Физика вокруг нас.
Элективный курс.
393000
Тамбовская область,
Никифоровский район,
р.п. Дмитриевка,
МОУ СОШ №2
Редченко В.В.
Пояснительная записка
Программа этого курса (курса по выбору для учащихся средних классов) рассчитана на 17 часов. Она ориентирована на показ применения полученных из курса физики сведений в повседневной жизни, в быту. В процессе изучения элективного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания представления о природе, развить знания о физических явлениях, материалах и их свойствах.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут:
Закрепить умения пользоваться научно-популярной литературой, Интернетом;
Расширить спектр своих умений (наблюдение, составление тематических карточек, таблиц, схем) по избранной теме;
научиться более внимательно всматриваться в окружающий мир;
приобрести навык поиска нужных данных, их отбора, анализа, обобщения;
научиться пользоваться физическими приборами, применять измерения в быту.
В содержании элективного курса я выделяю теоретический и практический аспекты. В каждой теме курса — 3 части: теория, практические работы (простые опыты и исследования), полезные советы.
В связи с тем, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися по своей инициативе с учётом направленности своих познавательных интересов, при подведении итогов обучения использую нетрадиционную систему оценивания: «портфель достижений». Этот набор работ (сочинений, макетов, самостоятельно выполненных наглядных пособий или фото, компьютерных материалов каждого отдельного ученика) оценивается на основе разработанных критериев. По результатам этих оценок судят об успешности обучения данного ученика.
В личный «портфель достижений» к концу курса каждый должен «вложить»
свой труд. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно успешными, чтобы представить их в «портфель».
Обязательными должны быть работы из следующего перечня:
страничка физических наблюдений;
каталог полезных советов и изобретений;
чертёж или схема устройства с объяснением;
текст тематического доклада;
поделка, которая в дальнейшем может быть представлена на выставке;
рефераты и презентации.
Тема №1
Цели и методы науки «Физика»
1.Теория. Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Физические законы и границы их применения.
Некоторые механические понятия: масса тела, объём, плотность вещества, трение.
2.Диагностическое тестирование. Его цель: Выявление желания заниматься
физикой и направленности познавательных интересов.
Диагностический тест
ВЫБРАННЫЕ ОТВЕТЫ | ПРОЦЕНТЫ | |
1 | Чтобы расширить свой кругозор.
|
|
2 | Меня интересует изучение физических явлений, законов. |
|
3 | Учу физику, т. к. она входит в программу обязательного обучения. |
|
4 | Чтобы избежать неодобрения родителей и педагогов. |
|
5 | Так как собираюсь избрать профессию, связанную с физикой, техникой. |
|
6 | Чтобы не быть самым неуспевающим учеником. |
|
Практическая работа «Измерение объёмов твёрдого тела, жидкостей. сыпучих тел».
Приборы и материалы: мензурки различной вместимости, баночка нетрадиционной формы, стакан с водой, песком, крупой, твёрдое тело неправильной формы на нити, столовая и чайная ложки, мерная кружка.
Задания.
Определить объём воды, помещающейся в столовой и чайной ложках.
Налить в мензурку воды и определить её объём.
В другую мензурку насыпать песок и определить его объём.
В мензурку с водой опустить на нити твёрдое тело неправильной формы и определить его объём.
С помощью мерной кружки определить объём любой крупы, помещающейся в чашку и стакан.
Определить вместимость небольшой баночки нетрадиционной формы.
Все данные записать в отчёт. Указать погрешности измерений.
Тема №2
Средства и методы исследования атмосферы
Цель занятия: сформировать интерес к изучению атмосферных явлений, познакомить с методами научных исследований, вызвать желание самостоятельно получать знания.
Теория. Ежедневно по радио и по телевидению вы слушаете и смотрите прогноз погоды. Знание физических процессов в атмосфере поможет вам самостоятельно делать такие прогнозы и применять их в жизни, а возможно помогут вам в будущем выбрать профессию. Профессии на метеостанции: метеоролог. Родственные профессии: океанолог, гидролог, синоптик, климатолог, аэролог, эколог.
Знакомство с устройством и конструкцией атмосферных измерительных приборов.
Задание.
Заполнить таблицу и пояснить назначение и устройство приборов.
назначение | устройство | |
флюгер |
|
|
анемометр |
|
|
метеостанция |
|
|
психрометр |
|
|
термометр |
|
|
барометр |
|
|
Практическая работа.
Определение температуры почвы почвенным термометром.
Определение влажности воздуха психрометром.
Определение скорости испарения воды.
Определение давления воздуха барометром.
Тема№3
Физические параметры атмосферы
Цель: дать понятие об особенностях атмосфер планет, строении атмосферы Земли. Познакомить с оптическими явлениями в атмосфере Земли.
Теория.
1. Общая масса атмосферы Земли. Провести расчёт веса столбика ртути высотой 760мм.рт.ст. P1=ρgh х 1см2
и веса атмосферы Земли: P=P1.Sземли=5.1015 тонн.
2.Слои атмосферы: тропосфера, стратосфера, термосфера, ионосфера, экзосфера.
3.Атмосфера Венеры и других планет.
4.Изменение атмосферного давления с высотой.
Практическая работа
Определение состава воздуха в помещении школы и на улице.
Задание для исследования:
а) Определить скорость запыления жилой комнаты -ΔΜ/ΔΤ, Где М- изменение массы кусочка ваты при протирании экрана телевизора,
T— время между очередными протираниями (в сутках).
Выдвижение гипотезы:
1.Вся пыль в помещении скапливается на экране телевизора.
2.Скорость оседания пыли постоянна.
3.Телевизор — средство очистки воздуха в помещении (при каких условиях, почему это происходит?)
б) Оценить концентрацию пыли в помещении: ΔΜ/V, где V— объём помещения.
Тема№4.
Вода,вода. Кругом вода.
1. Просмотр фильма « Тайна воды».
2. Практическая работа.
Определение скорости испарения при кипении и комнатной температуре.
Таблица (заполняется в ходе работы).
При кипении | При комнатной температуре | |
Масса в г. |
|
|
Время в мин. |
|
|
Скорость м/t |
|
|
3. Решение задач. Формирование умений рассчитывать
влажность воздуха с помощью психрометрической таблицы;
определять точку росы;
предсказывать погоду по влажности воздуха (выпадет ли роса, иней).
Тема №5.
Зрительные иллюзии, связанные с преломлением света.
Конференция учащихся «Необычные атмосферные явления.
Гало, радуга, молния, венцы, паргелии, миражи» (доклады учащихся).
Тема№6
Механические явления. Сила трения. Трение «полезное» и «вредное».
1.Теория. Сила. Сложение сил. Сила давления. Давление. Сила трения.
2.Практическая работа. Исследование и построение графика зависимости
силы трения скольжения от силы нормального давления и площади опоры.
Задание:Установить зависимость силы трения от силы нормального давления и представить результаты графически.
3.Обсуждение результатов наблюдений учащихся о проявлении трения.
4. Разобрать и объяснить с точки зрения физики следующие вопросы:
После мебели, стоящей на ковре, остаются следы. Как их избежать?
С твёрдой древесиной сложно работать. Что нужно сделать, чтобы шурупы и гвозди легче входили?
При сверлении бетона сверло очень быстро нагревается, теряет твёрдость и режущую способность. Почему? И как быть?
Если телефон, стоящий на полированной мебели, скользит при наборе номера, что можно предпринять?
От соударения форточек при сквозняке разбилось стекло. Как избежать в дальнейшем подобной беды?
Домашнее задание: написать сочинение по выбранной тематике:
«Полезное трение — в чём его польза?»;
«Как увеличить полезное трение»;
«Как уменьшить вредное трение».
Тема№7.
Тепловые явления.
1. Теория. Теплопередача и её виды. Нагревание и охлаждение вещества. Испарение и конденсация. Кипение. Плавление и кристаллизация.
2. Практическая работа:
Изучение термометров разных типов. Измерение температуры воздуха, жидкости, почвы, тела человека.
Результаты измерений записать в таблицу. Определить инструментальные погрешности.
Разбор полезных народных советов:
Полезные советы (тема «Тепловые явления»)
Совет | |
Как правильно вставить оконную раму, чтобы окна не запотевали? | По контуру рама должна быть герметично закупорена уплотнителем или специальной пеной. |
Как сделать, чтобы свежевыкрашенные полы в комнате высохли быстрее и запах быстрее выветрился? | В комнате открыть дверь и окна, воспользоваться вентилятором. |
В расширительный бачок системы водяного отопления индивидуального дома приходится постоянно доливать воду. Что сделать, чтобы эта процедура стала редкой ? | Убыль воды из расширителя прекратится, если в него налить 20-30 грамм машинного масла. |
Стены внутри дома оклеивают обоями. Что даёт это кроме придания Красивого внешнего вида? | Обои помогают сохранить тепло в комнате. |
Окна квартиры выходят на южную сторону. Как защититься от теплового излучения? | Нужно повесить на окна занавески-отражатели с наклеенной на внешнюю сторону фольгой. |
Как ускорить процесс закипания воды? | В воду необходимо бросить кусочек сливочного масла. |
Циклёвка пола или пакета, покрытого лаком или краской,- дело трудоёмкое. Как его облегчить? | Нужно пол «прогладить» горячим утюгом через влажную тряпку. |
Тема№8.
Электрический ток.
1. Теория. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.Измерение силы тока и напряжения.
2. Практическая работа. Сборка электрической цепи при последовательном и параллельном соединении, измерение силы тока, напряжения общей цепи и на отдельных участках. Опытная проверка закона Ома для участка цепи.
Тема №9.
Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля — Ленца .Электродвигатель.
Практическая работа: определение мощности бытовых приборов
(утюг, холодильник, телевизор, пылесос и другие)
Изучение паспорта электрического прибора
Определение работы, совершаемой в этих бытовых электроприборах
Полученные данные занести в таблицу.
Мощность и работа тока
Его мощность | Время действия | Работа, произведённая током | |
|
|
|
|
Расчёт за использованную электроэнергию
Показания счётчика | Расход энергии, квт | Тариф | Сумма, руб. | |
Текущий месяц |
|
|
|
|
Прошлый месяц |
|
|
|
|
Тема №10 и № 11
Действие электромагнитных полей на организм человека (2 часа)
1.Теория. Что такое электромагнитные волны? Шкала электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн различного диапазона. Применение волн на практике. Роль электромагнитных волн в жизни современного человека.
2. Доклады учащихся:
Радиоволны-свойства и применение.
Радиолокация.
Применение волн сверхвысокой частоты.
Использование инфракрасного излучения в медицине.
О вреде и пользе ультрафиолетового излучения.
3. Фильм о свойствах электромагнитных волн (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики).
Тема №12 и №13.
Оптика. Линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы: лупа, микроскоп, зрительная труба, бинокль, перископ.
Теория:
1.Ход лучей в линзе. Фокус линзы, увеличение линзы, Формула линзы.
2.Устройство и назначение оптических приборов.
3.Строение глаза человека. Недостатки зрения и способы их устранения. Гигиена зрения.
Практическая работа:
1.Определение фокуса и оптической силы линз различного радиуса кривизны.
2. Исследование зависимости изображения предмета от расстояния предмета до линзы.
Оформить результат в виде таблицы.
Расстояние от линзы до изображения f , см. | Действительное или мнимое изображение | Увеличенное или уменьшенное изображение | Размеры предмета h, см | Размеры изображенияH, см. | |
d> 2F |
|
|
|
|
|
d= 2F |
|
|
|
|
|
F 2F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Подобор очков для близоруких и дальнозорких людей. Сравнение их по внешнему виду.
4. Наблюдение Луны с помощью бинокля и зрительной трубы.
5.Знакомство с устройством микроскопа и наблюдение броуновского движения шариков жира в молоке, красных кровяных телец в препаратах крови.
6. Практическое занятие на местности с перископом и биноклем.
Тема №14
Рентгеновское излучение.
1.Теория. Получение рентгеновского излучения. Устройство простейших рентгеновских трубок и аппаратов. Основные характеристики рентгеновского излучения. Взаимодействие рентгеновского излучения с
веществом. Физическая защита от рентгеновского излучения. Применение рентгеновского излучения в медицине
2.Подготовка рефератов о жизни и деятельности учёного-физика, истории
и трудностях научных открытий в физике и биофизике.
3.Экскурсия в рентгеновский кабинет.
Тема №15.
Ионизирующее излучение. Биологическое действие
ионизирующего излучения.
Радиоактивность. Защита от ионизирующего излучения.
1.Теория. Понятие об ионизирующем излучении. Радиоактивность. Основной закон радиоактивного распада. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Дозиметрия ионизирующего излучения. Биофизический механизм действия ионизирующего излучения на организм человека и животных. Основные стадии развития лучевой болезни. Принципы защиты от ионизирующего излучения. Использование радионуклидов в медицине. Радиационная диагностика.
2.Решение задач.
3.Практическая работа с дозиметром.
4. Подведение итогов курса, защита проектов и рефератов.
Направить лучшие работы на общешкольную научную конференцию.
В рамках данного элективного курса можно предложить учащимся работать над исследовательскими проектами под общим названием
«Применение новейших достижений физики и биофизики в медицине»
Литература:
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. Для учителя: Из опыта работы
М: Просвещение, 1988
Электив 9:Физика.Химия.Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно- ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе: в 2-х книгах. Кн.1(Дендебер С. В.,Зуева Л.В., Иванникова Т.В.и др. –М.: 5 за знания, 2006.
Антонов В.Ф., Черныш А.М.,и др. Биофизика.-М.:Владос,2000.
Колтун Марк. Мир физики. Москва «Детская литература» 1984
Энциклопедический словарь юного физика: Москва: «Педагогика».
Факультативный курс физики. 10 класс.- М.:Просвещение,1975.
Научно-методический журнал «Физика в школе»:№2,5-2006г,
№2,3-2008г.
Научно-методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания «ФИЗИКА», издательский дом «Первое сентября».
№18 2010г.
Минарт М. Свет и цвет в природе. Пер. под ред. Лейкина Г.А. Изд.2-е. Изд. «Наука». Москва. 1969г.