Нередко шутка служит проводником такой истины,
которая не достигла бы цели без её помощи.
Э.Бэкон.
Что за прелесть эти сказки!
А.С.Пушкин.
Цель государственного образовательного стандарта – определить обязательный минимум знаний по различным предметам для всех школьников независимо от типа учебного заведения, в котором они обучаются. Это так называемый федеральный республиканский инвариантный компонент образования. Наряду с ним стандарт имеет региональный, вариативный компонент, учитывающий особенности экономики, культуры, производства, природного фактора конкретного региона.
Общее образование понимается в стандартах как основное звено системы непрерывного образования, призванного обеспечить разностороннее развитие и ценностно-этническую ориентацию личности, овладение ее духовными богатствами национальной, отечественной и мировой культуры, активное включение в основные сферы трудовой и общественной деятельности, формирование готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию.
Средством реализации целей образования является содержание обучения, которое представлено в базисном учебном плане в виде перечня областей и видов деятельности, а также ориентировочного распределения планируемой учебной нагрузки. Для определения областей знания был использован принцип полноценности общего образования. С учетом этого принципа и опыта мировой и отечественной школы в стандарте выделены следующие предметные области:
Русский язык,
Языки и литература,
Искусство,
Общественные дисциплины,
Естественные дисциплины,
Математика,
Физическая культура,
Технология.
Художественная, научно-фантастическая, детективная, научно-популярная литература – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий. Удачно подобранный отрывок из научно-фантастического, художественного произведения углубляет восприятие изучаемого материала, позволяет лучше понять его, увидеть красоту физического явления.
При этом ученики осознают гуманистическую сущность физики, ощущают радость познания мира, оценивают с моральной позиции поступки и действия литературных героев. В ряде случаев они становятся как бы соучастниками описываемых ситуаций, что вызывает у них чувство сопереживания, содействует формированию нравственных убеждений. Поэтому-то обращение к художественной литературе на занятиях по физике вполне оправдано и рационально.
Отбирая художественные тексты, я стремилась к тому, чтобы представить литературу разных народов мира; познакомить учащихся с произведениями, обладающими художественной ценностью и формирующими лучшие человеческие качества; рассмотреть физические явления в природе всесторонне; учесть возрастные особенности учащихся.
Методика использования художественных фрагментов разнообразна. Если отрывок содержит описание физического явления, то его целесообразно зачитать как иллюстрацию; этот прием «пассивный». Более эффективны приемы «активные», например решение физических задач (качественных, количественных, графических, экспериментальных, оценочных), составленных учащимися на основе литературных текстов; анализ-беседа, в ходе которой рассматривается с точки зрения физики содержание фрагмента. Предлагаемые задания к отрывкам из произведений художественной литературы можно ранжировать по сложности, что позволит учителю осуществить дифференцированный подход к обучению.
Тоже относится к использованию на уроках физики веселых вопросов-задач, загадок и т.п.
Использованием художественной литературы только на уроках физики я не ограничиваюсь. Эта же методика применима и на уроках астрономии.