Учебная программа факультативного курса для учащихся 1-4 классов «Опережающее обучение элементам гимнастики»
Пояснительная записка
Спортивная гимнастика является массовым видом спорта, увлекательна для младших школьников, развивает координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества. Программа «Опережающее обучение элементам гимнастики» носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных, физических и психологических особенностей учащихся 1-4 классов. Данная программа вводится за счет вариативной части школьного учебного плана в рамках регионального компонента. Общий объем программы составляет 272 часа.
Цель опережающего обучения элементам гимнастики: содействие всестороннему развитию личности школьника посредством овладения основами физкультурной деятельности. Слагаемыми обучения являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
Занятия по спортивной гимнастике ориентированы на важные компоненты, такие как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, моральных и волевых качеств, формирование у учащихся потребностей к систематическим занятиям спортом. При реализации комплексной программы, гимнасты смогут творчески применять полученные навыки для поддержания общефизической подготовки, укрепление и сохранение собственного здоровья.
Актуальность данной программы обусловлена существующей проблемы развития двигательных способностей школьников, возможным решением данной проблемы через формирование и развитие младших школьников гибкости, выносливости, силовых, координационных и скоростных качеств.
Цель: внедрить эффективные пути повышения уровня физической подготовленности учащихся с учетом их физического развития и эмоционального здоровья.
Задачи:
Воспитывать у учащихся потребность в занятиях по гимнастике и здоровому образу жизни.
Развивать двигательную активность обучающихся через разнообразные формы занятий.
Содействовать укреплению здоровья учащихся, их разностороннему и гармоничному развитию.
Использовать элементы и упражнения гимнастики для опережающего развития школьников.
Приемы и методы, применяемые на занятиях по гимнастике
Основной формой организации обучения спортивной гимнастики является урок, который проводится под руководством учителя-тренера с учетом санитарно-гигиенических требований к учебным занятиям.
Теоретические занятия проводятся самостоятельно и в комплексе с практическими упражнениями. При проведении теоретических занятий по спортивной гимнастике отдельные положения теории подкрепляются примерами из практики, схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями.
Практические занятия различаются:
по цели (учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные);
по количественному составу школьников (индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые);
по степени разнообразия решаемых задач (однородные и разнородные).
На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики спортивной гимнастики.
На учебно-тренировочных занятиях большее внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности спортсменов.
На тренировочных занятиях осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности.
Занятие по спортивной гимнастике состоит из трех частей:
а) подготовительной;
б) основной;
в) заключительной.
Физиологическая разминка предусматривает:
а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания;
б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.
В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения для гимнаста, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающихся, периода подготовки и направленности занятия.
В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов (уровень сенсомоторных реакций) увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать индивидуальные особенности занимающихся.
В подготовительной части нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.
Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения.
Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока.
В подготовительную часть входят упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию надлежащего порядка и дисциплины на занятиях.
Последовательность в упражнениях. Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения специально-подготовительные, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении.
а) овладение техническими и тактическими навыками и совершенствование их;
б) психологическая подготовка;
в) выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
Нагрузка должна нарастать по объему и особенно по интенсивности.
В заключительной части организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части гимнасты иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями. Даются упражнения отвлекающие (на внимание, подвижные игры и др.).
Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. Часто группа бывает неравной по своей квалификации или по способностям в освоении материала. Поэтому, сохраняя структуру занятия, можно давать отдельным занимающимся спортивной гимнастикой разные задания.
Большое место занимают различные формы организации занятий по гимнастике. В настоящее время широко применяются такие формы, как урок, занятия по спортивным видам гимнастики, физкультурные паузы, организованное проведение перемен, подготовка и участие в спортивных вечерах, соревнованиях.
В зависимости от задач, учебного материала, условий, состава занимающихся, наличия гимнастического инвентаря и оборудования используются такие приёмы, как: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой, а также методом обучения упражнению в целом (целостный метод) и по частям (расчлененный метод).
