Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №233
Красногвардейского района
Методическая разработка по физической культуре
«Влияние на эмоциональное здоровье учащихся использование фитнес- технологий на уроках физической культуры»
подготовила
учитель физической культуры
Данилова Анна Михайловна
Санкт-Петербург
2013г.
Урок физической культуры был и остается главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он, наряду с общепринятыми задачами, стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома, способствовал эмоциональному благополучию.
Как показали исследования ученых последних лет, современные дети, особенно в крупных городах, ведут малоподвижный образ жизни. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. Уровень здоровья подрастающего поколения в России неумолимо снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является сегодня приоритетной задачей образования. В документах Министерства здравоохранения РФ последних лет говорится, что 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20 – 35% школьников имеют хронические заболевания, 27% болезней – биологически обусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни.
Начиная работать учителем физической культуры в школе с углубленным изучением иностранных языков, я столкнулась с трудностью – надо было заинтересовать учеников уроками физической культуры, сохранить их эмоциональное здоровье, добиться серьезного отношения к моему предмету.
Для этого я внедрила в уроки физической культуры фитнес. Сначала проводила только часть урока с элементами фитнеса, затем, наблюдая положительные эмоции детей к использованию фитнеса, все больше и больше внедряла его в уроки.
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им. Их интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны. Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.
В нашей школе на одном из общешкольных родительских собраниях я провела анкетирование среди родителей детей начальной, средней и старшей школы.
Вопросы были следующего характера:
Знаете ли вы что такое фитнес-технологии?
Какие фитнес-технологии Вам известны?
Как вы считаете, внедрение в урок физической культуры фитнес-технологий, благоприятно скажется на обучении?
Хотелось бы Вам, чтобы в вашей школе проводились такие уроки с вашими детьми?
Какие плюсы и минусы вы видите в этом внедрении?
Ответы родителей были разнообразными, но большинство опрошенных положительно относятся к фитнесу. Не все из них знают, что это такое, но многие видели что-то подобное по телевизору и в Интернете. По их мнению внедрение фитнес- технологий скажется положительно на обучении, так все новое привлечет внимание детей, тем более то что на пике популярности.
В ГБОУ средней школе № 233 мною был проведен опрос-анкетирование и среди учащихся средней и старшей школы. В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярными среди учащихся являются фитнес-технологии, основанные на различных видах оздоровительных гимнастики. Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнеса как фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуются популярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физической культуры будут более интересными, если в них включать современные направления фитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место по популярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр).
Цели фитнес-технологий созвучны целям школьного урока, которые заключаются в укреплении и сохранении здоровья, поддержания высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности, создании положительного эмоционального фона. Структура занятия включает в себя развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы и мышечной выносливости, гибкости.
В уроках физической культуры я использую замещение отдельных его частей (подготовительной, основной или заключительной) фитнес-технологиями. Например: бег в подготовительной части урока можно с успехом заменить аэробикой, циклическими упражнениями, прыжками, танцевальными упражнениями – таким образом урок будет более динамичным и повысит интерес учащихся.
Третий урок физической культуры в неделю можно целиком проводить с внедрением фитнес-технологий, если отразить это в рабочей программе учителя.
Общеизвестно, что здоровье человека складывается и из эмоционального здоровья. Важную роль в занятиях спортом играют эмоции. В каждом возрасте раскрываются они по особенному и для каждого возраста играют свою особенную роль. Рассмотрим эмоции в разных возрастных группах.
Младший школьный возраст. Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. Эмоции детей, развиваясь, изменяются качественно, и эмоции младшего школьника являются более сложными, глубокими, устойчивыми, чем эмоции дошкольника. Впечатление меньшей эмоциональности младшего школьника возникает лишь потому, что чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями и научается подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным задачам. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций – их содержательная сторона, и устойчивость.
Средняя и старшая школа. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Исходя из перечисленных характеристик каждой возрастной группы, можно с уверенностью сказать, что эмоции и эмоциональное состояние играют важную роль в развитии ребенка.
Для определения настроения детей до и после занятий, я провела исследование, используя тест Люшера, который основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением ребенком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.
Получены следующие результаты: в младшем, среднем и старшем звене до занятий настроение детей отрицательное или нейтральное, после занятий с внедрением фитнес-технологий – положительное.
Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры благоприятно сказывается на успеваемости учащихся, их отношении к занятиям физической культурой, спорту в целом, на их эмоциональном здоровье.
Список используемой литературы:
Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.РГПУ им А.И.Герцена,2010
Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/ Учебно-метод.пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия -Пресс, 2001. 64с.
Ким Н. Энциклопедия современного фитнеса.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 280с.: ил.