Элективный курс по физике «Ты и физика» 9 класс

МОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа№2»



Рассмотрено «Утверждено»

ШМО учителей Директор школы

_____________ ____/А.Ф.Шахтарина/

«___»____2010г «___»_______2010г



Одобрено

Метод. совет школы

_____/Гребнева Т.А./

«___»________2010г




Ты и физика.

элективный курс

для учащихся 9 класса.




Разработала:

учитель физики

Нагаева В.Л.





п.Куженер

2010г



Пояснительная записка.


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. В настоящее время в связи с модернизацией системы образования претерпевает изменения и процесс преподавания физики в школе. Уменьшается количество часов, отводимых на изучение отдельных разделов, сокращается число практических и лабораторных работ. Из-за износа оборудования сокращается количество проводимых на уроках демонстраций. Все это ведет к постепенному принижению практической значимости физики как предмета; оттеняет значимость изучаемого теоретического материала для объяснения физических явлений, принципа действия различных устройств и механизмов.

На современном этапе развития школы ярко выражается дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики как предмета.

Данный курс выражает практическую сторону применения изучаемых в разделе «Взаимодействия тел», «Выяснение условия равновесия рычага», «КПД при подъеме тела», «Изменение агрегатных состояний тел», «Линзы», а также является дополнением к изучаемому в курсе физики IX класса материалу. Курс рассчитан на 8 часов, в основном все занятия носят практический характер. Каждое занятие начинается с актуализации знаний, после чего следует углубление известного ученикам материала и выполнение практической или лабораторной работы.

На занятиях ученики не только повторяют изученный материал, но и наблюдают его применение на практике, выполняя кратковременные лабораторные работы, на некоторых занятиях формой контроля усвоения знаний, умений и навыков являются тесты и задачи, что позволяет вырабатывать у учеников правила поведения и работы при сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Цели курса:

Цель курса – ученик творческий, с высоким познавательным интересом, высокой мотивацией к изучению материала школьного курса физики, способный к самоопределению, самообразованию, применяющий полученные знания, умения и навыки на практике и в повседневной жизни.

  • Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения

  • Научить преодолевать проблемы в работе с нестандартными заданиями.

  • Научить применять полученные знания, умения и навыки на практике и в повседневной жизни.

  • Улучшить имидж и повысить конкурентоспособность выпускников основной школы.



Задачи курса:

1.      Развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей.

2.      Мотивация к изучению физики как предмета, тесно связанного с дальнейшей профессиональной деятельностью.

3.      Углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении раздела «Электромагнитные явления», их применение в быту, технике, на производстве.

4.      Формирование у школьников умений самостоятельно планировать и организовывать свою познавательную деятельность.

5.      Воспитание современной творческой, активной личности,  способной сделать правильный выбор после окончания школы.

6.      Выделение практической направленности изучаемого материала, тесная связь изучаемого с повседневностью.

Содержание курса.

Внимание! Перед выполнением практической части занятия необходимо провести инструктаж по ТБ.

В конце каждого занятия обязательно подводятся его итоги, и с помощью тестовых или другого рода заданий выясняется степень усвоения ЗУН, с которыми ученики ознакомились в его ходе.

Занятие №1

Тема «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело»

В начале занятия целесообразно повторить некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 7 класса, после чего проводится лабораторная работа по теме «Архимедова сила». Затем после выполнения лабораторной работы ученики закрепляют полученные знания решение физических задач (Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» №515,516-521,533)

Перед выполнением практической части занятия необходимо провести инструктаж по ТБ.

Дом. Задание: подготовить доклад на тему «Практическое применение рычагов в жизни и технике»

Занятие №2

Тема «Выяснение условия равновесия рычага и применение в технике».

В начале занятия повторяем некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 7 класса, после чего  проводится практическая работа, затем заслушиваются доклады учеников на тему «Практическое применение рычагов в жизни и технике». В конце занятия тест на оценку.

Дополнительно: Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» №657,661

Занятие №3

Тема «Определение КПД »

В начале занятия повторяем некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 7 класса, затем говорим о правилах нахождения КПД, решаем физические задачи на эту тему. Во второй половине занятия ученики выполняют лабораторную работу по определению КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Дополнительно: Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» №931,1205



Занятие №4

Тема «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной. Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

В начале занятия повторяем некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 8 класса, затем решаем физические задачи на эту тему. После чего ученики приступают к выполнению лабораторной работе.

дополнительно: Постройте графики: а) плавления свинца, находящегося при комнатной температуре ; б) отвердевании паров воды при 110С.

Дом. задание: подготовить доклад на тему «Безопасные условия работы человека с электрическим током»



Занятие №5

Тема «Сборка электрических цепей и измерение силы тока, напряжения и регулирование силы тока реостатом. Безопасные условия работы человека с электрическим током»

В начале занятия повторяем некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 8 класса, затем решаем задачи на последовательное и параллельное соединения проводников. После рассмотрения теоретических и практических вопросов ученики приступают к выполнению лабораторной работы.

