Групповой урок в 7 классе тема «Физические величины»
Задерко Елена Яковлевна
Учитель физики высшей категории
ГБОУ №365 Фрунзенского района
Санкт Петербурга
Групповой урок в 7 классе проводится в конце учебного года после изучения темы «Работа и мощность» как итоговый урок .
Учебник 7 класса автор Перышкин А.В.
Подготовка к уроку.
За 7 дней класс делится на 6 групп. Учитель выдает задание, которое включает в себя: 1. Рассказ о физической величине с постановкой эксперимента. 2. Подготовка качественных вопросов для «кольцовки» (2 вопроса) 3. Рассказать о значении физической величины в жизни человека.
Ход урока. Ученики заходят в класс и садятся за столы с приготовленными табличками. (Плотность, Сила тяжести, Вес …). На партах находится оборудование для постановки эксперимента, бланки для работы на уроке, качественные вопросы соседней группы (1 гр. отвечает на вопросы 6 гр.; 2 гр. на вопросы 1 гр.; 3 гр. на вопросы 2 гр. и.т.д.) и карточка с домашним заданием. Класс готовится по выбранной теме 5-7 минут. Идет подготовка опытов, на доске оформляется ответ, обсуждаются ответы на качественные вопросы соседней группы. Затем начинается выступлен6ие групп. Каждая группа по очереди выступает, раскрывая задание. Далее по кругу задают качественные вопросы
Качественные вопросы для групп за два дня до урока обсуждаются с учителем.
Плотность
Как изменяется плотность жидкости твердых тел при нагревании и охлаждении?
В каком случае кусок пластмассы и кусок стали будут иметь одинаковую массу?
Сила тяжести
Большинство спутников планет не имеет атмосферы. Почему?
Масса одного тела больше другого в два раза. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
Вес тела
Мальчик, поднялся на лестницу и выпустил из рук сосуд с водой. Чему равна сила, с которой вода давит на дно сосуда?
2. К динамометру подвешен груз 10 Н. В каком случае динамометр будет растягивать пружину с большей силой?
Сила упругости
Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо от асфальта?
Почему при прополке посевов вручную не следует выдергивать сорняки из почвы слишком быстро?
Давление
Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец?
Почему по скошенному лугу трудно ходить босиком?
Давление жидкости
Увеличивается или уменьшается давление воздуха в шинах автомобиля при его разгрузке?
В сосуде с водой растворили поваренную соль. Изменилось ли давление на дно сосуда?
Этапы урока
Деятельность ученика | Время | |
Начало урока. Создание рабочей обстановки, помощь (при необходимости) в постановке опытов | Оформление доски, подготовка опытов, обсуждение качественных вопросов от соседней группы, решение задачи | 7 минут |
Слушает, при необходимости комментирует | Учащиеся группы выступают у доски, рассказывают о физической величине, показывают опыт. Остальные ученики слушают, заполняют карточку «Физические величины» могут задавать вопросы или добавлять к ответу. | 18 минут |
Слушает, анализирует ответы
| Рассказывают решение задачи | 7 минут |
Слушает, при необходимости комментирует | «Кольцовка» Группа задает вопрос соседней группе, а та отвечает 2 вопроса от группы | 10 мин |
Подведение итогов Домашнее задание | Рефлексия ученика | 3 минуты |
|
|
|
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.
Демонстрационный эксперимент ученика (все оборудование находится на парте).
Самостоятельная, работа в группе по заданию.
Обеспечение учащихся для групповой работы приборами, рабочими бланками, карточками с домашним заданием.
Рекомендации по подготовке и проведению урока
За неделю до проведения урока учитель говорит о предстоящем уроке. Выбирает капитанов, а они в свою очередь формируют группы. Учитель, если необходимо, корректирует, чтобы группы были равные по знаниям. Обсуждает план урока с капитанами групп, для того чтобы лишнее время не тратить на объяснения рабочих моментов во время урока. Обсуждает качественные вопросы для других групп. Раздает бланк работы для заполнения фамилий.
Рабочий лист группы «Плотность»
Задания | Участники / оценка | |
1 Теория | У доски. Определение, формула, ед. измерения, применение. | 1 |
2 Опыт | Постановка эксперимента | 2 |
3 Качественный вопрос | «Кольцовка» Ответь на два вопроса от команды соперника | 3 |
4 Задача | От учителя. Реши задачу на доске | 4 |
|
| 5 |
Таблица «Физические величины»
Во время ответов учеников заполни таблицу
Формула | Единицы измерения | Прибор | |
Плотность |
|
|
|
Сила тяжести |
|
|
|
Вес тела |
|
|
|
Сила упругости |
|
|
|
Давление |
|
|
|
Давление жидкости |
|
|
|
Ответь на вопрос:
Увеличивается или уменьшается давление воздуха в шинах автомобиля при его разгрузке?
В сосуде с водой растворили поваренную соль. Изменилось ли давление на дно сосуда?
Реши задачу
Какую массу имеет куб из сосны со стороной 1 дм³
Домашнее задание: Ответить на вопросы
Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня, а плохо от асфальта?
Почему олени почти не проваливаются в снег?
Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
Почему камень, брошенный вертикально вверх, падает на Землю? Под действием какой силы изменяется направление движение камня, брошенного горизонтально?
При взвешивании тел на Земле и Луне пружинные весы показали один и тот же вес. При каком условии это возможно?
Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном крупная дробь, а в другом мелкая. Сравните массы этих ящиков.
Урок проходит интересно мобильно, ученики повторяют, и закрепляют знания, полученные в течение учебного года. Работа в группах сплачивает ребят, они стараются хорошо подготовиться к уроку и хорошо выступить в классе. При ответах ученик должен уметь выделять главное, делать выводы из поставленного эксперимента. Я с удовольствием провожу групповые уроки. Они дают очень хорошие результаты, как по успеваемости, так и по отношению учеников к предмету. Они самостоятельно выполняют домашние опыты, а в окружающем мире распознают физические явления и это им нравится!