Урок № 24 10 класс Дата______
Тема урока: Термодинамическое равновесие. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
Цели:
Ввести понятие термодинамических параметров, термодинамического процесса, температуры, термометра.
Развивать умение логически излагать свои мысли.
Воспитывать интерес в изучении материала.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: электронная презентация.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, проверка наличия учащихся в классе.
Актуализация знаний:
Опрос:
— Какие основные МКТ вы знаете?
— Какое движение – броуновским?
— От каких факторов зависит интенсивность броуновского движения?
— Что вы понимаете под диффузией?
— Что вы знаете о размерах молекул?
— Как можно вычислить диаметр молекулы?
— Как можно рассчитать число молекул в теле?
— Как определить массу молекул?
— Для чего была введена относительная молярная масса вещества?
Обобщаю ответы учащихся.
2. Физический диктант:
1. Единица измерения энергии?
2. Единица измерения массы?
3. Единица измерения скорости?
4. Единица измерения температуры?
5. Чему равна постоянная Авогадро?
6. Единица измерения диаметра молекулы?
7. Единица измерения числа молекул?
8. Единица измерения молярной массы.
Обобщаю ответы учащихся.
Изучение нового материала:
Под термодинамическими параметрами понимают физические величины, которые характеризуют свойства макротела (макросистем) в целом. К ним относятся: давление газа, объем, температура.
Термодинамический процесс представляет собой явление изменения какого – то термопараметра или переход системы из одного состояния в другое.
К микротелам относятся: объем молекулы (атома), масса молекулы, скорость молекулы, концентрация числа молекул.
Температура:
Особое место в молекулярной физике, в термодинамике в частности, занимает такая физическая величина, — температура.
Основные свойства температуры
Тепловое (термодинамическое) равновесие – состояние тела или системы тел, при котором его термодинамические параметры (p, V, m и др.) остаются неизменными сколь угодно долго. Температура — характеристика внутреннего состояния макроскопической системы – состояния теплового равновесия. Температура – термодинамический параметр, одинаковый во всех частях термодинамической системы, находящейся в тепловом равновесии. Температуры тел, находящихся в тепловом контакте, выравниваются.
Измерение температуры.
Тело необходимо привести в тепловой контакт с термометром.
Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела.
Показание термометра следует отсчитывать после наступления теплового равновесия.
Вещества, которые используются для измерения температуры тел, — термодинамическими.
На современном этапе из многообразия температурных шкал, на практике используются следующие три:
Шкала Фаренгейта.
Сообщение учащихся о Фаренгейте.
F – температура особо холодной зимы 1709 г.
23 F— температура таяния льда
98F— температура человеческого тела
212F— температура кипения воды.
Шкала Реомюра
Сообщение учащихся о Реомюре.
0 Р – температура таяния льда
80 Р – температура кипение льда
Шкала Цельсия
Сообщение учащихся о Цельсии.
0 С – температура таяния льда
100С – кипение воды.
Шкала абсолютных температур
Сообщение учащихся о Кельвине.
0К – абсолютный нуль температуры.
Т = т+273
т=273-Т
Термометры.
Жидкостный термометр (ртуть: температура от -38до 260С; глицерин: от – 50 до 100С) – тепловое расширение.
Термопара (температура от -269 до 2300 С).
Термисторы (зависимость сопротивления от температуры).
Манометрические (зависимость давления от температуры).
Газовые термометры – тепловое расширение.
Акустические, магнитные и др.
Рассмотрим основные виды термометров:
Спиртовые или ртутные
Газовые
Электрические
Пирометры
Закрепление материала:
Опрос:
— Какие физические тела – макроскопическими?
— Что вы понимаете под микроскопическими телами?
— Какие параметры – макроскопическими?
— В чем физический смысл температуры?
— Какое состояние – тепловым равновесием?
— Какая величина является его характеристикой?
— Какая температура – абсолютным 0 температуры?
2. Выразите в К: 27С, -175С, 100С, 0С
Выразите в С: 4К, 180К, 310К, 420К.
3. Задачи: стр. 55 №№2.1, 2.2, 2.4, 2.9, 2.13-2.16
Домашнее задание: §4.4, выучить определения, формулы
Подведение итогов урока, оценки за урок.