При фронтальном методе ученики выполняют одновременно одно и то же задание под руководством учителя (акробатические упражнения, танцевальные элементы, упражнения, направленные на развитие физических качеств: сила, гибкость, выносливость, координация движений).
При групповом методе группа делится на отделения, которые могут выполнять упражнения на разных снарядах (конь, кольца, брусья) или выполнять разные двигательные задания (акробатические упражнения, развитие мышц живота, опорные прыжки и т. д.).
При индивидуальном методе учитель даёт задание каждому ученику для самостоятельного выполнения. Эта методика применяется в основном на секционных занятиях.
При круговом методе (поточный) выполняются комплексы двигательных заданий беспрерывно или с незначительным перерывом, который связан с переходом к другому снаряду или упражнению (перекладина, брусья, акробатика).
Целостный метод позволяет формировать наиболее правильные двигательные навыки, соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся. Целостный метод, как правило, применяется при изучении и совершенствовании какого-либо действия, состоящего из целого комплекса движений.
Расчлененный метод применяется для изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей целого. После того как отдельное движение усвоено достаточно прочно, его связывают с другими движениями: занимающиеся снова выполняют целостное действие, обращая внимание на правильное воспроизведение той детали, которая изучалась отдельно как часть общего действия. Часто целостные действия воспроизводят после предварительного изучения его частей на более раннем этапе обучения.
Гимнасты разной квалификации могут совершенствовать отдельные движения, входящие в уже изученный комплекс. Чем выше мастерство гимнаста, тем чаще он применяет целостный метод в изучении и совершенствовании сложных действий.
Расчлененный и целостный методы обучения взаимосвязаны. В процессе обучения гимнастике они используются поочередно по схеме: целостный — расчлененный — целостный.
Правильно расположив группу (занимающиеся не мешают друг другу, хорошо видят преподавателя, и он — их), преподаватель вкратце дает характеристику упражнению. Преподаватель показывает и одновременно называет упражнения. Этот способ доступен любому составу занимающихся, он позволяет преподавателю объяснять назначение и другие характеристики заданного упражнения или действия. Занимающиеся выполняют движения одновременно с показом их преподавателем. Он может исправлять ошибки еще в этой предварительной фазе, тем самым, добиваясь более точного выполнения упражнения. При проведении занятий с детьми преподаватель может вести сюжетный рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Преподаватель может показывать упражнение, не называя его занимающимся. После показа он или подает команды для начала и окончания упражнения, или предлагает занимающимся копировать все его действия, в том числе и паузы между упражнениями. Такой прием активизирует внимание и способствует большей самостоятельности занимающихся. Прием напоминает своеобразную игру. Дети очень внимательно следят за преподавателем и стремятся точнее скопировать его действия.
Чтобы занимающиеся точно выполняли упражнения, преподаватель им помогает, пользуясь подсказом, зеркальным показом и подсчетом. По ходу выполнения преподаватель подсказывает форму, амплитуду и другие особенности упражнения.
Исправление ошибок. При выполнении упражнения занимающиеся допускают те или иные ошибки, которые преподаватель должен немедленно устранять. Иногда он указывает на ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Если одну и ту же ошибку допускают многие занимающиеся, целесообразно прекратить выполнение, разъяснить суть ошибки и сделать соответствующие поправки.
Общие требования к проведению занятий:
а) высокая дисциплина во время выполнения упражнений, внимательность при объяснениях и показе;
б) самостоятельное, сосредоточенное и точное выполнение упражнения или действия;
в) интерес к занятиям, который можно поддерживать хорошим объяснением, четким показом, своевременным исправлением ошибок, убеждением, требовательностью, вниманием к каждому занимающемуся, иллюстрированием материала интересными примерами, точным выполнением плана, анализом результатов обучения.
Необходимое условие для успешных занятий — хорошо оборудованный зал, дружный, активно работающий коллектив.
