Муниципальное казенное образовательное учреждение «Солдатско-Степновская средняя
общеобразовательная школа»
Фестиваль-конкурс «Открытый урок» 2011-2012 учебного года
Интегрированный урок по теме:
«Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»
(8 класс)
Подготовила и провела:
учитель физики и информатики
МКОУ «Солдатско-Степновская СОШ»
Чулкова Надежда Андреевна
2012 год
Интегрированный урок (физика + информатика) на тему «Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»
Цель урока: научить выполнять построение изображения в тонких линзах с помощью компьютера, показать способ одновременного изложения нового материала по предмету физика и закрепления знаний по предмету информатика, а также использовать межпредметные связи при выполнении практических заданий,.
Задачи:
Образовательная:
Физика: дать представление учащимся о ходе лучей в линзах и методах построения изображений в них.
Информатика: закрепить практические навыки по созданию изображений с помощью встроенного текстовой редактора Word.
Развивающая: развить у школьников творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, находить нестандартные методы решения, творческую активность и познавательный интерес;
Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры; научиться аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную, продолжить формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: изложение нового материала по физике и закрепление знаний и умений по информатике.
Методы обучения: диалогический, информационный, практический, репродуктивный, исследовательский.
Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Личностно-ориентированное обучение;
Проблемно-исследовательская технология;
Обучение в сотрудничестве.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, ФЦИОР, ЭОР.
План урока:
Оргмомент. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
Вступительное слово учителя физики.
Актуализация знаний.
Работа с интерактивной доской.
Работа в текстовом редакторе Word.
Тестирование.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Обучение ведется по следующим учебникам:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
А.В. Перышкин: учебник для 8 класса, Москва «Дрофа» 2011 г.
Этап урока | Время (мин) | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
| Организационный момент | 2 | Ресурс 1
|
К концу урока каждый из вас должен научиться строить изображения, даваемые линзами с помощью основных лучей. | Дежурные докладывают о готовности к уроку. Слушают преподавателя. |
| Актуализация опорных знаний (физика) | 4 | Ресурс 1
| Учитель задаёт вопросы:
| Отвечают на поставленные вопросы.
|
| Изучение нового материала (физика) | 10 |
| Учитель показывает видеоролик и ставит проблему перед учащимися: «Какие изображения может давать собирающая линза». Учитель даёт указание учащимся: Откройте свои рабочие тетради, запишите тему урока. Вам понадобятся карандаш и линейка. Также перед каждым из вас лежит карточка с условными обозначениями, которые мы будем использовать при построении. Для получения изображения предмета необходимо построить отдельные его точки, а затем соединить их. Для построения удобно использовать следующие лучи: — луч, параллельный главной оптической оси, преломляясь в линзе, проходит через её главный фокус. -луч, идущий через оптический центр тонкой линзы, проходит через неё не преломляясь Рассматривает построение изображения предмета в собирающей линзе (доска). d>2F F< f< 2F Характеризует полученное изображение — уменьшенное, перевёрнутое, действительное. Предлагает рассмотреть второй случай d< F, приглашает к доске учащегося.
Показывает ход лучей в рассеивающей линзе, обращает внимание на условные обозначения, просит учащихся дать характеристику полученному изображению Учитель вызывает двух учеников к доске (один ученик с помощью интерактивной доски строит изображение с помощью собирающей линзы, а второй с помощью рассеивающей линзы) | Учащиеся смотрят видеоролик.
Слушают объяснение учителя, смотрят на доску, выполняют построения в тетрадях
Учащиеся выходят к доске, с помощью инструкций учителя строят изображение предмета.
Весь класс наблюдают за построением изображения, отвечают на поставленные учителем вопросы |
| Физ. пауза | 2 |
|
|
|
| Актуализация опорных знаний (информатика) | 3 |
| Посмотрите еще раз на данный рисунок и скажите, что использовалось при создании этого рисунка? А точнее графический редактор. И этот рисунок выглядит эффектнее, чем рисунок созданный с помощью карандаша и линейки на бумаге. Вы уже знакомы со встроенным графическим редактором Word. Для работы с ним необходима панель инструментов Рисование.
| Отвечают на вопрос. |
| Закрепление знаний и умений (физика и информатика) | 15 |
| Учитель разбивает класс на две группы. Следит за работой обучающихся, при необходимости оказывают помощь. Обучающимся, быстро справившимся с заданием, предлагаю выполнить интерактивный тест на компьютере. | 1 подгруппа выполняет задание на компьютере в текстовом редакторе Word, 2 подгруппа – выполняет задание, используя карточки с условными обозначениями. Затем подгруппы меняются местами. |
| Подведение итогов | 2 |
| Учитель оценивает работу обучающихся. | Слушают преподавателя, делают выводы. |
| Домашнее задание | 2 |
| § 51, 52 упр. 8 (5,8) стр. 151 учебник. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с другими видами линз (линза большая зажигательного инструмента Э.В. Чингаузера, линзы, зеркала и Архимед, шарик вместо линзы, камера – обскура, волшебная линз) и приготовить небольшие сообщения. | Записывают домашнее задание в дневники. Учащиеся готовят сообщения по группам. |
Приложение к плану — конспекту урока
«Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом
процессоре Word»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма представления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | «Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»
| Информационный ресурс | презентация |
|
2 | Видеоролик «Изображение в собирающей линзе» | Информационный ресурс | видеофрагмент | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3e14133-6c95-4273-8ed5-1f60738a3449/?interface=catalog
|
3 | Световые явления | информационный ресурс | иллюстрация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf
|
4 | Практикум по построению изображений в собирающих линзах | Практический ресурс | интерактивное задание | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/063595fe-898f-41a0-9d34-a273fbd8360f/?interface=catalog |
5 | Практикум по построению изображений в рассеивающих линзах | Практический ресурс | интерактивное задание |
|
6 | Тест к уроку «Построение изображений даваемых линзами» | Контрольный ресурс | тест, интерактивное задание | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b796f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog |
7-12 | волшебная линза А. Митрофанов (Лаборатория «Квант»)
Линза большая зажигательного инструмента Э.В. Чингаузера
Линзы, зеркала и Архимед
Шарик вместо линзы
Камера – обскура | Информационный ресурс | Текст, текст с иллюстрациями
Иллюстрация
Иллюстрация
Текст, текст с иллюстрациями
Текст, текст с иллюстрациями
Иллюстрация | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/993a80dc-90ce-49db-3350-9bb27e02d9c6/?interface=catalog
http://school—collection.edu.ru/catalog/res/1f908718-7aa1-4a89-a138-8 cc234c5c945/?interface=catalog
http://school—collection.edu.ru/catalog/res/1370c763-d58c-4861-bdbf-8f86128d9339/?interface=catalog
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4a4b7140-473c-4cea-8174-54b6ecc46ee5/?interface=catalog
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2ec42af-fe4e-938e-367c-6009d2a38a6b/?interface=catalog |