Тема раздела: Основы электродинамики(продолжение). | ||||||||
Тема : Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. | ||||||||
Тип урока: Урок изучения нового материала. | ||||||||
Вид урока: смешанный. | ||||||||
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая , коллективная. | ||||||||
Методы : словесный, практический, наглядный. | ||||||||
Цель методическая: организовать деятельность учащихся по восприятию , осмысливанию и первичному закреплению понятия «Электромагнитная индукция и закона электромагнитной индукции». | ||||||||
Задачи образования: обучающая : повторить, что такое магнитный поток, закон Ома; сформировать понятие «электромагнитной индукции». Сформировать потребность в знаниях об электромагнитной индукции (индукционных токах, их получении и величине). Научить умению самостоятельного учебного труда, научить проведению анализа и сравнения. (предметный результат) развивающая: научить самоконтролю при решении расчётных задач; научить делать выводы по теме; содействовать развитию мышления; навыков сравнения, анализа физического явления. (метопредметный результат) воспитательная: расширить кругозор учащихся о электромагнитных полях в его личностных ощущениях; приучать к аккуратности при работе с приборами и записями в тетрадях; воспитание ответственного отношения к учебному труду (личностный результат). | ||||||||
Применяемые технологии: проблемно — исследовательская. (Технология проблемного обучения Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Окунь и др.) | ||||||||
Оборудование : ноутбук, проектор, «Программа по физике «Наглядная физика», «Электромагнетизм», экран, источники тока, катушки различные, постоянный полосовой и дугообразный магниты, гальванометр, миллиамперметры, провода, инструкции к выполнению экспериментальных заданий. | ||||||||
Эпиграф: «Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы». М. Фарадей. | ||||||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ЦОРы | ||||
1.Организационный. | Настроить на рабочую обстановку на уроке. | Принятие рапорта о готовности класса к уроку. | Построение. Доклад командира класса о готовности к уроку. Отмечают отсутствующих. |
| ||||
Постановка учебных задач. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Тема урока: » Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции». В 1821 году М. Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Как это сделать? Это и будет проблемой этого урока. |
|
| ||||
| Заполнить таблицу: | Факт | Знаем ли мы о нём (плюс) | Не знаем (минус) | ||||
1.Магнитное поле создаётся постоянным магнитом, движущимися электрически заряженными частицами. |
|
| ||||||
2.Магнитное поле может быть разным :у прямого тока – одной формы, у соленоида – другой, может быть и вихревым. |
|
| ||||||
3.Электрический ток –это направленное движение заряженных частиц. |
|
| ||||||
4.Электрический ток имеет направление от»+» к «-«. |
|
| ||||||
5.Электрический ток можно получить с помощью изменяющегося магнитного поля. |
|
| ||||||
6.От чего зависит ЭДС такого тока? |
|
| ||||||
7.Имеет ли этот ток направление? |
|
| ||||||
8. Как называется этот ток? | ||||||||
9.Где применяют этот ток? |
|
| ||||||
Постановка учебных задач. |
| Давайте выясним, что мы не знаем. Так чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня понять и узнать? | №5,6,7,8,9. Ответы:1. О способах получения электрического тока с помощью магнитного поля. 2.О величине этого тока. 3.О направлении этого тока. |
| ||||
Изучение нового материала. | Поиск решения учебной задачи .Постановка проблемы. | В единой природе электромагнетизма М. Фарадей был уверен и, благодаря, его открытию ,в мире созданы устройства генераторов всех электростанций мира превращающих механическую энергию в электрическую. Около 80% электроэнергии получаем благодаря открытию М. Фарадея. Первоначально Фарадей проделал опыт№1: Две катушки, вставленные одна в другую. Внешняя катушка замкнута на гальванометр, а по внутренней течёт постоянный ток. Замыкаем и размыкаем ключ. Вопрос: Почему во внешней катушке появился ток? И почему исчез? Ваша гипотеза.
Опыт№2.На гальванометр замкнута катушка. В катушку вставляем и из катушки вынимаем постоянный магнит. Вопрос: Почему появляется электрический ток?
|
Гипотеза: Во время включения ток нарастает постепенно, вокруг катушки внутренней создаётся переменное магнитное поле пронизывающее внешнюю катушку.
Ответ: Причина изменяющееся магнитное поле. |
| ||||
| Повторение ранее изученного материала. | Вопрос: Повторим что такое магнитный поток?
Вопрос : С чем можно сравнить магнитный поток? Попытайтесь объяснить: Почему возникает ток.
Вопрос: Каким должен быть поток?
Опыт№3.Если катушку будем одевать на магнит? Опыт№4. Катушку с током одеваем и снимаем с сердечника от трансформатора. Опыт№5.Изменение тока с помощью реостата. Электрический ток в замкнутом контуре, возникающий при изменении магнитного поля , называется индукционным. Так что же такое электромагнитная индукция? 16041 опыт Фарадею принёс результат (29.08.1831г). | Ответ: Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и косинус угла между вектором В и нормалью к площади. Ответ: С потоком воды. Ответ: Ток появляется .так как магнитный поток пронизывает замкнутый контур. Ответ: Изменяющим- ся. Наблюдают. Наблюдают.
Наблюдают.
Ответ: Явление, при котором возникает индукционный ток в замкнутом контуре. |
| ||||
Эксперимен-тальная работа. | Работа в группах. | Задание. Первая группа: Установить зависимость силы индукционного тока от скорости изменения магнитного потока. Вторая группа: Установить зависимость направления тока от полюсов магнита и от того вставляется или вынимается магнит. Третья группа: Выяснить будет ли индукционный ток ,если магнитное поле не изменяется или магнит вращается внутри катушки вокруг своей оси. Четвёртая группа: Читают о применении индукционного тока в дополнительной литературе. Делаем выводы с использованием компьютера «Программа по теме «Электромагнетизм». |
Делаем выводы из эксперимента. |
Компьютер Программа «Наглядная физика». «Электромагнетизм». | ||||
|
| Вопрос: 1.От чего зависит сила индукционного тока? 2.Как связаны в законе Ома ЭДС и сила тока?
3.Как можно записать закон электромагнитной индукции? | Ответ: 1.От скорости изменения магнитного потока. 2.Сила тока прямопропорциона-льна ЭДС и обратнопропорцио-нальна сопротивлению цепи. 3. ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром. |
| ||||
Решение задачи. |
| Задача№1. Виток площадью 2см2расположен перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля. Найдите индуцируемую в витке ЭДС, если за 0,02с магнитная индукции убывает от 0,6 до 0,2Вб. Задача№2. Какой силы ток возникает в витке, сопротивление которого 5Ом , если магнитный поток сквозь него возрастает от3 до9 Вб за 2с? | Учащиеся решают задачу. |
| ||||
Обобщение | Обобщение материала урока. | Вопрсы:1.Какое явление называется электромагнитной индукцией? 2. От чего зависит сила индукционного тока? 3.От чего зависит направление индукционного тока? 4.В чём суть закона электромагнитной индукции? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
| ||||
Рефлексия |
| Возврат к таблице с уточнением, что нового узнали. | Заполнение таблицы.
|
| ||||
Домашнее задание. |
| П.8,10, упр.2(8) |
|
|