Новизна. Комплексной программой по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов В.И.Ляха и А.А. Зданевича (2006 год) предусмотрено в начальной школе 14 часов на раздел «Гимнастика», что недостаточно для оптимального уровня общефизической подготовки учащихся. На раздел «Гимнастики» в среднем и старшем звене отводится 12 часов. Однако, в этом возрасте появляется угловатость, заторможенность, теряется грация, увеличивается вес тела подростка. Исходя из выше изложенного, требуется изменить подходы в развитии двигательных качеств и внедрить опережающее изучение элементов гимнастики. Из практики известно, чем лучше развиты движения у ребенка в младшем школьном возрасте, тем выше двигательная активность в подростковом возрасте.
Значимость данной программы заключается в том, что при успешной реализации планируемых задач повышается уровень физической подготовленности учащихся и способствует результативному участию школьников в спортивно-массовых мероприятиях городского и окружного уровней.
Основные задачи гимнастики
1. Оздоровительные: укрепление здоровья, развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы; улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
2. Образовательные: способствовать всестороннему гармоничному развитию, воспитанию силы, скоростных способностей, ловкости, гибкости, выносливости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой и оборонительной деятельности.
3. Воспитательные: воспитание коллективизма, дисциплинированности, морально-волевых качеств: смелости, решительности, целеустремленности, выдержки, настойчивости, инициативности.
Эти задачи решаются при помощи использования разнообразных упражнений и их сочетаний.
В современной теории и практике упражнений их принято объединять в группы в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий, а также на основе их воздействия анатомо-физиологических и психологических особенностей человека.
Разделы программы
Разделы программы (учебный материал) | Количество часов | |
1 | Строевые упражнения | 4 |
2 | Освоение навыков ходьбы | 4 |
3 | Освоение навыков бега | 4 |
4 | Освоение навыков лазания | 4 |
5 | Освоение навыков опорных прыжков | 12 |
6 | Освоение навыков акробатических упражнений | 12 |
7 | Освоение навыков висов и упоров | 12 |
8 | Развитие координационных способностей | 8 |
9 | Развитие силовых способностей, гибкости | 8 |
Итого | 68 |
Распределение учебного времени на прохождение учебного материала
Содержание занятий | Количество часов | |
Теоретические занятия | ||
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 |
2 | Основы техники безопасности в спортивном зале, на снарядах (козел), при выполнении упражнений на гимнастических снарядах | 1 |
3 | Санитарно-гигиенические требования на тренировке, гигиена спортсмена | 0,5 |
4 | Психологическая, моральная и волевая подготовка | 0,5 |
Итого | 3 | |
Практическая подготовка | ||
1 | Строевые упражнения, ОРУ, ОФП | 4 |
2 | Специальная физическая подготовка | 10 |
3 | Техническая подготовка и малая акробатика | 6 |
4 | Упражнения на гимнастических снарядах — шведская стенка, скамейка, бревно — опорный прыжок — перекладина | 14 |
5 | Хореографическая подготовка (танцевальные упражнения) | 4 |
6 | Развитие гибкости, растяжки, равновесия | 8 |
7 | Прыжки, прыжковая акробатика | 6 |
8 | Акробатические элементы (кувырки, стойки на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, мосты, перевороты) | 6 |
9 | Составление и отработка комбинаций | 4 |
Итого | 62 | |
Контрольные испытания | ||
1 | Выполнение контрольных нормативов | 2 |
2 | Участие в соревнованиях | 1 |
Всего часов | 68 |
Содержание программы
Освоение строевых упражнений. 1 класс
Основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу и в круг, перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в сторону руки; повороты на право, налево; команды: «Шагом марш!», «Класс, стой!», «На 1,2 рассчитайсь!»
Освоение строевых упражнений. 2 класс
Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два; из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному, на указанные ориентиры; команды: «На 2,4 шага, разомкнись!»
Освоение строевых упражнений. 3 класс
Команды: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «На первый, второй рассчитайсь!», построение в две шеренги; перестроение из двух шеренги два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой».
Освоение строевых упражнений. 4 класс
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», рапорт учителю, повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами; из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.
Освоение навыков ходьбы. 1-2 класс
Ходьба обычная на носках, пригнувшись на пятках, в полу приседе, с различным положением рук, под счет учителя, в приседе, на внутренней и внешней стороне стопы; коротким, средним и длинным шагом.
