Тема урока «Электрический ток». (10класс)
Цель: используя технологию КСО (Методику Ривина) создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознанного усвоения ими понятий «электрический ток», «сила тока», а так же особенностей и характеристик тока.
Задачи.
Образовательные: 1. Работая с текстом учебника и рабочей картой, объясняя,
друг другу, и обсуждая информацию
в группах и в классе добиться осознанного усвоения
учащимися понятий «электрический ток», «сила тока»;
2. используя демонстрационный эксперимент,
фронтальные экспериментальные задания и личный опыт
учащихся выяснить, какие действия тока бывают, от
каких величин зависит сила тока.
Воспитания: 1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников
уверенность в познаваемости окружающего мира;
2.способствовать воспитанию в учащихся таких качеств
как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;
3. работая в группах при обсуждении проблемы
воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Развития: 1. продолжить развитие познавательного интереса
учащихся к предмету, используя ФЭЗ, демонстрационный
эксперимент;
2. развития их индивидуальности;
3. высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему
развивать у учащихся умение говорить, спорить,
доказывать, анализировать, делать выводы;
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: КСО, методика Ривина.
Оборудование: карточки с номерами (1, 2, 3, 4, 5) – по 2 шт., «Рабочая карта» — 15шт., тест №1- 15 шт., тест №2 — 15шт., гальванический элемент – 8 шт., провода- 32, спираль-8, магнитная стрелка – 8, катушка с сердечником и якорем -8, «Электролиз» видеофрагмент, учебник – 15, доска, мел.
Структура урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы | Ожидаемый результат | |
Вызов | Активизация деятельности учащихся, мотивация к дальнейшей работе. | Формулируют тему урока, предполагают, что им предстоит изучить, выдвигают задачи урока. | Отрывок из художественной литературы, эпиграф к уроку, фронтальная беседа. | Создание положительного эмоционального настроения учеников. Возникновения любопытства. |
Осмысление содержания
«Теоретическое погружение» | Направлена на сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. | Читают учебник, делают записи в рабочей карте, по мере осмысления новой информации. | Методика Ривина. | Поддержание делового настроя учащихся. Совершенствуются навыки логического мышления и понимания |
Рефлексия | Наблюдение за процессом обмена информацией. | Обмен полученной информацией, приобретение новой информации в процессе общения. | КСО в парах сменного состава (динамическая пара) | В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; |
Проверочный (Самоконтроль) | Проверяет тест, анализирует результат | Выполняют тест №1 | Тестирование | формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; |
Вызов | Ставит проблему | Делают предположения | Проблемное задание | Возникновения интереса. |
Осмысление содержания | Наблюдение за процессом обмена информацией. | Решают проблему, с помощью выполнения эксперимента, чтения учебника | ФЭЗ, КСО в парах постоянного состава (статическая пара) | Возникновения интереса. |
Рефлексия | Помощь при решении задач | Решение задач. Обмен знаниями или взаимообучение. | КСО в вариационных парах | обеспечивает более прочное усвоение |
Проверочный
(Самоконтроль) | Проверяет тест, анализирует результат | Выполняют тест №2 | Тестирование | формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; |
Домашнее задание | Запись на доске | Запись в дневник | № 102,103 |
|
Итог урока | Подводит итог урока | Самооценка |
|
|
Ход урока.
Запись на доске:
«Если нужно откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать» (Я.А. Каменский из книги «Великая дидактика»)
Тема: …..
Задачи:
Узнать, что…
Понять, когда и как….
Уметь вычислять…
Задание: №102 на стр. 289
Учитель: читает отрывок из художественной литературы. К. Паустовский рассказ «Подарок»
«Ты мне про лесничего не говори…Лесничий мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
— Может, — ответил Рувим
— Может, может! – передразнил его дед. А ты этот электрический ток видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Сформулируйте тему урока. Запишите в рабочих картах. Теперь попытаемся определить задачи нашего урока. Что нам надо узнать, понять, научится выполнять?
Учащиеся: отвечают.
Учитель: чтобы решить первую задачу мы проведем «Теоретическое погружение» в материал учебника. Для этого вам понадобится учебник, рабочая карта, вы сами с хорошим деловым настроем и ваш сосед по парте. Чтобы добиться успеха, лучше понять и запомнить надо, научится самому объяснять материал. Не зря великий педагог Я. А. Каменский написал в своей книге «Если нужно откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать», ведь 95% информации запоминается, если вы её объяснили сами.
Откройте параграф №102 на стр. 289. Для проработки материала я предлагаю три раздела.
Электрический ток
Сила тока
Связь между силой тока и скоростью движения
Прочитайте свой раздел. Запишите главную мысль раздела в одном предложении. Перескажите своему товарищу. А он перескажет свой материал. Вы должны его повторить. Через 7 мин. меняемся парами.
Учащиеся: находят в учебнике свой раздел. Читают, пересказывают. Слушают.
Учитель: меняемся парами.
Учащиеся: находят в учебнике свой раздел. Читают, пересказывают. Слушают.
Учитель: «Теоретическое погружение» завершено, теперь проверьте, как вы поняли материал учебника. Выполните тест №1.
Учащиеся: Выполняют тест №1. Проверяют.
Учитель: проведите эксперимент, запиши вывод.
Учащиеся: Выполняют ФЭЗ (Магнитное действие тока, тепловое действие тока). Смотрят видеофрагмент «Химическое действие тока».
Учитель: решите задачу. Выдает карточки с задачами.
Учащиеся: решают, объясняют друг другу.
Учитель: проверим, как вы поняли материал. Выполните тест №2.
Учащиеся: Выполняют тест №2.
Учитель: оцените свою работу на уроке («Ступеньки»). Запишите домашнее задание.
Лист самоподготовки, самоконтроля и самооценки.
Класс:____ Фамилия_______________
Тема:_________________________________________________________
«Теоретическое погружение»
Задание: прочитай текст своего раздела и запиши главную мысль. Объясни своему товарищу.
1………………………………………………………………………………………………….
Выслушай своего товарища и запиши главную мысль.
2…………………………………………………………………………………………………
Объясни своему товарищу. Выслушай своего товарища и запиши главную мысль.
3…………………………………………………………………………………………………….
Самоконтроль
Задание: выполните тест №1.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание: проведи эксперимент и запиши вывод.
Задание: реши задачу.
Самоконтроль
Задание: выполните тест №2.
1.
2.
3.
4.
5.
Самооценка.
Я
Количество баллов______ Оценка _____ Учитель______