Использование художественной литературы на уроках физики

Нередко шутка служит проводником такой истины,

которая не достигла бы цели без её помощи.

Э.Бэкон.

Что за прелесть эти сказки!

А.С.Пушкин.


Цель государственного образовательного стандарта – определить обязательный минимум знаний по различным предметам для всех школьников независимо от типа учебного заведения, в котором они обучаются. Это так называемый федеральный республиканский инвариантный компонент образования. Наряду с ним стандарт имеет региональный, вариативный компонент, учитывающий особенности экономики, культуры, производства, природного фактора конкретного региона.

Общее образование понимается в стандартах как основное звено системы непрерывного образования, призванного обеспечить разностороннее развитие и ценностно-этническую ориентацию личности, овладение ее духовными богатствами национальной, отечественной и мировой культуры, активное включение в основные сферы трудовой и общественной деятельности, формирование готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию.

Средством реализации целей образования является содержание обучения, которое представлено в базисном учебном плане в виде перечня областей и видов деятельности, а также ориентировочного распределения планируемой учебной нагрузки. Для определения областей знания был использован принцип полноценности общего образования. С учетом этого принципа и опыта мировой и отечественной школы в стандарте выделены следующие предметные области:

  1. Русский язык,

  2. Языки и литература,

  3. Искусство,

  4. Общественные дисциплины,

  5. Естественные дисциплины,

  6. Математика,

  7. Физическая культура,

  8. Технология.

Художественная, научно-фантастическая, детективная, научно-популярная литература – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий. Удачно подобранный отрывок из научно-фантастического, художественного произведения углубляет восприятие изучаемого материала, позволяет лучше понять его, увидеть красоту физического явления.

При этом ученики осознают гуманистическую сущность физики, ощущают радость познания мира, оценивают с моральной позиции поступки и действия литературных героев. В ряде случаев они становятся как бы соучастниками описываемых ситуаций, что вызывает у них чувство сопереживания, содействует формированию нравственных убеждений. Поэтому-то обращение к художественной литературе на занятиях по физике вполне оправдано и рационально.

Отбирая художественные тексты, я стремилась к тому, чтобы представить литературу разных народов мира; познакомить учащихся с произведениями, обладающими художественной ценностью и формирующими лучшие человеческие качества; рассмотреть физические явления в природе всесторонне; учесть возрастные особенности учащихся.

Методика использования художественных фрагментов разнообразна. Если отрывок содержит описание физического явления, то его целесообразно зачитать как иллюстрацию; этот прием «пассивный». Более эффективны приемы «активные», например решение физических задач (качественных, количественных, графических, экспериментальных, оценочных), составленных учащимися на основе литературных текстов; анализ-беседа, в ходе которой рассматривается с точки зрения физики содержание фрагмента. Предлагаемые задания к отрывкам из произведений художественной литературы можно ранжировать по сложности, что позволит учителю осуществить дифференцированный подход к обучению.

Тоже относится к использованию на уроках физики веселых вопросов-задач, загадок и т.п.

Использованием художественной литературы только на уроках физики я не ограничиваюсь. Эта же методика применима и на уроках астрономии.




Свежие документы:  Тест по Физике "Прямолинейное движение с постоянным ускорением" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: