ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.»
7 класс
ФИО (полностью) | Смолякова Татьяна Ивановна | |
| Место работы | МОУ СОШ п. Дружба |
| Должность | учитель |
| Предмет | физика |
| Класс | 7 — 11 |
| Тема и номер урока в теме | Урок 7/37.Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. (§§40-41). |
| Базовый учебник | «Физика »7 класс, А.В. Перышкин |
8. Цель урока: организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное давление», продемонстрировать с помощью опытов существование атмосферного давления.
9. Задачи:
Способствовать развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы. высказывать свое мнение;
способствовать развитию речи, мышления учащихся, умений объяснять явления с научной точки зрения;
Способствовать формированию интереса к предмету, воспитанию коммуникативных качеств учащихся.
10.Тип урока — урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся— фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации
Необходимое техническое оборудование
Демонстрационные опыты:
Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент: |
| Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных | Рабочее место ученика. | 2 мин. |
2.
| Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся
Рассказ учителя с элементами беседы
Изучение нового материала |
Анимация(значение атмосферы для жизни на Земле) (1)
Интерактивная анимация «Вес воздуха» (2)
История открытия атмосферного давления (3)
| Какую общую тему мы изучаем ? Что мы знаем о давлении? Над нами – огромная толща воздуха, десятки, сотни километров.Что вы знаете об атмосфере? Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек — все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножья, а мы на дне этого океана, со всех сторон им охваченные. «Ни кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и грандиозное многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее впоследствии». Так поэтично писал об атмосфере французский астроном 1в. Амилл Фламмарион. Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля «Восток-2″ летчик- космонавт Герман Степанович Титов: «Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет». Таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.
«Мы находимся на дне воздушного океана…» Э. Торричелли. Согласны ли вы с этим утверждением итальянского ученого? А воздух, как он ни лёгок, всё же имеет вес. И он давит на всё, что находится внизу. На каждый квадратный сантиметр воздух оказывает такое же давление, как тело массой один килограмм. Давление воздушной оболочки Земли на её поверхность и все тела называют атмосферным давлением. Откройте тетради и запишите тему урока (тема записана на доске) Почему нас не раздавила такая тяжесть? Не ощущается вес воздуха? Как на поверхности Земли проявляется давление атмосферы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прежде всего выяснить, как обнаружили давление атмосферы.
Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек — все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножья, а мы на дне этого океана, со всех сторон им охваченные. «Ни кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и грандиозное многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее впоследствии». Так поэтично писал об атмосфере французский астроном 1в. Амилл Фламмарион. Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля «Восток-2″ летчик- космонавт Герман Степанович Титов: «Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет». Таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.
| “Давление”. Отвечают на вопросы. .
Наблюдают, запоминают
(записано на доске-читают, отвечают
Ученик проводит эксперимент
Открывают тетради и записывают тему урока. Записывают: от греч. атмос –пар, воздух и сфера –шар
Сообщение ученика | 7 мин |
|
Практическое применение знаний.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих действие атмосферного давления.
|
|
Вывод: существует атмосферное давление и оно объясняет многие явления, с которыми встречаемся в жизни.
Рассмотрим некоторые из них:
Опыт №1 Налить воду в стакан, закрыть листом бумаги, перевернуть. Почему вода не выливается? (Кто хочет попробовать повторить этот опыт?)
Опыт №2 Положить яйцо в бутылку. Как это сделать? В бутылку из под кефира наливается горячая вода (или опускается горящая бумага), через некоторое время вода выливается, и на горлышко бутылки кладется сваренное очищенное яйцо. Постепенно яйцо втягивается, наружное атмосферное давление «заталкивает» яйцо в бутылку, и оно падает на дно. (Кто хочет попробовать повторить этот опыт?)
Опыт № 3 На дно блюдца кладётся монета, наливается немного воды. Вопрос: Как вытащить монету из воды, не намочив пальцы? В стакан наливается горячая вода (или опускается горящая бумага). Затем, вылив воду, переворачиваем стакан на блюдце (не закрывая монету). Вода из блюдца постепенно, под атмосферным давлением, поднимается в стакан. (Кто хочет попробовать повторить этот опыт?)
Надувают мыльный пузырь и пускают его, Надувают второй мыльный пузырь и оставляют на конце трубки. Почему мыльный пузырь на трубке сдувается?
| Учащиеся обсуждают опыты и делают вывод
. Ученик делает опыт и объясняет
Ученик делает опыт и объясняет
Ученик делает опыт и объясняет
Ученик делает опыт и объясняет | 15 мин |
|
|
|
|
|
|
3. | Закрепление
Рефлексия
|
Слайд – шоу «Атмосфера Земли» | Работа в парах. Ученики получают карточки с сообщениями, после 2-3 минут рассказывают о том, что узнали из текста. Текст1. Механизм вдоха и выдоха. Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе Объем грудной клетки увеличивается, за счет чего давление в плевральной полости, где находятся легкие, уменьшается. При этом давление в них становится меньше атмосферного и воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается, что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из легких устремляется в окружающую среду. Текст 2. Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально вверх по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как им это удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки.Такими присосками обладают не только мухи. Даже сравнительно крупные животные, такие,как древесные лягушки. Могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? В них создается разряженное воздушное пространство и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой «прилипла». Почему же существует атмосфера Земли?
|
Ученик готовит пересказ
Ученик готовит пересказ
Смотрят и слушают, а затем пишут ответы в тетради и самоконтроль.
| 10 мин
3 мин. |
4. | Подведение итогов урока |
| Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных, определяет д-задание — §§40-41 и творческое задание. Творческое задание: *Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные Стеклянные банки? *Как переносит человек различную высоту над уровнем моря? *Влияние атмосферного давления на здоровье человека. | Записывают задание | 3 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | «Разнообразие жизни в атмосфере» | Анимация со звуком | Модель |
|
2 | «Вес воздуха» | Интерактивная анимация | Моделирование опыта, видеофрагмент | https://somit.ru/fisika7_40.htm
|
3 | «История открытия атмосферного давления» | Слайд – шоу с анимацией | Рисунок с текстом | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5253-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_11.swf
|
4. |
| Слайд – шоу с анимацией | Рисунок с текстом.Модель | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5251-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_9.swf
|
5. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|