Интегрированный урок для 8 класса по теме: «Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»



Муниципальное казенное образовательное учреждение «Солдатско-Степновская средняя

общеобразовательная школа»





Фестиваль-конкурс «Открытый урок» 2011-2012 учебного года



Интегрированный урок по теме:

«Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»

(8 класс)

















Подготовила и провела:

учитель физики и информатики

МКОУ «Солдатско-Степновская СОШ»

Чулкова Надежда Андреевна







2012 год

Интегрированный урок (физика + информатика) на тему «Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»

Цель урока: научить выполнять построение изображения в тонких линзах с помощью компьютера, показать способ одновременного изложения нового материала по предмету физика и закрепления знаний по предмету информатика, а также использовать межпредметные связи при выполнении практических заданий,.

Задачи:

Образовательная:

  • Физика: дать представление учащимся о ходе лучей в линзах и методах построения изображений в них.

  • Информатика: закрепить практические навыки по созданию изображений с помощью встроенного текстовой редактора Word.

Развивающая: развить у школьников творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, находить нестандартные методы решения, творческую активность и познавательный интерес;

Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры; научиться аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную, продолжить формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Тип урока: интегрированный.

Вид урока: изложение нового материала по физике и закрепление знаний и умений по информатике.

Методы обучения: диалогический, информационный, практический, репродуктивный, исследовательский.


Используемые технологии:

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированное обучение;

Проблемно-исследовательская технология;

Обучение в сотрудничестве.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска.

Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, ФЦИОР, ЭОР.











План урока:

  • Оргмомент. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.

  • Вступительное слово учителя физики.

  • Актуализация знаний.

  • Работа с интерактивной доской.

  • Работа в текстовом редакторе Word.

  • Тестирование.

  • Рефлексия.

  • Домашнее задание.

Ход урока

Обучение ведется по следующим учебникам:

  • Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • А.В. Перышкин: учебник для 8 класса, Москва «Дрофа» 2011 г.



п/п

Этап урока

Время (мин)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

2

Ресурс 1






  • Приветствие.

  • Проверка готовности обучающихся к занятию.

  • Определение целей и задач урока, которая должна быть достигнута учащимися на уроке.

К концу урока каждый из вас должен научиться строить изображения, даваемые линзами с помощью основных лучей.

Дежурные докладывают о готовности к уроку.

Слушают преподавателя.

Актуализация опорных знаний (физика)

4

Ресурс 1


Учитель задаёт вопросы:

  • Какая позиция рисунка показывает правильно ход лучей в плоских зеркалах?
    (б, в)

  • Луч света падает на поверхность зеркала под углом 30º к горизонту, Чему равен угол отражения?
    (60°)

  • Укажите оптически более плотную среду.
    (n1)

  • Назовите типы линз.
    (собирающие: двояковыпуклая, плоско-выпуклая, вогнуто-выпуклая; рассеивающая: двояковогнутая, плоско-вогнутая, выпукло-вогнутая)

  • Что называют главным фокусом линзы?
    (Точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи после преломления их в линзе)

Отвечают на поставленные вопросы.
























Изучение нового материала (физика)

10

Ресурс 2




























Ресурс 3










Ресурс 4



Ресурс 5




Учитель показывает видеоролик и ставит проблему перед учащимися: «Какие изображения может давать собирающая линза».

Учитель даёт указание учащимся:

Откройте свои рабочие тетради, запишите тему урока.

Вам понадобятся карандаш и линейка. Также перед каждым из вас лежит карточка с условными обозначениями, которые мы будем использовать при построении.

Для получения изображения предмета необходимо построить отдельные его точки, а затем соединить их.

Для построения удобно использовать следующие лучи:

— луч, параллельный главной оптической оси, преломляясь в линзе, проходит через её главный фокус.

-луч, идущий через оптический центр тонкой линзы, проходит через неё не преломляясь

Рассматривает построение изображения предмета в собирающей линзе (доска). d>2F F< f< 2F

Характеризует полученное изображение — уменьшенное, перевёрнутое, действительное.

Предлагает рассмотреть второй случай d< F, приглашает к доске учащегося.


Показывает ход лучей в рассеивающей линзе, обращает внимание на условные обозначения, просит учащихся дать характеристику полученному изображению

Учитель вызывает двух учеников к доске (один ученик с помощью интерактивной доски строит изображение с помощью собирающей линзы, а второй с помощью рассеивающей линзы)

Учащиеся смотрят видеоролик.





Слушают объяснение учителя, смотрят на доску, выполняют построения в тетрадях





































Учащиеся выходят к доске, с помощью инструкций учителя строят изображение предмета.



Весь класс наблюдают за построением изображения, отвечают на поставленные учителем вопросы

Физ. пауза

2




Актуализация опорных знаний (информатика)

3

Ресурс 1


















Посмотрите еще раз на данный рисунок и скажите, что использовалось при создании этого рисунка?

А точнее графический редактор. И этот рисунок выглядит эффектнее, чем рисунок созданный с помощью карандаша и линейки на бумаге.

Вы уже знакомы со встроенным графическим редактором Word.

Для работы с ним необходима панель инструментов Рисование.

  • Как отобразить панель инструментов Рисование?
    (Вид – Панели инструментов — Рисование)

  • Какие инструменты графического редактора были использованы? Покажите их на панели инструментов.
    (линия и стрелка)

  • Можно ли изменить уже нарисованную фигуру?
    (Да)

  • Покажите какую кнопку используют чтобы:

  • изменить тип линии?
    (Тип линии)

  • сделать линию пунктирной?
    (Меню штрих)

  • изменить вид стрелки?
    (Меню стрелки)

  • изменить цвет линии?
    (Цвет линий)

  • добавить надпись?
    (Надпись)

Отвечают на вопрос.

Закрепление знаний и умений (физика и информатика)

15







Ресурс 6

Учитель разбивает класс на две группы. Следит за работой обучающихся, при необходимости оказывают помощь.

Обучающимся, быстро справившимся с заданием, предлагаю выполнить интерактивный тест на компьютере.






1 подгруппа выполняет задание на компьютере в текстовом редакторе Word, 2 подгруппа – выполняет задание, используя карточки с условными обозначениями. Затем подгруппы меняются местами.

Подведение итогов

2


Учитель оценивает работу обучающихся.

Слушают преподавателя, делают выводы.

Домашнее задание

2

Ресурс 7


Ресурс 8



Ресурс 9

Ресурс 10

Ресурс 11

Ресурс 12


§ 51, 52

упр. 8 (5,8) стр. 151 учебник.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с другими видами линз (линза большая зажигательного инструмента Э.В. Чингаузера, линзы, зеркала и Архимед, шарик вместо линзы, камера – обскура, волшебная линз) и приготовить небольшие сообщения.

Записывают домашнее задание в дневники. Учащиеся готовят сообщения по группам.































Приложение к плану — конспекту урока

«Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом

процессоре Word»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

ресурса в уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма представления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Построение изображений, даваемых линзами, в текстовом процессоре Word»


Информационный ресурс

презентация


2

Видеоролик «Изображение в собирающей линзе»

Информационный ресурс

видеофрагмент

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3e14133-6c95-4273-8ed5-1f60738a3449/?interface=catalog


3

Световые явления

информационный ресурс

иллюстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf


4

Практикум по построению изображений в собирающих линзах

Практический ресурс

интерактивное задание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/063595fe-898f-41a0-9d34-a273fbd8360f/?interface=catalog

5

Практикум по построению изображений в рассеивающих линзах

Практический ресурс

интерактивное задание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/8da5b6fd-80e9-4326-b0df-db467946af47/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject=30




6

Тест к уроку «Построение изображений даваемых линзами»

Контрольный ресурс

тест, интерактивное задание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b796f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

7-12

волшебная линза А. Митрофанов (Лаборатория «Квант»)


Линза большая зажигательного инструмента Э.В. Чингаузера



Линзы, зеркала и Архимед


Шарик вместо линзы



Камера – обскура

Информационный ресурс

Текст, текст с иллюстрациями





Иллюстрация




Иллюстрация




Текст, текст с иллюстрациями


Текст, текст с иллюстрациями



Иллюстрация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/993a80dc-90ce-49db-3350-9bb27e02d9c6/?interface=catalog



http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/1f908718-7aa1-4a89-a138-8 cc234c5c945/?interface=catalog


http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/1370c763-d58c-4861-bdbf-8f86128d9339/?interface=catalog


https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4a4b7140-473c-4cea-8174-54b6ecc46ee5/?interface=catalog


https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2ec42af-fe4e-938e-367c-6009d2a38a6b/?interface=catalog

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/e46591ff-1f87-4f34-aaa8-b2b9d3a4a904/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&subject=30





Свежие документы:  «Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: