Внеурочная деятельность по физической культуре
для учащихся начальной школы
1- 4 классы
Мини-баскетбол
(ФГОС начального общего образования)
Коленчук Л.А.
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир младшего школьника, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье ребенка. Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной школы делает акцент на формирование у первоклассников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагает:
интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты в спорте;
знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
умение использовать полученные знания о спорте для эффективной организации подвижных игр , успешного выступления в соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Предлагаемая программа «Мини-баскетбол» во внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся начальных классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью которой является:
во-первых, способствовать освоению основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе,
во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества – в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности.
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастносообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические задачи.
Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.
Принцип коллективности применительно к спортивно-оздоровительной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.
Принцип патриотической направленности в программе внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов).
Большое место во всестороннем физическом развитии младших школьников занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их младшие школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей младшего школьного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям. Поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для младшего школьника. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с младшими школьниками (в расчете – 2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, соревнования и т.п.).
Работа по программе «Мини-баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Мини-баскетбол
Учебно-тематический план
Темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
|
|
|
|
|
1. | Вводное занятие | 3 | 3 |
|
2. | Понятие о баскетболе, мини-баскетболе, о спортивных, подвижных играх | 2 | 2 |
|
3. | Техника безопасности на занятиях по мини-баскетболу | 4 | 4 |
|
4. | Особенности проведения игр в спортивном зале и на площадке | 4 | 2 | 2 |
| II. Физическая подготовка | 9 | 2 | 7 |
5. | Строевые упражнения |
|
|
|
6. | Упражнения для рук, плечевого пояса |
|
|
|
7. | Упражнения для ног, туловища |
|
|
|
8. | Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости |
|
|
|
9. | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств |
|
|
|
|
| 17 | 2 | 15 |
10. | Упражнения и эстафеты с передачей и ловлей мяча |
|
|
|
11. | — с ведением мяча |
|
|
|
12. | — с бросками мяча в цель |
|
|
|
|
| 15 | 1 | 14 |
13. | Игры с передачей и ловлей |
|
|
|
14. | Игры с ведением мяча |
|
|
|
15. | Игры с бросками мяча в цель |
|
|
|
|
| 12 | 4 | 8 |
| Итого: | 66 | 20 | 46 |
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе.
Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса достигается за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений с мячом с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся и состояния их здоровья.