Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№41»
г. Саратов
Статья
Дети «группы риска» на уроке физики
Автор: Гусева Наталия Павловна
2011 г
Дети «группы риска» на уроке физики
Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту, самое главное время – то, в котором ты сейчас живешь, самое главное дело – сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься!
Л.Н. Толстой
Многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Таких детей относят к категории «группа риска».
Общая характеристика детей «группы риска»:
Дети, не получившие родительской заботы.
Они не любят себя, не ценят себя и других. Часто – это дети из семей алкоголиков, осужденных родителей и неблагополучных семей.
Это дети – изгои, их не “принимает” социум, общеобразовательные школы, взрослые и сверстники.
Они потеряли веру во все, не умеют дружить, сопереживать, сочувствовать, ценить доброе отношение.
И вот такой ребенок приходит в 7 классе на первый урок физики. Новый предмет. Новые эмоции. Интересные демонстрации опытов, приборов. Решение и обсуждение качественных задач, объясняющих явления окружающего мира, подтверждающих его личный жизненный опыт. У ребёнка пробуждается неподдельный интерес к учёбе. Идиллия, но не долгая. Сложности наступают на последующих уроках, когда начинается более сложный учебный материал. Интерес ученика может угаснуть. И как следствие — низкая успеваемость и плохая дисциплина. Ребёнок возвращается к привычному для себя состоянию «ничего неделания».
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Поэтому в работе с детьми «группы риска» рационально:
1. Ориентироваться на индивидуальную зону ближайшего развития ученика. Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
2. Использовать разноуровневый метод обучения. Суть метода – каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал (с обязательным для всех учащихся знанием ядра изучаемого материала). При этом осуществляется адресная коррекция знаний учащихся с учётом индивидуальности развития ребёнка. Создаётся ситуация, ориентирующая учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.
3. Использовать методы и приёмы психолого-педагогического воздействия на детей «группы риска» на уроке:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
«авансирование» личности – высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;
обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
прощение;
проявление огорчения;
проявление умений и мастерства учителя;
убеждение и личный пример;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
4.Для создания ситуации значимости и востребованности, подростку необходимо заниматься общественно-полезным трудом. Внеклассная работа в кабинете физики дает возможность ученику выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться. Восстановить свой « престижный статус» в коллективе сверстников, педагогов, родителей. Активное привлечение детей «группы риска» во внеклассную работу физических кружков, особенно кружков по изготовлению наглядных пособий и ремонту лабораторных приборов, в состав ученического актива кабинета физики даёт хороший результат.
Образовательным продуктом внеклассной деятельности таких детей может стать:
физическая стенгазета («Занимательная физика», «День космонавтики» и т.д.);
стенд (« Новости науки и техники», «В мире физики» и т.д.);
альбом («Ученые физики», «Вселенная глазами телескопа Хаббл» и т.д.);
небольшая исследовательская работа («Воздействие громкой музыки на остроту слуха», «Зависимость влажности воздуха от проветривания кабинета» и т.д.);
компьютерная презентация отдельной темы физики;
самодельный прибор (модель фонтана, термоскоп, детекторный радиоприемник и т.д.).
Представляя свои результаты работы перед учащимися младших и параллельных классов в рамках проведения «Недели физики», перед родителями, соседями, преподавателями в школьные «Дни открытых дверей», дети испытывают состояние успеха.
В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Конечно в работе с детьми «группы риска» высоких образовательных результатов достичь трудно. Но значение маленьких «побед» в процессе обучения и воспитания этой группы детей велико как в плане становления личности ребенка, так и в развитии профессиональных компетенций педагога.
Литература
Дроздов С.Ю. Сопровождение учащихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе. Журнал «Справочник классного руководителя» № 2, 2011г.
Зверев Владимир Анатольевич. Диссертация «Разноуровневый подход к оценке знаний учащихся на уроках физики» https://www.dissercat.com
Проблема «группы риска» среди подростков. Документация школьного психолога — Информация школьному психологу. Автор: Administrator https://vashpsixolog.ru