. |
Программа общеобразовательных учреждений | Матвеев А.П. Физическая культура. Начальные классы. — М.: Просвещение,2005, 2007 — 32 с. |
Статья в газете | Водянкин Е.Г. – Рейтинговая система получения отметки по физкультуре. – «Спорт в школе», № 18 (349), сентябрь 2004. – с. 14-15 |
Статья в газете | Межуев В. – Оценка! Отпугиваем или стимулируем ученика. – «Спорт в школе», № 9 (340), май 2004. – с. 8-14 |
Статья в газете | Копыло Ю.А. – О модернизации школьного физического воспитания. – «Спорт в школе», № 7 (340), апрель 2004. – с. 10-16 |
Статья в газете | Верхлина Г.А., Верхлин В.Н. – Не ставьте мне отметку. Лучше не оцените меня – «Спорт в школе», № 3 (358), февраль 2005. – с. 10-15 |
Статья в газете | Игнатьев П., доцент НИРО. — Технология оценивания школьников на уроках гимнастики. Раздел «Акробатика» – «Спорт в школе», № 24 (402), декабрь 2006. – с. 18-20 |
Методическое пособие | Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 класс — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 272 с. |
Методическое пособие | Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей.— М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 130 с. |
Методическое пособие | Бутин И.М. и др. Физическая культура в начальных классах.— М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 176 с. |
Методическое пособие | Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.— М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с. |
Сборник материалов | Гордияш Е.Л. И др. Физическое воспитание в школе. — Волгоград: Учитель, 2008. — 379 с. |
Библиотечка «Первое сентября» | Машковцев А.И. Критериальное оценивание на уроках физической культуры — М.: Чистые пруды, 2009. — 32с. |
Сборник материалов | Цабыбин С.А. — Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе — Волгоград: Учитель, 2009. — 172 с. |
Приложение 1
«Лично-командные соревнования по акробатике, как форма «зачёта»
для обучающихся 4 класса»
Цель: — использование личного двигательного опыта обучающихся для контроля качества обучения акробатическим упражнениям.
Задачи: — совершенствование двигательных навыков
— обучение самооценке и оценке достигнутых успехов одноклассников в соответствии с индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью в разделе «Акробатика»
— воспитание дружбы, взаимопомощи.
В данном «зачёте» предлагается вариант адаптации системы оценивания, принятой в спорте, к школьной системе физического воспитания. В основе подхода лежит систематизация ошибок двигательного действия и градация ошибок, снижающих оценку. Ошибки распределены на четыре группы:
Мелкие ошибки — ошибки, не влияющие на основное звено двигательного действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали, носки не оттянуты при выполнении стойки на лопатках)
Средние ошибки — ошибки, влияющие на основное звено двигательного действия (н/п, значительное отклонение от вертикали, незначительное сгибание ног при выполнении стойки на лопатках, недостаточное выпрямление ног и рук в положении «мост»)
Грубые ошибки — ошибки основного звена двигательного действия (н/п, опора головы о мат при выполнении кувырка вперёд)
Невыполнение — основное звено в технике двигательного действия отсутствует или получается другой технический элемент (н/п, потеря устойчивости (менее 2 сек) при выполнении равновесия на одной)
На уроках закрепления и совершенствования акробатических упражнений обучающимся было предложено самостоятельно составить комбинацию из 6 изученных элементов, т. о. каждый выбирал для себя посильные для хорошего исполнения упражнения. Также, во время подготовки к зачету, работая в группах, дети обсуждали правильность выполнения упражнения, выявляли ошибки и способы устранения этих ошибок.
Стоимость каждого элемента оценивается в 10 баллов, всей комбинации — в 60 баллов, т.к. обучающиеся 4 класса знакомы только с целыми числами. За ошибки предлагаются следующие сбавки:
1. Мелкие ошибки — 1 балла (за одну ошибку)
Средние ошибки — 3 баллов
3. Грубые ошибки — 5 баллов
4. Невыполнение — 10 баллов
За красоту, слаженность, усложнение элемента допускается начисление призовых баллов от 1 до 10.
Результаты каждого участника соревнований заносятся в протокол, в котором выступающий также выставляет себе оценку за выполнение комбинации (самооценка). Затем высчитывается среднее арифметическое значение для каждого участника и сумма оценок команды в целом (в идеале – использование ноутбуков с таблицами Excel по количеству команд)
В соревнованиях принимают участие все школьники 4 класса, которые делятся на 4 команды по 6-7 человек (освобождённые выступают только в роли судей.) Одновременно на акробатических дорожках выполняют комбинацию 4 участника, остальные выступают в роли судей. Каждый участник помимо своего выступления оценивает выступления ещё 5-6 одноклассников.
Победителями соревнований становятся обучающиеся, которые набрали наибольшее количество баллов (отдельно среди девочек и среди мальчиков). Подобным образом определяется команда победительница.
«Зачёт» получают те обучающиеся, которые набирают более 40 баллов.
Приложение 2
ПРОТОКОЛ
лично-командных соревнований по акробатике
I команда (___________________________________)
название команды
Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Средний балл | Место | |
1 |
| С |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
| С |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
| С |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
| С |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
| С |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
| С |
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
| С |
|
|
Общая сумма баллов команды _________________