Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики
Наталья Петровна Секисова учитель физики МАОУ Богандинская СОШ №1
Тюменский район
Учебно-познавательную компетенцию следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускников. Ключевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется том, что она обязательно входит в остальные ключевые компетенции. Их овладение, и дальнейшее эффективное использование во многом зависят от познавательной составляющей.
Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Планируя систему уроков по физике, я использую такие средства, формы и приёмы обучения, которые обеспечивают достижение общеобразовательных целей:
Умение адаптироваться к жизни;
Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
Развитие мышления и самостоятельности в принятии решений;
Воспитание ответственности.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, и вместе с тем учебно-познавательной компетенции возможно только через специально организованную работу учащихся.
При рассмотрении курса физики, возможно рассмотрение следующих способов формирования учебно-познавательной компетенции:
1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности.
Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
все вещества состоят из частиц;
между частицами есть силы притяжения и отталкивания;
в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объёма тела;
ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе.
2. Составление кроссвордов, сообщений, написание стихов, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
3. Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
4. Вывод учащихся на новое понятие.
Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Сделать обоснованный вывод в пользу того или иного материала. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни.
5.Создание проблемной ситуации.
Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.
Например, в 11 классе при изучении природы света, прошу учащихся подумать над тем: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (например, как можно заставить звенеть колокольчик).
После обсуждения приходим к выводу, что возможны только два способа передачи воздействий:
1. путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;
2. посредством окружающей их среды.
После этого сообщаю, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:
1. корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)
2. волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)
Обе теории удовлетворительно объясняли явления отражения и преломления света.
Свет обладает дуализмом, то есть «двойственностью» — в одних случаях ведет себя как волна, в других случаях, как поток частиц.
Итак: свет – это электромагнитная волна… (говорим почему).
При изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.
Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.
6.Проектная деятельность.
Реализация проекта позволяет: повысить качество обучения, усилить внутреннюю мотивацию, повысить интерес к изучению предметов, сформировать основные личностные компетенции, необходимые в реальной жизни. Метод проекта развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.
Учение –это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
В своей работе применяю активные формы работы по привлечению детей в деятельность: «Вихрь задач» или «Охота за пятёрками», «Найди ошибку», «Допиши условие», «Найди всё, что можно».
Особый интерес у учащихся при изучении физики вызывает привлечение художественной литературы, которая стимулирует процесс творческого поиска, даёт пути самореализации личности учащихся, возможность ощутить полную гармонию личности и окружающего мира. При изучении темы «Диффузия» обращаюсь к отрывку из произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» с вопросом: как собака нашла хозяина? При объяснении темы «Воздухоплавание» зачитываю отрывок из произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки». Учащиеся объясняют почему «тёплый воздух легче холодного».
Уроки решения задач строю с использованием интересных фактов по биологии, географии, истории. Любые физические понятия и любая физическая теория становятся для ребят сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами.
Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения физики является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Мной приведены лишь некоторые, активно используемые методики и технологии. Только деятельностный характер обучения, на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета физики.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».
Литература
1. Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. https://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.
2. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011.
3. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.
4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. — №2. – С.58-64.
5. Р. И. Малафеев «Проблемное обучение физике в средней школе»
М., «Просвещение», 1980 г