Интегрированный урок (физика + биология) «Давление в природе». 7-й класс
Рыбакова Ольга Владимировна, учитель биологии
Гусева Василя Ягфаровна, учитель физики
Тип урока: урок практикум по решению задач; урок обобщения знаний и умений.
Технологии: ИКТ, игровая, проектная.
Цели урока:
Обсудить способы давления твёрдых тел, жидкостей и газов.
Сравнить давления в разных практических ситуациях.
Обосновать необходимость увеличения или уменьшения, а также наблюдать, анализировать и обобщать.
Используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения, развивать интерес к предметам.
Повторить и закрепить тему «Отряды млекопитающих: Хищные, Ластоногие, Китообразные».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Давление в природе».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь!
Учитель физики: У нас сегодня урок решения задач. Правда, необычный урок. Урок — биофизики. (Слайд № 1)
II. Актуализация знаний.
Учитель биологии:
(Слайд № 2) Сегодня мы повторим и закрепим тему «Отряды млекопитающих: Хищные, Китообразные, Ластоногие». И посмотрим на эту тему с точки зрения физики.
1. Давайте вспомним общую характеристику класса млекопитающие.
2. Перечислите черты усложнения уровня организации млекопитающих.
Интересна роль давления в мире животных в их борьбе за существование.
Учитель физики:
Игра «Верю не верю»
Единицу давления называют Ньютон, 1Н. (-)
Ускорение свободного падения равно 9,6 м/с 2. (-)
Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт ст.(+)
Верите ли вы, что давление слона на землю в 10 раз меньше давления женщины, стоящей «на шпильках». (+)
С глубиной давление жидкости и газа увеличивается. (+)
Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный. (-)
Атмосферное давление определяется по формуле p = ρ g h. (+)
Главное свойство сообщающихся сосудов заключается в том, что во всех таких сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.(+)
Верите ли вы, что каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн (+)
III. Решение задач.
Учитель биологии:
Современных хищных зверей известно около 240 видов.
Какими характерными признаками обладают эти животные?
Отряд включает 7 семейств: Волчьих, Медвежьих, Енотовых, Куньих, Виверровых, Гиеновых и Кошачьих. Из них наибольшее значение имеют Волчьи, Медвежьи, Кошачьи, Куньи.
Давайте вспомним, какие животные относятся к каждому семейству, и выясним какую роль играют зубы, когти и лапы этих животных в жизни.
На экране показывают группу хищников. (Слайд № 3)
1.К какому семейству относится эта группа млекопитающих? ( семейство Волчьих: земляной волк, енотовидная собака, домашняя собака лайка, песец, лисица).
2. Какую роль играют зубы у этих животных? (Слайд № 4)
3. Какие общие признаки характерны животным этого семейства?
Учитель физики:
Задача № 1. (Слайд № 5)
Рассчитайте давление, производимое на 1 см2, которое выдерживает челюсть волка массой 62 кг.
Учитель биологии:
— Как называется это животное (учитель показывает на росомаху) и чем оно уникально с точки зрения физики? (Слайд № 6)
Это животное Росомаха. (сообщение учащегося). – Мазурова Н.
Росомаха – самая крупная среди куньих, живет на севере нашей страны в тайге, лесотундре. Это сильный и ловкий хищник. Для неё характерны большие ступни, (поэтому на рыхлый снег она будет оказывать маленькое давление), что позволяет ей делать многокилометровые зимние переходы, не проваливаясь в глубоком снегу. Поэтому она легко загоняет по рыхлому снегу лося, который проваливается глубоко в снег. Росомаха оказывает самое маленькое давление на опору из всех хищников массой больше 1 кг. Этим она удивительное животное.
Учитель физики:
Задача № 2. (Слайд № 7)
Росомаха массой 15 кг создает давление на опору 2,1 кПа. Какую площадь имеют ступни ее ног?
Учитель биологии:
Показывается третья группа хищников(Слайд № 8)
1.К какому семейству относятся эти животные? (Семейство Кошачьих – это хищные звери средних и крупных размеров, охотящиеся на жертву подкарауливанием, скрадыванием, реже преследованием.
2. Чем отличаются когти Кошачьих и Волчьих?
Когти втяжные, кривые и очень острые, приспособлены для захвата, удержания и частично для умерщвления добычи. Они должны оказывать большое давление, чтобы легко и глубоко входить в тело добычи.
Учитель физики:
Задача № 3. (Слайд № 9)
Кто из семейства Кошачьих, рысь или кошка, производит большее давление на пол? Масса кошки 4 кг, рыси – 20 кг. Площадь каждой лапы 5 см2 и 64 см2 соответственно.
Учитель биологии: Представители семейства Кошачьи обладают острым зрением. И чтобы сохранить свое зрение, выполним зарядку для глаз.
Физминутка: (Слайд № 10)
Учитель физики:
Следите за передвижением котенка.
Учитель биологии:
Показывается четвертая группа животных. (Слайд № 11)
1.К какому отряду относится эта группа животных?
2.Перечислите характерные признаки животных отряда Ластоногие.
3. Чем образованы бивни у моржа?
Учитель физики:
Задача № 4. (Слайд № 12)
Какое давление оказывает вода на моржа при погружении его на глубину 40 м?
Учитель биологии:
Давайте вспомним, что мы знаем о многообразии млекопитающих животных.
На экране показывают группу животных. (Слайд № 13)
1.К какому отряду относится эта группа животных?
2.Перечислите характерные признаки животных отряда Китообразные.
Учитель физики:
Задача № 5. (Слайд № 14)
На какой глубине кашалот испытывает давление 30,9 МПа?
IV. Итог урока.
Учитель биологии:
Теперь подведем итог урока: (Слайд № 15)
1.Сегодня мы увидели, что на уроках физики нужны знания по биологии, на уроках биологии нам нужны знания по физике.
2. Мы увидели, какую роль давление играет в мире животных, в их борьбе за существование.
3. Мы не только повторили и закрепили тему «Многообразие млекопитающих», но и расширили знания по этой теме и посмотрели с точки зрения физики.
V. Домашнее задание:
Учитель физики:
1) сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.
2). Заполнить таблицу:
m, кг | S, м2 | р, Па | |
Лось |
| 0,12 | 50000 |
Оса | 0,000001 | 3 ∙ 10-16 |
|
Волк | 34 |
| 11800 |
3) Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
Приложение:
1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.
2) Заполнить таблицу:
m, кг | S, м2 | р, Па | |
Лось |
| 0,12 | 50000 |
Оса | 0,000001 | 3 ∙ 10-16 |
|
Волк | 34 |
| 11800 |
3) Решить задачу:
Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
Приложение:
1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.
2) Заполнить таблицу:
m, кг | S, м2 | р, Па | |
Лось |
| 0,12 | 50000 |
Оса | 0,000001 | 3 ∙ 10-16 |
|
Волк | 34 |
| 11800 |
3) Решить задачу:
Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
Приложение:
1) Сообщение об отрядах Приматы, Парнокопытные и Непарнокопытные.
2) Заполнить таблицу:
m, кг | S, м2 | р, Па | |
Лось |
| 0,12 | 50000 |
Оса | 0,000001 | 3 ∙ 10-16 |
|
Волк | 34 |
| 11800 |
3) Решить задачу:
Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?