Освоение навыков ходьбы. 3-4 класс
Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, «в коридорчике», в различном темпе под звуковые сигналы.
Танцевальные упражнения 1-2 класс
Шаг польки, галопа, приставной шаг влево, вправо.
Танцевальные упражнения 3-4 класс
Шаг польки, галопа, приставной шаг влево, вправо; открытый и закрытый прыжок, прыжок «ножницами», подбивной прыжок.
Освоение навыков бега 1-2 класс
Бег обычный с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом в чередовании с ходьбой до 150м.
Освоение навыков бега 3-4 класс
Дальнейшее освоение двигательного навыка, а так же бег коротким, средним и длинным шагом. Бег высоко поднимая колени, захлёстывая голень.
Освоение навыков лазания 1 класс
Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Освоение навыков лазания 2 класс
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, и лежа на животе подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным прихватом рук и перестановкой ног; лазанье по канату.
Освоение навыков лазания 3 – 4 класс
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, и лежа на животе подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; лазанье по канату; перелезание через препятствие.
Освоение навыков опорных прыжков 1 класс
Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, козла; вскок в упор стоя на колени, в упор присев и соскок прогнувшись; прыжок ноги врозь.
Освоение навыков опорных прыжков 2 класс
Опорный прыжок вскок в упор присев и соскок прогнувшись; ноги врозь, согнув ноги через козла.
Освоение навыков опорных прыжков 3 – 4 класс
Закрепление и совершенствование опорных прыжков, изученных в 1, 2 классах.
Освоение акробатических упражнений 1 класс
Группировка, перекаты в группировке, из положения лёжа на животе в упор стоя на коленях; кувырок вперёд; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа на спине.
Освоение акробатических упражнений 2 класс
Кувырок вперёд в группировке, кувырок назад, стойка на лопатках и перекат вперёд в упор присев; «мост» из положения лёжа на спине, два кувырка вперёд слитно.
Освоение акробатических упражнений 3-4 класс
Два кувырка вперёд слитно, «мост» из положения стоя с помощью, кувырок назад, кувырок назад в полушпагат (девочки), в стойку ноги врозь (мальчики), переворот боком (мальчики), длинный кувырок вперёд, комбинация из изученных элементов.
Освоение навыков висов и упоров 1 класс
Упражнения в висе стоя и лёжа; сгибание и разгибание ног в висе спиной к гимнастической стенке; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа, согнувшись; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа, согнувшись; то же из седа ноги врозь на канате и в висе.
Освоение навыков висов и упоров 2 класс
Закрепление и совершенствование пройденного материала в 1классе. Вис согнув ноги, за весом двумя на согнутых руках согнув ноги; вис прогнувшись, вис углом; подтягивание в висе и поднимание ног в висе.
Освоение навыков висов и упоров 3-4 класс
Висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе, поднимание ног в висе, вис лёжа, вис присев, передвижение в висе. Махом одной, толчком другой подъём переворотом в упор, махом назад соскок.
Развитие координационных способностей 1 класс
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов, ходьба по рейке гимнастической скамейки.
Развитие координационных способностей 2 класс
Ходьба приставными шагами, ходьба в приседе, на носках по рейке гимнастической скамейки; приседание и переход в упор присев, в упор стоя на коленях, в сед.
Развитие координационных способностей 3-4 класс
Ходьба по рейке гимнастической скамейки большими шагами, выпадами; повороты прыжком на 90 и 180 градусов на гимнастической скамейке.
Развитие силовых способностей и гибкости 1-4 класс
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов с повышенной амплитудой движения: с мячами, гимнастическими палками, обручем, набивными мячами (1-2кг). Основные упражнения в висах, упорах, лазании.
Планируемый результат
При успешной работе и при решении поставленных задач ожидается следующий результат:
повысится интерес к занятиям физической культуры у учащихся;
возрастет количество детей, участвующих в соревнованиях;
повысится уровень физической подготовленности учащихся;
учащиеся школы достигнут высоких результатов в городских и окружных соревнованиях.
В результате освоения содержания учебного материала по факультативу «Спортивная гимнастика» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
организовывать и проводить самостоятельные занятия;
уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические упражнения | Мальчики | Девочки | |||||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 | 6,0 | 5,7 | 5,6 | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,8 |
Скоростно-силовые |
по кол-ву подходов | 120 2 5 10 4 10 | 140 4 10 2 6 14 | 155 6 15 25 8 16 | 160 8 20 30 10 20 | 120 — 5 8 2 8 | 130 — 10 14 4 12 | 145 — 15 18 6 15 | 150 — 20 20 8 18 |
Координационные
| Челночный бег 3 х 10 м, с | 9,6 | 9,1 | 8,8 | 8,6 | 9,8 | 9,3 | 9,0 | 8,8 |
Гибкость |
| По технике исполнения | |||||||
Выносливость | Бег 1000 м | Без учета времени |
Двигательные умения, навыки и способности:
В гимнастических и акробатических упражнениях:
ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма;
выполнять строевые упражнения;
принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами;
лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м;
слитно выполнять кувырок вперед и назад, стойку на лопатках, мост из положения лежа и стоя, стоку на руках, колесо;
составлять акробатическую комбинацию из изученных элементов;
осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см;
ходить по бревну высотой 50—100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов;
выполнять висы и упоры;
прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад.
Отслеживание результатов обучения
Контроль осуществляется два раза в год, учащиеся выполняют контрольно-переводные нормативы (сентябрь-октябрь; апрель-май), участие в соревнованиях.
Контрольно-переводные нормативы по спортивной гимнастике предназначены для
выявления возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за уровнем физической подготовленности учащихся.
Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений (тестов). Задачами тестирования являются:
выявить уровень общей физической подготовленности занимающихся спортивной гимнастикой на различных этапах подготовки;
проследить динамику развития общей физической подготовленности спортсменов на различных этапах обучения.
Методика тестирования соблюдается при одинаковых условиях проведения для всех испытуемых, контрольные упражнения доступны для выполнения и измеряются в объективных величинах:
во времени;
в количестве;
в числе повторений.
6 баллов | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
Прыжок в длину с места (см) | 2 м | 1.9 м | 1.7 м | 1.5 м | 1.2 м | 1 м |
Лазание по канату | 4 раза с ногами | 3 раза с ногами | 3 раза с ногами | 2 раза с ногами | 1 раз с ногами | 0.5 |
Подтягивание силой (кол-во раз) | 15 раз | 10 и более + 0.1б за каждый раз | 8 | 6 | 4 | 2 |
Поднимание прямых ног (кол-во раз) | 20 раз | 10 и более + 0.1б за каждый раз | 8 | 6 | 4 | 2 |
Сгибание/разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) | 40 раз | 35 и более + 0.1б за каждый раз | 30 | 25 | 20 | 10 |
Приседание на одной ноге, другая вперед (кол-во раз) | 20 раз | 10 и более + 0.1б за каждый раз | 8 | 6 | 4 | 2 |
Складка, ноги вместе | 20 раз | 18 | 15 | 10 | 5 | 1 |
Мост | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Шпагаты | 1+1+1 | 1+1+1 | 1+1+1 | 1+1+1 | 1+1+1 | 1+1+1 |
Количество баллов | |
1 класс | 5 |
2 класс | 10 |
3 класс | 15 |
4 класс | 30 |
Особенности выполнения тестов для контрольно-переводных экзаменов по ОФП и СФП для учащихся 1-4 классов
Направленность выполнения тестов на физические качества | Содержание теста | Графическая запись | Организационно-методические указания | |
1 | Скоростно-силовые качества | Прыжки в длину с места. Испытуемый устанавливает обе стопы перед линией, сгибает ноги и отводит руки максимально назад и выполняет прыжок вперед с целью достижения максимальной длины прыжка |
| Тест выполняется три раза, засчитывается лучшая попытка. Попытка не засчитывается, если испытуемый при отталкивании заступил за линию старта |
2 | Силовая выносливость мышц рук | Лазание по канату. Испытуемый по команде тренера начинает подниматься по канату, стараясь как можно быстрее подняться до самой крайней точки каната |
| Учитывается время, которое было затрачено при лазании по канату до самой крайней его точки |
3 | Статическая сила | Вис на прямых руках выполняется узким хватом сверху. По команде «Марш!», испытуемый выполняет подтягивание максимальное количество раз |
| Подбородок при подтягивании должен находиться над перекладиной, не касаясь ее. При выполнении упражнения локти должны быть прижаты к туловищу |
4 | Укрепление мышц брюшного пресса | Вис на прямых руках. По команде испытуемый начинает поднимание прямых ног под углом 90 | Ноги в коленях не сгибать. Засчитывается за правильное выполнение поднимание ног не ниже 90 | |
5 | Силовая выносливость мышц рук | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. По команде испытуемый начинает выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
| Плечи параллельно полу, голова – на линии спины. Отжимания должны иметь дистанцию не менее 10 см между грудью и полом в нижней фазе движения |
6 | Сила мышц ног | Приседы на одной ноге |
| Засчитываются только полные приседы. При выполнении упражнения маховая нога не должна касаться пола |
7 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя. Испытуемый садиться на пол в сед, ноги вместе. Наклоняется вперед и старается достать пальцами рук кончики ног, в это время касается грудью колен |
| Результат засчитывается по кончикам пальцев. Во время наклона вперед, колени не сгибать, спина прямая |
8 | Гибкость | Лечь на спину, руки поставить за голову и опираясь на руки и на ноги встать и прогнуться, образовав «мост» | | Результат засчитывается за правильность выполнения |
9 | Гибкость | Выполнение шпагатов на каждую ногу |
| Упражнение выполняется без касания рук пола, бедра прижаты к полу, не допускать разворот в тазобедренном суставе |
Список используемой литературы
Бутин И.М., Бутина И.А. «Физическая культура в начальных классах», — М: «Владос-Пресс», 2001г.
Вайнбаум Я.С. , Коваль В.И., Родионова Т.А. «Гигиена физического воспитания и спорта», М: «Академия», 2002г.
Гавердовский Ю.К. «Техника гимнастических упражнений», М: «Терра-Спорт», 2002г.
Глейберман А.Н. «Упражнения с предметами», — М: «Физкультура и спорт», 2006г.
Голубев А.М. «Физические упражнения как основное средство физического воспитания», — М: «ИПК и ПРНО МО», 1994г.
В. Д. Палыга «Гимнастика. Учебное пособие для студентов», — «Просвещение», 1982г.
Жуков М.Н. «Подвижные игры», — М: «Академия», 2000г.
Журавин М. Л., Меньшиков Н. К. «Гимнастика», — М. «Академия», 2001г.
Ипполитов Ю., Калогномос В. «Судейство соревнований по гимнастике», — М: Физкультура и спорт», 1972г.
Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы», — Ростов на Дону: «Феникс», 2005г.
Коркин В.П. «Спортивная акробатика», — М: Физкультура и спорт, 1981г.
Макарова О.С. «Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы», М: «»Школьная Пресса», 2002г.
Мальцев А.И. «Быстрее, выше, сильнее», — Ростов на Дону: «Феникс», 2005г.
«Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», — М. «Академия», 2002г.
Петров П. К. «Методика преподавания гимнастики в школе», — М, «Владос», 1999г.
Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры», — М: Физкультура и спорт, 2000г.
Попов В.Б. «1001 упражнение для здоровья и физического развития», — М: «Астрель», 2002г.
Попова Е.Г. «Общеразвивающие упражнения в гимнастике», М: «Терра-Спорт», 2000г.
Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения для младших школьников», М: «Владос», 2002г.
Соколова Е.Г. «Акробатика», — М: Физкультура и спорт, 1973г.
Тихвинский С.Б. «Роль физического воспитания в здоровье подростка», — Санкт-Петербург: «Знание», 1988г.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе», — Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2000г.
Холодов Ш. К., Кузнецов В. С. «Теория и методика физического воспитания», — М. «Академия», 2001г.