Учебно — методическое пособие по проведению занятий по фитнесс — аэробике


Государственное бюджетное общеобразовательное

Учреждение гимназия №446

Колпинского района Санкт-Петербурга





Тема: Учебно — методическое пособие по проведению занятий по фитнесс — аэробике.










Выполнила:

Учитель физической культуры

ГБОУ гимназии № 446.

Листраткина Ируте Владо.

















Санкт-Петербург

2012 год

Учебно — методическое пособие по проведению занятий по фитнесс — аэробике.

Благодаря широкой рекламе в средствах массовой информации термин «фитнесс» вошел в широкое использование во всем мире и нашел свое место в оздоровительной физической культуре многих стран.

На сегодняшний день фитнесс в целом можно определить как систему физических упражнений оздоровительной направленности, согласованных с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определенностью и личной заинтересованностью.

Фитнесс – это своеобразное, современное направление массовой физической культуры, со своей философией, историей, методическими принципами и правилами, которые помогают людям быть красивыми, молодыми, здоровыми и успешными в жизни.

Являясь частью оздоровительной физической культуры, фитнесс вобрал в себя принципы и методы лечебной физической культуры, рекреационной и реабилитационной двигательной деятельности, оздоровительных видов гимнастики: гигиенической, основной, прикладной ритмической, атлетической, восточных оздоровительных видов физической культуры и других.

Фитнесс сегодня является реальным форматом массовой физической культуры, как для взрослых, так и для детей.

Базовыми площадками для популяризации направлений детского фитнесса стали: фитнесс — центры, клубы по интересам, учреждения дополнительного образования. А в последнее время наблюдается повышенный интерес к фитнесс — технологиям, которые применяются в общеобразовательных учреждениях с детьми дошкольного и школьного возраста, в различных организационных формах физической культуры в том числе и в основной из них уроки физической культуры.

Условием сохранения высокой работоспособности учащихся во время занятий фитнесс — аэробикой является правильная продуманная методика обучения. Для активной и сознательной работы школьников занятия должны быть хорошо организованы, доступны и интересны, с хорошим эмоциональным преподнесением материала. К методике проведения занятий по фитнесс-аэробике можно отнести: организацию занимающихся, способы составления комплексов упражнений и методику обучения.

  1. Организация занимающихся

Уроки физкультуры, внеурочные формы занятий, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, где могут быть использованы средства фитнесс — аэробики, требуют хорошей организации учащихся. Под организацией понимается построение, перестроение и передвижение школьников во время занятий, способы выполнения упражнений, подготовка помощников педагога.

В зависимости от задач, условий проведения занятий, возраста детей и подростков применяются различные способы построения, перестроения и передвижения школьников во время выполнения упражнений фитнесс-аэробики. На уроках физкультуры и на специальных занятиях фитнесс-аэробикой используется все разнообразие строевых упражнений. Это: передвижение в обход, выполнение серий упражнений при построении в колоннах и шеренгах в шахматном порядке, уступами, в парах, по кругу. Причем во время выполнения упражнений можно перейти из одного вида построения в другое и обратно. Существует три основных метода организации учащихся при выполнении упражнений: фронтальной, групповой и индивидуальной.

При фронтальном методе руководство деятельностью школьников возлагается на учителя. Он предлагает задания одновременно всем занимающимся. Они могут выполняться различными способами, но всеми одновременно, в одном построении, в едином ритме. Здесь можно рассмотреть раздельный или обычный способ выполнения упражнений, где между выполнением упражнений делаются паузы для показа и объяснения очередного.

Попеременное выполнение упражнений используется в том случае, когда необходима помощь, поддержка или сопротивление партнера.

Посменное выполнение выполняется при выполнении одновременно двух видов упражнений. Например, одна группа, построенная в шеренгу, выполняет общеразвивающие упражнения; другая группа, стоящая напротив, — на гимнастической стенке, затем они меняются местами.

Поточный способ характеризуется непрерывным выполнением упражнений без остановок для показа и объяснения очередного. Особенностью проведения упражнений в фитнесс — аэробике является поточный способ их выполнения. Однако для этого обучаемые должны в полной мере овладеть определенным комплексом упражнений или иметь необходимый двигательный багаж. В этой связи поточному способу должен предшествовать раздельный или обычный способ, где имеет место показ и объяснение.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, однородные по возрасту и подготовленности или по другим показателям. Каждая группа получает свое задание и руководитель-групповод, из числа школьников, управляет работой своей подгруппы под наблюдением учителя. В фитнесс — аэробике групповой метод организации учащихся применяется при разучивании или совершенствовании комплексов упражнений по отдельным группам.

