Интегрированный урок (физика + биология) «Давление в природе» для 7 класса

Интегрированный урок (физика + биология) «Давление в природе». 7-й класс

Рыбакова Ольга Владимировна, учитель биологии
Гусева Василя Ягфаровна, учитель физики

Тип урока: урок практикум по решению задач; урок обобщения знаний и умений.

Технологии: ИКТ, игровая, проектная.

Цели урока:

  • Обсудить способы давления твёрдых тел, жидкостей и газов.

  • Сравнить давления в разных практических ситуациях.

  • Обосновать необходимость увеличения или уменьшения, а также наблюдать, анализировать и обобщать.

  • Используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения, развивать интерес к предметам.

  • Повторить и закрепить тему  «Отряды млекопитающих: Хищные, Ластоногие, Китообразные».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Давление в природе».  


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь!

Учитель физики: У нас сегодня урок решения задач. Правда, необычный урок. Урок — биофизики. (Слайд № 1)

II. Актуализация знаний.

  1. Учитель биологии:

(Слайд № 2) Сегодня мы повторим и закрепим тему «Отряды  млекопитающих: Хищные, Китообразные, Ластоногие». И посмотрим на эту тему с точки зрения физики.
1. Давайте вспомним общую характеристику класса млекопитающие.

2. Перечислите черты усложнения уровня организации млекопитающих.


Интересна роль давления в мире животных в их борьбе за существование.


  1. Учитель физики:

Игра «Верю не верю»

  1. Единицу давления называют Ньютон, 1Н. (-)

  2. Ускорение свободного падения равно 9,6 м/с 2. (-)

  3. Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт ст.(+)

  4. Верите ли вы, что давление слона на землю в 10 раз меньше давления женщины, стоящей «на шпильках». (+)

  5. С глубиной давление жидкости и газа увеличивается. (+)

  6. Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный. (-)

  7. Атмосферное давление определяется по формуле p = ρ g h. (+)

  8. Главное свойство сообщающихся сосудов заключается в том, что во всех таких сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.(+)

  9. Верите ли вы, что каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн (+)


III. Решение задач.

Учитель биологии:

Современных хищных зверей известно около 240 видов.

Какими характерными признаками обладают эти животные?

Отряд включает 7 семейств: Волчьих, Медвежьих, Енотовых, Куньих, Виверровых, Гиеновых и Кошачьих. Из них наибольшее значение имеют Волчьи, Медвежьи, Кошачьи, Куньи.
Давайте вспомним, какие животные относятся к каждому семейству, и выясним какую роль играют зубы, когти и лапы этих животных в жизни.

На экране показывают группу хищников. (Слайд № 3)

1.К какому семейству относится эта группа млекопитающих? ( семейство Волчьих: земляной волк, енотовидная собака, домашняя собака лайка, песец, лисица).
2. Какую роль играют зубы у этих животных? (Слайд № 4)
3. Какие общие признаки характерны животным этого семейства?


Учитель физики:

Задача № 1. (Слайд № 5)

Рассчитайте давление, производимое на 1 см2, которое выдерживает челюсть волка массой 62 кг.


Учитель биологии:

— Как называется это животное (учитель показывает на росомаху) и чем оно уникально с точки зрения физики? (Слайд № 6)

Это животное Росомаха.  (сообщение учащегося). – Мазурова Н.

Росомаха – самая крупная среди куньих, живет на севере нашей страны в тайге, лесотундре. Это сильный и ловкий хищник. Для неё характерны большие ступни, (поэтому на рыхлый снег она будет оказывать маленькое давление), что позволяет ей делать многокилометровые зимние переходы, не проваливаясь в глубоком снегу. Поэтому она легко загоняет по рыхлому снегу лося, который проваливается глубоко в снег. Росомаха оказывает самое маленькое давление на опору из всех хищников массой больше 1 кг. Этим она удивительное животное.


Учитель физики:

Задача № 2. (Слайд № 7)

Росомаха массой 15 кг создает давление на опору 2,1 кПа. Какую площадь имеют ступни ее ног?


Учитель биологии:

Показывается третья группа хищников(Слайд № 8)

1.К какому семейству относятся эти животные? (Семейство Кошачьих – это хищные звери средних и крупных размеров, охотящиеся на жертву подкарауливанием, скрадыванием,  реже преследованием.
2. Чем отличаются когти Кошачьих и Волчьих?
Когти втяжные, кривые и очень острые, приспособлены для захвата, удержания и частично для умерщвления добычи. Они должны оказывать большое давление, чтобы легко и глубоко входить в тело добычи.

Учитель физики:

Задача № 3. (Слайд № 9)

Кто из семейства Кошачьих, рысь или кошка, производит большее давление на пол? Масса кошки 4 кг, рыси – 20 кг. Площадь каждой лапы 5 см2 и 64 см2 соответственно.


Учитель биологии: Представители семейства Кошачьи обладают острым зрением. И чтобы сохранить свое зрение, выполним зарядку для глаз.

Физминутка: (Слайд № 10)


Учитель физики:

Следите за передвижением котенка.


Учитель биологии:

Показывается четвертая  группа животных. (Слайд № 11)

1.К какому отряду относится эта группа животных?

2.Перечислите характерные признаки животных отряда Ластоногие.

3. Чем образованы бивни у моржа?


Учитель физики:

Задача № 4. (Слайд № 12)

Какое давление оказывает вода на моржа при погружении его на глубину 40 м?


Учитель биологии:

Давайте вспомним, что мы знаем о многообразии млекопитающих животных.

На экране показывают группу животных. (Слайд № 13)

1.К какому отряду относится эта группа животных?

2.Перечислите характерные признаки животных отряда Китообразные.


Учитель физики:

Задача № 5. (Слайд № 14)

На какой глубине кашалот испытывает давление 30,9 МПа?


IV.  Итог урока.

Учитель биологии:

Теперь подведем итог урока: (Слайд № 15)

1.Сегодня мы увидели, что на уроках физики нужны знания по биологии, на уроках биологии нам нужны знания по физике.
2. Мы увидели, какую роль давление играет в мире животных, в их борьбе за существование.
3. Мы не только повторили и закрепили тему «Многообразие млекопитающих», но и расширили знания по этой теме и посмотрели с точки зрения физики.

V. Домашнее задание:

Учитель физики:

1) сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.

2). Заполнить таблицу:



m, кг

S, м2

р, Па

Лось


0,12

50000

Оса

0,000001

3 ∙ 10-16


Волк

34


11800

3) Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?

Приложение:


1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.

2) Заполнить таблицу:



m, кг

S, м2

р, Па

Лось


0,12

50000

Оса

0,000001

3 ∙ 10-16


Волк

34


11800

3) Решить задачу:

Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?



Приложение:


1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.

2) Заполнить таблицу:



m, кг

S, м2

р, Па

Лось


0,12

50000

Оса

0,000001

3 ∙ 10-16


Волк

34


11800

3) Решить задачу:

Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?




Приложение:


1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.

2) Заполнить таблицу:



m, кг

S, м2

р, Па

Лось


0,12

50000

Оса

0,000001

3 ∙ 10-16


Волк

34


11800

3) Решить задачу:

Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Свойства жидкостей, газов и твердых тел"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: