«Элементы проблемного обучения на уроках физики»

МКОУ Григорьевская ООШ







Сообщение на РМО.


Тема:

«Элементы проблемного обучения на уроках физики»




Учитель: Андреева Е.В.






















2012г.




Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в на­учно-технической литературе, самостоятельно и бы­стро находить нужные сведения, уметь приме­нять свои знания на практике. В связи с этим, главной целью учителя сегодня является формирование необходимого ученику набора компетенций, которые позволили бы ему стать успешным членом общества.

В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одним их эффективных путей достижения этой цели является использование элементов проблемного обучения на уроках физики.

Проблемное обучение- это обучение, ос­нованное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель про­блемного обучения — при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в разви­тии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения не­обходимо, чтобы учитель умел создать проблемную си­туацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её реше­ния.

Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке могут быть различными:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).

В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций.

Поиск способа измерения физической величины:

Учащимся 7 класса при изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска сахара- рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить результат.

Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.

Оборудование: линейка, таблица плотностей.

План проводимых измерений

  1. Измерить длину, ширину, высоту куска сахара.

  2. Рассчитать объем тела по формуле.

  3. Определить плотность сахара, используя справочные данные.

  4. Рассчитать массу тела по формуле.



Задачи с заведомо допущенными ошибками:

Учащимся 8 класса при изучении темы «Агрегатные состояния вещества предлагается найти физическую ошибку в тексте:

Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».

Все учащиеся с удовольствием включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы и в результате приходят к верному ответу.

Проблемные демонстрации:

Учащимся 7 класса при изучении темы «Атмосферное давление» демонстрируется опыт с яйцом, втягивающимся в бутылку. Затем предлагается объяснить опыт и условия его проведения.

Вывод формулы с построением графа:

Учащимся 7 класса при изучении темы «Давление жидкости», предлагаю предложить способы нахождения давления жидкости в сосуде. В ходе дискуссии, дети выдвигают различные гипотезы для решения поставленной проблемы. В процессе анализа уже имеющихся предметных знаний выстраивается граф. Далее, синтезируя необходимые формулы, совместно с учащимися приходим к итоговой формуле.



Опыт показывает, что такой подход к выводу формул, к анализу некоторых видов расчетных задач является довольно эффективным и позволяет не только развивать мышление, логику ребенка, но формировать умение работать с формулами даже у ребят с низким уровнем математической культуры.

Проблемное обучение является одним из эффективных способов активизации познавательной активности школьников. Оно имеет ряд достоинств: обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным. Проблемное обучение способствует появлению у школьников таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость. Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления, и активно включиться в учебную деятельность. А ведь именно в процессе деятельности и происходит формирование необходимых учебных компетенций, поэтому технология проблемного обучения является на сегодняшний день актуальной и эффективной.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.

  2. Горев А.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1977.

  3. Кирюкова В.И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся. – Физика№20/06.









Свежие документы:  Внеклассного мероприятия для 3-4 классов по теме «Энергоэффективность»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: