Программа элективного курса по физике
Эксперименты в физике
«Познай самого себя».
учитель физики 2 квалификационная категория
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 8 часов.
Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики.
Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай своё тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Практические работы по изучению своего тела вызывают неподдельный интерес учащихся.
Цели курса:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы, и физические законы, которым подчиняется тело человека;
интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и изучать явления;
описывать результаты;
вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о:
цикле познания в естественных науках;
роли эксперимента в познании;
правилах пользования измерительными приборами;
происхождении погрешности измерения и ее видах;
правилах записи результата прямых измерений с учетом погрешности;
Содержание программы.
Тема | Количество часов | |||
всего | теория | практика | ||
I | Теоретическая часть | 2 |
|
|
| Физические параметры тела человека. |
| 1 |
|
| Оценка погрешностей при измерении физических величин. |
| 1 |
|
II | Экспериментальная часть | 5 |
|
|
| Лабораторная работа №1 «Определение объёма и плотности своего тела». |
|
| 1 |
| Лабораторная работа №2 «Определение средней длины своего шага». |
|
| 1 |
| Лабораторная работа №3 «Определение силы давления атмосферы на своё тело». |
|
| 1 |
| Лабораторная работа №4 «Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине». |
|
| 1 |
| Лабораторная работа №5 «Измерение мощности , развиваемой при подъёме по лестнице». |
|
| 1 |
III | Защита и обсуждение результатов исследования. | 1 |
|
|
| Итого: | 8 |
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985.-175с.
2. Гоулридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы /под редакцией Н.А. Парсрентьевой.- М.: Классике Стиль, 2002. — 96 с.
3. Раева А.Ф. Физический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1973.- 239с.
4. Буров В. А. Практикум по физике. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1972. – 70 с.
5. Дик Ю. И., Кабардин О. Ф. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 1993. –208 с.
6. Качинский А. М., Кимбар Б. А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. Минск: Народная Асвета, 1976. –189 с.
7.Хуторской А.В., Хуторская Л.Н.- Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. –М .: АРКТИ, 2001
Теоретическая часть
Физические параметры тела человека.
Человеческий организм и его действия так же интересны для физики, как и любые другие окружающие нас, природные явления и предметы. Рассмотрим вопросы, относящиеся к физическим свойствам и особенностям человека. Их можно использовать для объяснения различных жизненных ситуаций, при обсуждении ряда проблем о человеческом организме.
Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
Ниже приведены необычные сведения: цифры, характеризующие механические, тепловые, электрические, оптические параметры человека. Эти цифры имеют свой язык, умеют говорить о различных характеристиках человеческого организма. Их назначение — помочь лучше усвоить, конкретизировать и расширить знания по физике. Они могут стать помощниками при решении различных практических вопросов и задач, которые могут возникнуть на уроке и дома, могут оказаться полезными при подготовке сообщений или рефератов, вечеров.
Механические параметры человека.
1)Средняя плотность тела человека — 1036 кг/м3.
2)Плотность крови — 1050-1064 кг/м3.
3) Средняя скорость движения крови в сосудах: в артериях 0,2 — 0,5 м/с; в венах 0,10 — 0,20 м/с; в капиллярах 0,0005-0,0020 м/с.
4) Нормальное избыточное давление в артерии взрослого человека измеряют от условного нуля, за который принимают атмосферное давление. Поэтому давление крови, например, в 9,3 кПа (70 мм рт.ст.) означает, что оно на = 9,3 кПа (на 70 мм рт.ст.) превышает атмосферное давление.
Нормальное нижнее давление (т.е. в начальной фазе сокращения сердца) = 9,3 КПа (70 мм рт.ст.). Нормальное верхнее давление (т.е. в конечной фазе сокращения сердца) 16,0 кПа (120 мм рт.ст.).
5) Сила, развиваемая работающим сердцем:
в начальной фазе сокращения » 90 Н;
в конечной фазе сокращения » 70 Н.
6) Масса крови, выбрасываемая сердцем в 1 мин, равна приблизительно 3,6 кг. За одно сокращение сердце выбрасывает примерно 60 см3 крови, за 1 мин — 3,6л (при 60 сокращениях в минуту), за 1 час — 216 л, а за сутки >> 5200 л крови. Во время напряженной работы организма (например, при беге на лыжах) сердце человека за 1 мин «перекачивает» до 25—35 л крови (при 165—196 сокращениях в мин). Для сравнения: расход воды полностью открытого водопроводного крана за 1 мин составляет примерно 20 л.
Работа сердца при одном сокращении » 1 Дж.
Мощность, развиваемая взрослым человеком:
при обычной ходьбе по ровной дороге при слабом ветре 60-65 Вт;
при быстрой ходьбе (7 км/ч) по ровной дороге при слабом ветре — 200 Вт;
при езде на велосипеде со скорость 10 км/ч в безветренную погоду — 40 Вт;
при езде на велосипеде со скоростью 20 км/ч безветренную погоду — 320 Вт.
Звуковые параметры человека
Мощность голоса:
тихий шепот ≈ 10-9 Вт;
речь обычной громкости ≈ 7*10-6 Вт;
предельная громкость ≈2*10 -3 Вт;
Частоты, к которым ухо имеет наибольшую чувствительность, — 1500 — 4000Гц;
Частотный диапазон при обычном разговоре:
у мужчин — 85—200 Гц;
у женщин — 160—340 Гц;
Примерное число колебаний голосовых связок при пении:
бас — 80-350 Гц;
баритон — 110-400 Гц;
тенор — 130-520 Гц;
сопрано — 260-1050 Гц;
детский голос — 260—1050 Гц;
колоратурное сопрано — 330—1400 Гц.
Длина голосовых связок у певцов:
бас ≈2,5 см;
тенор ≈ 1,7—2 см;
сопрано ≈1,5 см.
Скорость звука в тканях тела — 1590—1600 м/с.
Рекордная высота звука женского голоса (при пении) — 2,35 кГц.
8) Диапазон интенсивности звуков, воспринимаемых ухом человека, необычайно велик: наиболее сильные звуки, воспринимаемые ухом (при пороге болевого ощущения)
10—100 Вт/м2, отличаются в 1013—1014 раз от наиболее слабых, еще воспринимаемых звуков (при пороге слышимости ≈ 10-12 Вт/м2).
Тепловые параметры человека
Нормальная температура тела — 36,7°С.
Температура отдельных участков тела:
лба — 33,4°С;
ладони рук — 32,8°С;
подошвы ног — 30,2С.
Температура замерзания (плавления) крови — от —0,56°С до -0,58 С.
Удельная теплоемкость крови:
3,9 кДж/(кгкК);
0,93 кал/(гк°С).
Масса воды, испаряющейся с поверхности кожи и легких в сутки, — 0,8—2,0 кг.
Наиболее благоприятная для жизни человека относительная влажность — 40—60%.
Поверхностное натяжение крови — 60 мН/м.
Электрические параметры человека
1)Удельное сопротивление тканей тела:
мышцы — 1,5 Омкм;
крови — 1,8 Омкм;
верхний слой кожи (сухой) — 3,3к105 Омкм;
кость (без надкостницы) — 2к106 Омкм.
2).Диэлектрическая проницаемость:
кровь — 85,5;
кожа сухая — 40—50;
кость — 6—10.
3) Электрическое сопротивление человеческого тела определяется, в основном, сопротивлением поверхностного слоя кожи (эпидермиса).
Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой при сухой неповрежденной коже рук = 15 кОм.
Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной, — до 1 мА.
Сила тока через тело человека, приводящая к серьезным поражениям организма,
≈100 мА.
Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении —12 В.
Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении —36 В.
Оптические параметры человека
Длительность сохранения глазом возникшего зрительного ощущения — 0,14 с.
Диаметр глазного яблока взрослого человека — 24—25 мм.
Расстояние между зрачками глаз («база глаз») у взрослого человека — 55—72 мм.
Толщина склеры — 0,4—1,0 мм.
Толщина сосудистой оболочки — до 0,35 мм.
Толщина сетчатки — 0,1—0,4 мм.
Диаметр хрусталика — 8—10 мм.
Наибольшая толщина хрусталика — 3,7—4,0 мм.
Показатель преломления хрусталика ≈1,4.
Фокусное расстояние хрусталика ≈70 мм.
Оптическая сила хрусталика у молодых людей — от 19 до ≈ 33 Дптр.
Показатель преломления водянистой и студенистой влаги —1,34.
Давление прозрачной жидкости, заполняющей глаз, — внутриглазное давление ≈104 кПа (= 780 мм рт. ст.).
Диаметр зрачка:
при больших дневных освещенностях — 2—3 мм;
при малых освещенностях (0,01 лк) — 6—8 мм.
Размеры слепого пятна (овальная форма) — 1,5к2,0.
Число палочек в сетчатке глаза ≈130 млн.
Число колбочек в сетчатке глаза ≈ 7 млн.
Длина волны света, к которой глаз наиболее чувствителен, — 555 нм (желто-зеленые лучи).
Оптическая сила всего глаза ≈ 60 Дптр.
Поле зрения неподвижного глаза:
по горизонтали — около 160°;
по вертикали — около 130°.
Минимальный размер изображения предмета на сетчатке, при котором две точки предмета воспринимаются раздельно, — 0,002мм.
Собственные размеры
Полезно знать величины своего роста и шага. Чтобы проще всего измерить, например, пройденное расстояние, надо сосчитать количество шагов, но для этого необходимо знать величину своего шага.
Величину шага определяют так: отмерив на земле прямую линию, скажем в 30 м, проходят ее своим нормальным шагом, считая шаги. Разделив 30 на полученное число шагов, узнают среднюю длину одного шага. Положим, что на длине в 30 м уместилось 50 шагов. Разделив 30 на 50, получим:
30: 50 =0,6 м = 60 см.
Это и есть ширина среднего шага. Для перевода измеренного шагами расстояния в метры необходимо количество шагов умножить на выраженную в метрах ширину одного шага. Например, от дома до магазина 630 шагов. Длина шага — 0,6 м. Расстояние в метрах равно 630 0,6 = 378 м.
Размах рук человека обычно бывает, равен его росту. Чаще всего эти величины совпадают, но возможны, конечно, и отклонения. Поэтому соответствие своего размаха рук росту также, полезно проверить измерением.
Для приблизительного замера мелких величин полезно запомнить длину среднего сустава своего указательного пальца (рис. 1), величину своей «четверти» — расстояния между концами большого пальца и мизинца растопыренной пятерни (рис. 2). Конечно, все эти способы очень неточны, но для быстрого примерного измерения в жизненных ситуациях вполне пригодны.
Начертите отрезок, равный 0,0001 км, и рядом отрезок, равный 0,1 вашего обыкновенного шага. Сколько приблизительно шагов вам надо сделать, чтобы пройти 1 км?
Рис. 1
Рис.2
Качественные задачи по теме: «Физика человека»
1.На диване.
Почему на диване человеку лежать мягче, чем на доске?
2. Мощность человека.
а)Какова мощность человека массой 75 кг при нормальной скорости ходьбы 5 км/ч; при скорости марша 7 км/ч?
Б)Какова мощность, затрачиваемая при езде на велосипеде (при скоростях 9 км/ч и
18 км/ч)?
в) Какая мощность развивается человеком массой в 75 кг, взбежавшим за 2 секунды по лестнице на высоту 4 м?
3. Как повернуться на стуле-вертушке?
Сядьте на стул-вертушку так, чтобы ноги не касались пола. Вам надо повернуться на нем вокруг на 360°. Как вы это сделаете? Ответ поясните.
4. Испарение воды в организме человека.
Организм человека состоит на 65% из воды. Испаряется ли она? Как? От чего зависит процесс испарения? На что влияет?
5. Человек на дне воздушного океана.
Человек живет на дне воздушного океана. Почему обычно человек не ощущает атмосферного давления?
6. Как человек дышит?
Каково значение атмосферного давления в механизме легочного дыхания человека? Что происходит при вдохе — выдохе воздуха?
7. О черном, белом и сером цветах.
а) Чем отличаются между собой белый, черный и серый цвета?
б) Как познает человек эти цвета?
Проделайте следующий опыт со своими друзьями и сделайте вывод. В хорошо затемненной комнате на небольшой белый экран спроецируйте круглое пятно от карманного фонаря. Фонарь потушите, незаметно для зрителей. Вместо белого экрана поставьте черный и спроецируйте на него то же самое пятно, увеличив в несколько раз силу света фонаря. Зритель не заметит подмены экрана, и будет думать, что видит прежнее пятно на прежнем экране. Когда же свет в комнате зажигается, зритель намечает свою ошибку и пятно на экране представляется ему уже не белым, а только светлым.
Почему?
8. Заземление.
Электрическое соединение какого-либо предмета с землей называют его заземлением. Заряды, образованные на телах, изолированы от земли, при соединении с ней уходят в землю, так как благодаря своим большим, по сравнению с любым телом, размерам Земля обладает и значительно большей емкостью. Можно ли говорить о заземлении человека?
9. Биополе человека.
В теле человека существуют биотоки и биопотенциалы. Что это такое? Можно ли их обнаружить?
10. Относительная или абсолютная влажность воздуха?
Что важнее для человека: относительная или абсолютная влажность?
11. Опасный электрический ток.
Все знают, как бывает, опасен для человека электрический ток. Для него смертелен ток силою уже в 0,1 А. Ток в комнатной проводке в несколько раз сильнее 0,1 А.
Почему же он далеко не всегда поражает человека?
12.Присесть — встать.
Коля делал утреннюю зарядку. Рядом стояли напольные весы. Он решил выполнить приседания, встав на весы. К его удивлению, в момент приседания весы показали меньший вес, нежели тогда, когда он стоял на них спокойно. Коля быстро поднялся. Весы, наоборот, показали увеличение его веса. Коля повторил эти движения еще несколько раз. Все повторилось.
Почему?
Ответы:
1. Площадь соприкосновения тела с диваном больше, чем с доской.
2. а) Около 60 Вт, или лошадиной силы. С возрастанием скорости мощность быстро возрастает — 200 Вт.
б) При езде на велосипеде положение центра тяжести тела меняется гораздо меньше, чем при ходьбе, и ускорение ног тоже меньше. Поэтому мощность, затрачиваемая при езде на велосипеде, значительно меньше: 30 Вт; 120 Вт.
в) 2 лошадиные силы.
3. Надо воспользоваться движением рук. Повернув вытянутые руки на некоторый угол в горизонтальной плоскости, сам человек поворачивается в противоположном направлении. Когда руки останавливаются, человек также останавливается. Для того, чтобы повернуться еще раз в том же направлении, надо возвратить руки в исходное положение. Сделать это, двигая руки в обратном направлении, нельзя, так как и человек при этом вернется в исходное положение. Можно, однако, поднять руки в вертикальной плоскости, а затем опустить в другой вертикальной плоскости так, чтобы они оказались по отношению к человеку, сидящему на стуле, в первоначальном положении. Человек может неопределенное число раз повернуться вокруг вертикальной оси.
4. За сутки человек, в зависимости от рода работ, испаряет с поверхности кожи и легких от 800 до 2000 г и больше воды. Скорость процессов испарения, а вместе с тем и самочувствие человека существенно зависят от влажности окружающего воздуха. Длительное пребывание в жарком воздухе, обильно насыщенном водяными парами, затрудняет процессы испарения и вместе с тем нарушает нормальный тепловой обмен в организме. Человек чувствует вялость, и его трудоспособность понижается.
5. Большая часть органов и тканей в организме содержит жидкости и газы под давлением, приблизительно равным атмосферному. Исключение в этом отношении составляют межплевральное пространство грудной клетки, сердечнососудистая система, полости, заполненные спинномозговой жидкостью, а так же полости суставов. Сообщение этих полостей с наружным воздухом нарушает нормальную деятельность организма.
6. При вдохе за счет сокращения соответствующих мышц (межреберных и диафрагмы) происходит объемное расширение грудной клетки. При этом давление воздуха, находящегося в легких, становится ниже атмосферного, и под действием последнего определенный объем наружного воздуха входит (засасывается) в легкие. Затем мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается, давление воздуха в легких становится выше атмосферного, и часть находящегося в легких воздуха вытесняется наружу. Происходит вдох. Грудная клетка может расширяться одновременно в трех взаимно-перпендикулярных направлениях: вертикальном, поперечном и переднезаднем.
7.а) Поверхности очень многих тел рассеивают в одинаковой мере лучи всех областей видимого спектра. Те из них, которые рассеивают большую долю падающего на них света, называют белыми. Белая бумага или мел рассеивают до 90% падающей на них энергии. Те поверхности, которые рассеивают лучи весьма слабо, называют черными. Черная фотографическая бумага рассеивает всего около 5% падающего на нее света. Поверхности, обладающие промежуточными степенями рассеивания, представляются нам серыми. Таким образом, различие между белым, серым и черным цветом не качественное, а только количественное, б) Познаются цвета только в сравнении с окружающим освещенным фоном.
8 Тело человека в целом является проводником, поэтому человек, стоящий на земле, будет проводить в нее электрические заряды, с которыми он может прийти в соприкосновение. Контакт человека с землей в этих условиях тоже называют заземлением. Если через человека будут проходить значительные электрические заряды (или значительный электрический ток), это может иметь опасные последствия для его здоровья.
9. Возбуждение любого органа человеческого тела сопровождается появлением токов действия. Возбужденное место органа всегда электроотрицательно по отношению к местам, находящимся в покое. Между возбужденным и невозбужденным участком возникает определенная разность потенциалов, и текут токи. Эти разности потенциалов невелики, а сопротивление тканей тела велико. Поэтому биотоки очень слабы — порядка 10-6 А и меньше. Их обнаружение возможно с помощью чувствительных гальванометров. Биопотенциалы возникают в клетках, тканях, органах вследствие неравномерного распределения ионов K+ ,Na+, С++, Mg++, а также CL—— в протоплазме клеток и окружающей клетку жидкости. Это связано с происходящими в живых клетках процессами обмена веществ. Биопотенциалы отражают функциональное состояние органов и тканей в норме и патологии, что используют при диагностике заболеваний. Распространены методы регистрации потенциалов сердца — электрокардиография, головного мозга — электроэнцефалография, периферических нервных стволов и мышц — электромиография.
10. В разных случаях может иметь значение и абсолютная, и относительная влажность. Например, испарение воды с поверхности кожи зависит от относительной влажности, так чем больше разница между абсолютной и максимальной влажностью (количеством пара в г, насыщающего 1 м3 воздуха при данной температуре), тем быстрее идет испарение. Рассматривая же испарение воды легкими, следует учитывать абсолютную влажность воздуха, так как из легких выдыхается воздух, почти полностью насыщенный паром, при температуре примерно 30°С. Количество пара, которым воздух насыщается в легких, очевидно, зависит от абсолютной влажности вдыхаемого воздуха. Нормальной для жизни человека считается атмосфера с относительной влажностью от 40 до 60%.
11. Сила тока в осветительной сети достигает 0,5 А, но только до тех пор, пока в цепь не включилось человеческое тело. Включение последнего значительно понижает силу тока, так как сопротивление нашего тела весьма велико: оно колеблется от 100 до нескольких десятков тысяч Ом. Введение в цепь столь значительного сопротивления, естественно, понижает силу тока в ней, и ток становится почти безвредным для организма. Порой и 5000 В не причиняют человеку никакого вреда — так велико бывает иногда сопротивление человеческого тела. Но оно колеблется в зависимости от многих причин, предусмотреть которые невозможно: от влажности, размеров тела, даже нашего настроения, поэтому безвредное, сегодня напряжение электросети может оказаться смертельным завтра.
12. Тело Коли испытывало частично явление невесомости (при быстром приседании) и перегрузки (при быстром поднятии тело сильнее давит на опору).
ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ
ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ
ВЕЛИЧИН
Измерить физическую величину — это, значит, сравнить ее с помощью измерительных приборов с однородной величиной, принятой за единицу, и оценить степень ее приближения к истинному значению.
В настоящее время общепринятой является Международная система (СИ), которая строится на семи основных единицах:
длины — метр (м);
массы — килограмм (кг);
времени — секунда (с);
электрического тока — ампер (А);
температуры — кельвин (К);
силы света — кандела (кд);
количества вещества — моль.
Для обеспечения единства физических измерений созданы международные эталоны каждой из основных единиц СИ.
Если используют величины, кратные основным единицам, пользуются соответствующими приставками, взятыми из древнегреческого языка; если используются величины, дольные основным единицам, пользуются соответствующими приставками, взятыми из латинского языка.
Измерения подразделяют на прямые и косвенные. Прямым называется измерение, в котором результат находится при считывании со шкалы прибора. Косвенным называется измерение, в котором результат находится на основе расчетов.
Истинное значение измеряемой величины определить невозможно по многим причинам и, прежде всего, потому, что ограничено воспроизведение эталона. Величина А считается измеренной, если указана не только сама величина Аизм, но и граница ее абсолютной погрешности ∆А
А = Аизм,± ∆А
Качество измерений определяется относительной погрешностью ε:
ε =*100%.
Погрешность прямого измерения ∆А складывается из погрешности средства измерения ∆Априб и погрешности отсчета ∆Аотсч:
∆А = ∆Априб + ∆Аотсч
Погрешность отсчета равна, а точнее не больше половины цены деления шкалы:
∆Априб =
где а — цена деления шкалы.
При проведении повторных измерений физической величины получаются несколько отличные друг от друга результаты. В этом случае за результат измерений необходимо принять среднее арифметическое значение результатов отдельных измерений:
Экспериментальная часть
Лабораторная работа №1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И ПЛОТНОСТИ СВОЕГО ТЕЛА.
Цель работы: научиться определять плотность и объём своего тела.
Ход работы:
1. Измерьте среднюю длину ℓ (м) и ширину b (м) ванны в вашей квартире.
2. Налейте в ванну теплой воды и отметьте карандашом ее уровень.
3. Погрузитесь в воду и отметьте ее новый уровень. Измерьте высоту подъема
воды ∆h (м).
4. Найдите объем вытесненной воды, а следовательно, и объем тела Vт(без учета
объема головы): Vт=ℓ*b*∆h.
Форма ванны может заметно отличаться от параллелепипеда, поэтому объем вытесненной воды более точно можно узнать экспериментально, доливая воду ведром (бутылкой из-под газированной воды или другой емкостью известного объема) до сделанной вами отметки.
5. Для того чтобы учесть и объем головы, измерьте диаметр головы d(м) и, считая ее шаром, рассчитайте объем:
Vг =πd3
6. Рассчитайте общий объём своего тела (м3): Vобщ = Vт + Vг
7. Измерьте массу своего тела m(кг) с помощью весов.
8. Найдите плотность ρ(кг/м3) своего тела:=
Дополнительное задание:
Сравните плотность своего тела с плотностью воды и ответьте на вопросы:
Почему человек может удерживаться на поверхности, не двигаясь?
Почему легче плавать в морской воде?
Лабораторная работа №2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ДЛИНЫ ШАГА.
Цель работы: научиться определять среднюю длину своего шага.
Пройдя расстояние между первой и последней партой в кабинете, посчитайте, сколько ваших шагов (N) оно составляет.
С помощью рулетки измерьте расстояние между первой и последней партой в кабинете.(L)
Найдите длину своего шага: .
Повторите опыт три раза и найдите среднее значение длины своего шага по формуле
ℓср=.
Вычислите погрешности измерений ∆ℓ=∆ℓприб+∆ℓотсч.
Запишите результат в виде ℓ=ℓср∆ℓ.
Заполните таблицу:
L | ℓ | ℓср | ∆ℓ | |
| | | | |
| | |||
| |
Лабораторная работа №3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ДАВЛЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА СВОЕ ТЕЛО
Цель работы: Научиться определять силу атмосферного давления на своё тело.
Оборудование: барометр, весы напольные, ростомер.
По барометру определите атмосферное давление ратм (Па).
Измерьте свой рост (h) и массу тела (m)
Вычислите площадь поверхности своего тела по эмпирической формуле, которая применяется в медицине:S=0,16.
Определите силу давления атмосферы Fатм(H) на свое тело:
Fатм= ратм* S.
Заполните таблицу:
h ,м | m , кг | S, м | Fатм , Н | |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа №4
«Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине».
На некоторое время повисните на перекладине в спортивном зале на одной руке, почувствуйте напряжение мышц руки.
На весах измерьте массу своего тела т и рассчитайте силу тяжести FT (H), действующую на него.
Для определения объема своего тела V общ воспользуйтесь результатом уже выполненной работы.
Найдите выталкивающую силу F a (H), действующую на ваше тело со стороны воздуха:
где ρ = 1,3 кг/м3 — плотность воздуха и покажите, что выталкивающая сила воздуха чуть больше 0,1% действующей на вас силы тяжести, и поэтому FA, как правило, ею пренебрегают.
5. Найдите силу F p с которой ваша рука действует на перекладину:
F p=Fт—FаFт
Заполните таблицу:
FT, Н | V общ ,м3 | F a ,Н | F p, Н | |
| | | | |
Лабораторная работа №5
«Измерение мощности, развиваемой при подъёме по лестнице».
Оборудование: грузик на шнуре, секундомер, напольные весы, рулетка.
Опустив в лестничный пролёт грузик на прочном шнуре, сделайте на нём отметку, когда грузик достигнет пола первого этажа. Измерьте высоту лестницы h(м).
По секундомеру определите время t(с), затраченное вами на подъём по лестнице.
Измерьте массу своего тела m (кг).
Вычислите мощность N(Вт), развиваемую при подъёме:
N=
Заполните таблицу:
t(с) | m (кг) | N(Вт) | |
| | | |
Защита и обсуждение результатов исследования.
Учащиеся должны представить результаты исследований физических параметров своего тела. Провести анализ результатов. Подготовить по одной из лабораторных работ защиту теоретической части работы.