Задачи: Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» №1149,1151,1154,1166,1173,1183

Дом.задание: подготовить доклад на тему « Практическое применение линз»



Занятие №6

Тема «Получение изображения при помощи линзы»

В начале занятия повторяем некоторые понятия, встречающиеся при изучении данной темы в курсе 8 класса с помощью презентации «Линзы», затем рассказываем об устройстве линз и их практическое применение. Затем ученики приступают к выполнению практической работы.



Занятие №7

Тема «Составление таблицы личных биомеханических характеристик»

В начале занятия повторяем некоторые понятия, которые входят личностные биомеханические характеристики человека. Затем проводим практическую работу. Проводим обработку вычислений.

Например:

характеристика

величина

1

Объем, измеренный методом Архимеда

0,07

2

Плотность тела

886 кг/м3

3

Средняя скорость движения

1,2 м/с

4

Площадь поверхности стола

1,6 м2

5

Мощность, развиваемую при присидании

577 Вт

Занятие №8

Решение задач по теме: «Итоговое занятие»

Проводим актуализацию знаний по основным понятиям данного курса, выделяем алгоритмы решения типовых задач, разбираем решение задач повышенного уровня сложности. Не забываем при этом, что условия задач должны быть связаны с повседневными процессами и явлениями, окружающими учеников.

























Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во

Виды

деятельности

Форма

контроля


1



2





3



4




5






6




7



8





Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело


Выяснение условия равновесия рычага и применение в технике




Определение КПД



Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной. Измерение удельной теплоемкости твердого тела


Сборка электрических цепей и измерение силы тока, напряжения и регулирование силы тока реостатом. Безопасные условия работы человека с электрическим током



Получение изображения при помощи линзы




Составление таблицы личных биомеханических характеристик


Итоговое занятие


1



1





1



1




1






1




1



1




Решение задач

лаб. работа


зачет в устной форме

практ. Работа

доклад


Решение задач

лаб.работа


Решение задач

лаб. работа



Решение задач

лаб. Работа

доклад




Решение задач

Доклад

практ. работа


практ. работа



Решение задач



Периодичность осуществления контроля в виде зачета















Литература.


  1. А.В Перышкин. Физика – 7, М.Дрофа, 2007 г

  2. А.П.Рымкевич .Сборник задач по физике., М.Просвещение, 1994г.

  3. А.В Перышкин. Физика – 8, М.Дрофа, 2006 г

  4. А.С.Богатин. Пособие для подготовки к единому экзаману и централизованному тестированию по физике. Ростов – на- Дону, 2003г.

  5. В.И.Лукашик Сборник задач по физике 7-8, М., Просвещение,1994г.

  6. Л.И.Скрелин Дидактический материал по физике 7-8, М., Просвещение,1989г.























Учебно-методическое обеспечение предмета.

Занятие №1

Тема «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело»

1. Приборы и материалы:

  1. динамометр

  2. штатив с муфтой и лапкой

  3. два тела разного объема

  4. стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

2. Презентация: Сила Архимеда.

3. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»

Занятие №2

Тема «Выяснение условия равновесия рычага и применение в технике».

  1. Приборы и материалы:

1.рычаг на штативе

2.набор грузов

3. масштабная линейка

4.динамометр

  1. Презентация: «Практическое применение рычагов в жизни и технике»

3. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»

Занятие №3

Тема «Определение КПД »

  1. Приборы и материалы:

1.доска

2.измерительная лента или линейка

3. брусок

4.динамометр

5.штатив с муфтой и лапкой

2.Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»





Занятие №4

Тема «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной. Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1. Приборы и материалы:

1.калориметр

2.измерительный цилиндр с нитью

3. термометр

4. стакан с водой

5. весы с гирями

6. сосуд с горячей водой

Занятие №5

Тема «Сборка электрических цепей и измерение силы тока, напряжения и регулирование силы тока реостатом. Безопасные условия работы человека с электрическим током»

1. Приборы и материалы:

1.батарея из трех элементов

2.низковольтная лампа на подставке

3. ключ

4.амперметр, вольтметр

5.реостат

6. соединительные провода

2.Презентация: «Практическое применение рычагов в жизни и технике»

3. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»

Занятие №6

Тема «Получение изображения при помощи линзы»

  1. Приборы и материалы:

1.собирающая линза

2.экран

3. лампа с колпачком, в котором сделана прорезь

4.измерительная лента

  1. Презентация: «Практическое применение рычагов в жизни и технике»

3. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»



Занятие №7

Тема «Составление таблицы личных биомеханических характеристик»

  1. Приборы и материалы:

1.Объем тела методом Архимеда:

    • Два тела

    • Измерительный сосуд с водой


2.Среднюю скорость движения:

  • Измерительная лента

  • часы

3. Давление атмосферы на тело:

  • весы для измерения массы тела

  • измерительная линейка

4.Мощность, развиваемая при приседании:

  • измерительная лента или линейка

  • часы

  • весы для измерения массы тела

Занятие №8

Решение задач по теме: «Итоговое занятие»

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике»
























Свежие документы:  Тестовое задание по теме: Основы экологии 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: