Зайцева Евгения Алексеевна учитель физики
Методическое объединение.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ на основе активных педагогических технологий в процессе изучения физики.
Уважаемые коллеги! Свое выступление на методическом объединении я хочу посвятить проблеме, без решения которой невозможно сформировать у учащихся потребность в учении.
В обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят «…новые стандарты общего образования второго поколения» Они призваны реализовать деятельностно -целевой подход к образованию, поскольку главным является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?
Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, необходимы чтобы решать в определённых жизненных ситуациях разные классы задач.
В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать
умения учиться и познавать мир,
сотрудничать,
организовывать совместную деятельность,
исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
Исходя из этого, возрастают требования к современному уроку.
В своей работе придерживаюсь таких правил:
-Смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности.
-Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности
-Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
На протяжении многих лет работаю над совершенствованием активных форм обучения.
Остановлюсь на некоторых методах, которые я использую на своих уроках. Это исследовательский метод, метод проектов и кейс – метод.
В результате реализации активных методов обучения учащиеся приобретают исследовательские умения.
Один из способов формирования универсальных учебных действий, который я использую в своей работе является учебно-исследовательский метод.
Исследовательская деятельность мною осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;
группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.
После этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований:
сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
докладываются полученные результаты;
В итоге развивается логическое мышление и формируются навыки публичного выступления.
Вашему вниманию представлено исследование «От чего зависит скорость остывания чая?», который проведен ученицами 8 б класса после изучения темы «количество теплоты», где они рассмотрели зависимость изменения температуры чая от разных характеристик и вывели свой рецепт, вкусного и быстро остывающего чая.
Следующий метод, который я использую в своей деятельности — реферативно-исследовательский.
В данном методе организацию исследовательской деятельности учащихся я условно разбиваю на три ступени.
1. Стартовая, или вхождение в проблему. Определение замысла, анализ проблемы, выделение противоречий, концепция проекта. На этой ступени учащиеся знакомятся с литературой, собирают материал по данному вопросу, формулируют цели, задачи, прогнозируют ожидаемые результаты.
2 Работа над проектом. Анализ и оценка осуществленной деятельности учащихся, обеспечение непрерывной обратной связи, коррекция и доработка проектов, оформление работы.
3. Защита работы. Представление итогов своей деятельности на школьном и городском уровне.
Предложенную методику можно использовать как в основной, так и в профильной школе.
Практика показывает, что одним из эффективных методов, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование универсальных учебных действий:
а)познавательных;
б)регулятивных;
в)коммуникативных.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой. Хочу вас познакомить с творческим проектом « Выращивание кристаллов в домашних условиях». Он был проведен при изучении темы «Агрегатные состояния вещества. Кристаллизация». Проект является продуктом совместной деятельности всего класса. Ребятам было интересно наблюдать, как образуется и растет кристалл. Они находили познавательный материал о применении кристаллов соли и их значении для жизнедеятельности человека.
Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит и от их активности. Поэтому я выполняю с учениками такие задания, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
И в этом мне помогает кейс-метод. Кейс-метод — это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что побуждает учащихся к проведению анализа и принятию решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации).
Кейсы активизируют работу на уроке;
развивают память, смекалку у учеников;
формируют метапредметные умения.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников к ГИА и ЕГЭ.
В своей работе использую следующие типы кейсов:
Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
Первооткрывательские кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Преимущества активных методов обучения в том, что
ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний;
самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим;
участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации;
повышает мотивацию к изучению предмета;
приобретает исследовательские навыки.
Опыт работы над проблемой «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ на основе активных педагогических технологий в процессе изучения физики» позволяет мне вырабатывать у школьников стойкую мотивацию к учению, вооружать их универсальными учебными действиями, формировать у обучающихся умение самостоятельно решать различные образовательные проблемы, имеющие как учебное, так и социальное содержание.
Все это обеспечивает стабильный положительный результат: наблюдается поступательная динамика уровня качества знаний. Мои ученики владеют навыками исследовательской работы и охотно создают свои творческие проекты. С каждым годом становится все больше детей, которые проявляют интерес к техническим наукам, увлекаются радиотехникой, участвуют в различных конкурсах и физических интернет — олимпиадах.
Я благодарю вас за внимание. Если вы захотите узнать о моем опыте работы больше, можете зайти на мой сайт http//evgenia_ zaiceva.ucoz.ru или ознакомиться с моими работами на образовательных сайтах https://pedsovet.org. Рада быть полезной вам.