При индивидуальном методе организации школьников, каждый из них получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Примером могут быть домашние задания по выполнению, например, утренней гигиенической гимнастики или специальных комплексов упражнений различной направленности под музыку. На уроках физической культуры или во внеурочной работе самостоятельные задания под музыку могут выполняться одновременно всеми школьниками в виде импровизированных упражнений. Такие задания развивают творческую активность детей и подростков, выявляют их двигательные возможности.

Для успешного проведения занятий лучше всего привлечь к работе всех учащихся, в том числе и временно освобожденных от выполнения физических упражнений, присутствующих на уроке. Они могут готовить необходимый инвентарь, следить или управлять аппаратурой, помогать учителю в организации занимающихся, вести контроль и учет определенных заданий. Хорошая организация детей во время занятий фитнесс-аэробикой создает благоприятные условия для решения образовательно-воспитательных задач, формирует сознательное и активное отношение школьников к ним, улучшает их самочувствие, приносит радость и удовлетворение.

  1. Составление комплексов упражнений

При подборе упражнений для любого вида занятий, где используются средства фитнесс — аэробики, прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности, состояние здоровья и физическую подготовленность школьников.

Для детей младшего школьного возраста подбираются простые эмоциональные упражнения. Для согласования движений с музыкой можно использовать хлопки, притопы на разнее доли такта, а для обучения ходьбы под музыку – строевые упражнения с акцентированным ударом левой ноги под сильную долю такта.

При освоении общеразвивающих упражнений в большей степени используются основные движения руками и ногами. При выполнении поворотов и наклонов руки лучше держать в исходном положении – на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность большего зрительного контроля за основными движениями.

В этой возрастной группе силовые упражнения выполняются при фиксированном положении рук и ног. Например, прогибание назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.

Для младших школьников наиболее эмоциональными являются танцевальные упражнения, бег с различным движением рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы.

При подборе музыки используется песенный материал, мелодии и ритмы четко воспринимающиеся на слух.

При составлении упражнений для школьников средней возрастной группы необходимо учитывать тот основной багаж движений, который они имеют. В основном, здесь применяются все возможные движения руками, ногами, туловищем, головой и их сочетания. Беговые и прыжковые упражнения в этой возрастной группе более насыщенны разнообразными движениями. Элементы акробатики могут быть представлены в отдельный комплекс упражнений.

Для старшеклассников комплексы упражнений лучше составлять с учетом их двигательных возможностей, но и современной направленности танцевальных движений. Основные гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями головой, руками, ногами и туловищем, которые украшают движения. Прыжковые и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме.

При составлении комплексов упражнений для школьников любой возрастной группы, прежде всего, необходимо определить цель, задачу и направленность каждого из них. Это могут быть комплексы упражнений для развития двигательных способностей обучаемых, повышения их общей физической подготовленности, направленные на преимущественное воспитание танцевальности, пластичности движений или преимущественно психологического воздействия и другие.

Большое значение при составлении комплексов упражнений имеет подбор музыки. Она должна быть разнообразной, хорошо смонтированной по характеру, темпу и ритму. Эмоционально-возбуждающая музыка всегда чередуется со спокойными мягкими мелодиями.

При составлении комплексов упражнений можно придерживаться следующей последовательности: 1) определить задачу и направленность комплекса упражнений; 2) подобрать музыку; 3) прослушать музыку несколько раз; 4) определить характер музыкального произведения; 5) определить структуру музыкального произведения, обозначить схематично ее части, периоды, предложения; 6) выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев); 7) подобрать основные движения для составления упражнения, соответственно характер музыкального произведения и его структурным особенностям; 8) приступить к постановке комплекса упражнений под музыку; 9) опробировать составленный комплекс упражнений на небольшой группе школьников.

Составленный и опробированный комплекс упражнений можно применять в работе с учащимися. В течение определенного времени он проходит стадию разучивания, закрепления и совершенствования. После прохождения всех этапов обучения его можно заменить другим комплексом упражнений или применять с целевым назначением. В этой связи учителю необходимо иметь несколько комплексов упражнений, которые составят определенный программный материал для детей одной возрастной группы.

  1. Обучение гимнастическим упражнениям

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в фитнесс, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям можно условно разделить на три этапа: 1) начальный этап обучения упражнению (отдельному движению); 2) этап углубленного разучивания упражнения;

3) этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. В основе начального этапа обучения новым упражнениям лежат специальные знания. Источником этих знаний является словесное объяснение и демонстрация упражнения учителем.

Название упражнения создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В фитнессе показ упражнений является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для младших школьников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и программу его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую получил ученик при показе. Объяснение должно быть образным и кратким с использованием гимнастической терминологии. В дальнейшем, при проведении целых комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина упражнения сразу же воссоздает образ движения у обучаемых, они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции.

Первые попытки опробывания упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Ученик впервые выполняет упражнение на основе тех представлений, которые о нем получил. Важно, чтобы между ощущениями первой попытки и уже создавшемся представлении об упражнении, на основе его названия, показа и объяснения, не было больших разногласий.

По первым попыткам выполнения упражнения учитель может судить, как обучаемый понял свою задачу и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых удачных попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнении танцевальной направленности) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применить расчлененный метод. Например, изучить сначала движения только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее освоение упражнения. Если упражнение разделить на составные части нельзя, применяется целостный метод обучения. В фитнессе его можно использовать, выполняя упражнения в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большее количество счетов.

При необходимости следует подобрать подводящие упражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для опробования изучаемого упражнения. Например, для того чтобы учить занимающихся стойке на лопатках, необходимо, чтобы сила мышц разгибателей спины и брюшного пресса, был на достаточном уровне развития для удержания тела в вертикальном положении.

Успех начального этапа обучения зависит и от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются характерными на стадии формирования умения. Исправлять ошибки необходимо, начиная с более грубых из них.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений упражнения в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.

Процесс разучивания упражнения существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочно информацией о качестве его выполнений. К таким приемам в фитнессе можно отнести: выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров, например хлопков, отражающих ритмическую характеристику упражнения, или специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению упражнения.

Успех на этапе углубленного разучивания упражнения зависит от активности обучаемых. Повышению активности занимающихся фитнессом будет способствовать изменению условий выполнения упражнений, постановка, определенных двигательных задач. С этой целью можно применить соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение. Другим эффективным методом будет запоминание упражнения с помощью идеоматорной тренировки. В этом случае учащиеся создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем и без нее. Это содействует быстрому усвоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Если изучаемое упражнение отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этот этап формирования основ двигательного навыка закончен.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущее значение приобретают методы разучивании я в целом, соревновательный и игровой.

По мере многократного повторения упражнения двигательный навык формируется в основном варианте. Задача преподавателя фитнесса состоит не только в закреплении этого двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Повторение упражнения может быть простое и вариативное. Простое повторение закрепляет основной вариант двигательного навыка. Вариативное выполнение придает двигательному навыку гибкость, пластичность, возможность использования в сочетании с другими движениями. В фитнессе это может быть выполнение упражнения с различными дополнительными движениями, в другую сторону, с другой ноги, в различном построении, без музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа движения.

На этом этапе обучения необходимо совершенствовать качество исполнения упражнения, формировать индивидуальный стиль деятельности. С этой целью можно использовать игровой метод. Так, игра «Повтори за мной» даст возможность обучаемым индивидуально выполнить упражнения. Суть ее заключается в том, что занимающиеся, стоя в кругу, по очереди демонстрируют изучаемые упражнения на определенное количество счетов. Предложенный вариант упражнения все повторяют, затем в игру включается второй участник и так далее. Например, простой приставной шаг в сторону можно выполнить: в полуприсед, поднимаясь на носки и опускаясь на всю стопу, поднимаясь на носки и с приставлением ноги — в полуприсед, полуприседая и вставая, с наклоном туловища в одноименную и разноименную сторону, с различным движением рук, головы. Преподаватель оценивает качество выполнения упражнения и выделяет его особенности.

Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным, если ученик начинает свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях и комплексах.

В фитнесс-аэробике под внешней простотой движений и ярким проявлений упражнений под музыку иногда трудно применить всю этапность обучения. Ученики хотят сразу овладеть движениями и выполнить весь комплекс упражнений под музыку. Направляющая и воспитывающая роль учителя состоит в формировании «школы движений», гимнастического стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду.

























Литература:

  1. Теория и методика гимнастики. Под общей редакцией В.И. Филипповича. М. : Просвещение, 1971.

  2. Теория и методика физического воспитания. Под общей редакцией Б. А. Ашмарина. М. : Просвещение, 1979.

  3. Фирилева Ж. Е. Ритмическая гимнастика в школе и в пионерском лагере. Методические рекомендации. Л. : Ленинградский областной институт усовершенствования учителей, 1985.

  4. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс. Современные методики. – М. : Эксмо 2003.

  5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально- игровая гимнастик СА- ФИ- Дансе» для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб. : Детство – пресс, 2000, 2002г.

13


Свежие документы:  В гостях у Айболита

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: