Физические величины. Измерение физических величин.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «физическая величина», основными единицами физических величин в СИ, научить измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств, определять погрешность измерений.
Задачи:
— обучающие: познакомить учащихся с понятием физической величины, сущности определения физической величины, с понятием погрешности измерения, основными единицами физических величин в СИ; научить определять цену деления измерительного прибора, определять погрешность измерения, переводить величины из основных в дольные и кратные
— развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать их творческие способности, прививать интерес к изучению физики с учетом их психологических особенностей. Развивать логическое мышление через формирование понятий: цена деления (способы и методы ее применения), шкала измерительного прибора.
-воспитательные: формировать познавательный интерес обучающихся через исторические и современные сведения об измерении физических величин; научить культуре общения учащихся, партнерству, работе в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, лабораторные, демонстрационные и бытовые измерительные приборы (термометр, линейка, рулетка, весы, часы, секундомер, мензурка, другие измерительные приборы).
Ход урока:
Актуализация опорных знаний
1) Устный опрос (слайд2)
2) Постановка проблемного вопроса: (слайд3)
В повседневном общении вы, делясь информацией, часто используете слова: большой-маленький, тяжелый-легкий, горячий-холодный, твердый-мягкий и т.п. На сколько точно вы можете, используя эти слова, описать происходящее, охарактеризовать что-либо?
Оказывается, многие слова имеют относительный смысл и надо уточнять их, чтобы они обрели ясность. Если в обиходе приближенное описание вполне устраивает, то в практической деятельности (строительстве, изготовлении вещей, торговли и т.д.) требуется намного более высокая точность. Как быть?
Объяснение нового материала I(слайд4 – 10)
Выход люди нашли давным-давно – они изобрели числа!
Мир превратить в числа можно с помощью измерений или вычислений
Физической величиной называют характеристику тел или явлений, которую можно выразить количественно в процессе измерения или вычисления
Измерить какую-либо величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.
Практическое задание I.
измерьте размеры своего учебника.
Рассчитайте площадь его обложки.
Рассчитайте объем учебника.
Объяснение нового материала II (слайд 11-13)
Что общего у всех приборов?
Ответ: шкала
Характеристики любой шкалы: пределы измерения и цена деления.
Узнаем что это такое.
Пределы измерения определяются числами у первого и последнего деления шкалы. Нельзя пользоваться прибором, пытаясь измерить величину, превышающую предел его измерения!
Цена деления – это численное значение измеряемой величины, которое соответствует одному (самому маленькому) делению шкалы
5.Практическое задание II (слайд14)
Определите цену деления своей линейки и приборов на демонстрационном столе и экране.
Практическое задание III. (слайд 15)
Измерьте толщину своего учебника
Проблемный вопрос – почему получились разные значения толщины одинаковых учебников?
Ответ: при измерении мы допускаем неточности. Приборы так же могут быть несовершенными.
Допускаемую при измерении неточность называют погрешностью измерений.
Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора
Подведение итогов. Анонсирование работы на следующем уроке – будем измерять объемы жидкостей (с учетом погрешностей!) .
Дома: не только изучить теорию, но и посмотреть, чем мама пользуется на кухне , отмеряя нужные объемы? (слайд16-17)