МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» г. МОЖАЙСКА
Урок – игра
«Баскетбол. Совершенствование
техники ведения и броска мяча»
Разработка традиционного урока по баскетболу
с вводом игровых технологий
Учитель физической культуры:
Моносов
Николай Алексеевич
Можайск
2013
Введение
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: настольные игры, подвижные, спортивные игры.
Игра – понятие очень широкое и охватывает весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца до атлетического хоккея с шайбой. Игра сопутствует жизненному пути человека – от его младенческих лет до старости.
В зависимости от того, какое значение придают играм, определяется и отношение к ним.
Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение человека, отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности игра способна воспитывать навыки коллективных действий. Она дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам,
уважать друг друга.
Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается при помощи игры.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания студента, средством спорта.
Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе со школьниками. Среди широкого разнообразия игр широко распространяются подвижные.
План – конспект урока физической культуры
Тема урока: «Совершенствование техники ведения и броска мяча»
Урок № 30 по КТП из раздела — Спортивные игры. Баскетбол
Класс: 5 «В»
Проводит урок: учитель физической культуры Моносов Николай Алексеевич
Цель урока:
Выполнение технических действий из базовых видов спорта (баскетбол), применение их в игровой и соревновательной деятельности
Задачи урока:
Образовательные:
совершенствовать технику ведения баскетбольного мяча по прямой (правой и левой руками);
совершенствовать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди;
совершенствовать технику броска мяча.
Оздоровительные:
Укрепление здоровья обучающихся, формирование и развитие двигательных навыков
Воспитательные:
воспитывать потребность к развитию физических качеств;
содействовать развитию нравственно-волевых качеств;
содействовать развитию психических процессов;
содействовать эстетическому развитию.
Форма урока: традиционный урок с вводом игровых элементов
Тип урока:комбинированный
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие
Дата проведения:15.11.2013
Инвентарь и оборудование:Баскетбольные и волейбольные мячи, свисток, секундомер, аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала, карточки с вопросами, фломастеры или карандаши, стойки – конусы
Ход урока
Дозировка | Организационно-методические указания | |
I. Подготовительная часть(14-15 мин) | ||
1. Организационный момент:
|
1-2 мин | Класс делится на 3 – 4 команды. Избирается капитан команды. Учащиеся придумывают название своим командам. Ученики каждой команды строятся за своим капитаном в шеренгу.
|
2. Мотивация и активация обучающихся: Викторина «Назови игру»
|
До 2 мин | Капитанам команд раздается по одной карточке с вопросом, где они с командой прописными буквами пишут ответы. Правильные ответы:футбол, волейбол, баскетбол, хоккей.
Карточка №1 |
3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 15с |
До 30 с | Проверить готовность организма учеников к уроку. Полученный результат умножить на четыре. В норме – 80 – 90 уд/мин |
4. Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, в приседе) |
До 1 мин | В колонну по одному, дистанция – 2 шага.Следить за осанкой. |
5. Разновидности бега (обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставными шагами правым и левым боками, с выносом прямых ног вперед). |
До 2 мин | Не мешать друг другу. Следить за правильным выполнением упражнений. |
6. Упражнения на восстановление дыхания | До 30 с | Поднимание и опускание рук в согласовании со вдохом и выдохом. |
7. Перестроение в колонну по трое | До 30 с | Разомкнуться на расстояние вытянутых рук |
8. Общеразвивающие упражнения:
|
5 – 6 мин
5 – 7 раз
4 – 6 раз
3 – 4 раза
4 – 6 раз
4 – 6 раз
4 – 6 раз
4 – 6 раз
3 – 5 раз | Музыкальное сопровождение ОРУ. Ученики поочередно (на каждое упражнение) выходят вперед колонны, лицом к учащимся и показывают упражнения. От каждой команды по два человека.
Обратить внимание на работу кистей рук, ног, добиваться согласованности движений.
Руки не опускать! Спина прямая! С максимальной амплитудой.
Руки выпрямлены, спина прямая.
Спина прямая, руки выпрямлены.
Следить за правильным выполнением упражнения. Спина прямая, руки выпрямлены, смотрим вперед. Мах выше, ноги не сгибаем в коленях.
Выполняем под счет. |
II. Основная часть(25 – 27 мин) | ||
1. Перестроение |
До 30 с | Ученики специальной медицинской группы считают нарушения, определяют победителей эстафет, расставляют инвентарь, раздают карточки с заданиями. |
Контрольный вопрос №2 Аут — это: А) Когда мяч уходит за пределы игровой площадки. Б)Название линии баскетбольной площадки. В) Лишний игрок на площадке |
До 1 мин | Музыкальное сопровождение игр и эстафет. Команда обдумывает ответ, капитан приносит учителю (жури) карточку с ответом. Карточка №2 |
Игра «Передать мяч и бежать» Капитан команды передает мяч партнеру, двигается вперед. Партнер получает мяч и передает его капитану команды и т.д.
| 2 – 3 мин | Капитан, прошедший до конца своей колонны, возвращается назад в той же последовательности. Следить за правильным и точным выполнением передачи мяча |
Контрольный вопрос №3 Встреча вбаскетболесостоитиз: А) 5 таймов по 8 мин. Б) 3 таймов по 12 мин. В)4 таймов по 10 мин. |
До 1 мин | Команда обдумывает ответ, капитан приносит учителю (жури) карточку с ответом Карточка №3 |
Эстафета «Забрось мяч в кольцо» Играющие делятся на команды и выстраиваются в центре зала параллельно, каждая команда лицом к кольцу. По сигналу игроки разных команд добегают каждый к своему кольцу, стараясь забросить мяч в кольцо и возвращаются в свою команду. Передают мяч следующему игроку, а сами встают в конец колонны.
| 5 – 7 мин | Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят задание. Выигрывает команда, у которой больше попаданий в кольцо. Следить за правильным и точным выполнением броска мяча
Вариант 2 Задание тоже, только до кольца выполнить ведение мяча и бросок в кольцо. Вариант 3 Задание тоже, только игрок не может вернуться в свою команду, пока не попадет в корзину или не использует три возможные попытки. |
Контрольный вопрос №4 Попадание в кольцо из – за 6 метровойлинииприносит команде: А) 1 очко. Б) 2 очка. В)3 очка. |
До 1 мин | Команда обдумывает ответ, капитан приносит учителю (жури) карточку с ответом Карточка №4 |
Игра «Выбивалы» Класс делится на 3 равных команды. Одна команда на однойстороне зала, вторая на другой стороне зала, и третья команда в середине зала. Дается время 3 мин.За данное время выбить (двумя руками от груди) мячом как можно больше игроков. Игрок, которого коснулся мяч выходит из игры.
| 8 – 10 мин |
Запрещается делать броски в голову. Игрокам, находящимся в середине площадки нельзя задерживать мяч и препятствовать его овладением. Следить за правильным и точным выполнением передачи и броска мяча. |
Контрольный вопрос №5 Как начинается игра? А) жеребьёвкой. Б)Спорным броском в центральном кругу. В) Кто в светлой форме. |
До 1 мин | Считается дополнительным вопросом Команда обдумывает ответ, капитан приносит учителю (жури) карточку с ответом Карточка №5 |
III. Заключительная часть(3 – 5 мин) | ||
| До 30 с | Ученики каждой команды строятся за своим капитаном в шеренгу. |
| 1 – 2 мин | Поднимание и опускание рук в согласовании со вдохом и выдохом. |
3. Подведение итогов урока Рефлексия: Вопросы к детям о ходе урока
|
До 2 мин | Определение команды – победительницы за урок. Награждение. |
4. Измерение ЧСС за 15с |
До 30 с | Полученный результат умножить на четыре. Обратить внимание на учеников, чья ЧСС превышает 80 — 90 уд/мин |
5. Домашнее задание | До 30 с | Имитация техники выполнения передачи, броска и ведения мяча |
6. Организованный выход с места занятий | До 30 с | В колонну по одному |
Список использованной литературы
Евгений Яковлевич Гомельский. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 48 с.
8