Рабочая программа
элективного курса по физике в 11-Б классе
«Плазма – четвертое состояние вещества»
( 34 часа )
Составитель: Ивашова Татьяна Федоровна
учитель физики первой категории
2013 г.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. Курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена на основе программы элективного курса «Плазма – четвертое состояние вещества» автора В. А. Орлова, С. В. Дорожкина, Москва, 2005 г.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы.
Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее решения. Практика показывает эффективность совмещения лекции и диалога при работе с небольшой группой учащихся.
Формой итоговой аттестации учащихся является устный зачет по темам курса, который предполагает устную беседу с учителем по темам, изученным в данном курсе.
Основные цели курса:
— создание политехнической направленности школьного курса физики;
— формирование естественнонаучной картины мира;
— развитие познавательной активности и самостоятельности
школьников;
— углубление знаний о материальном мире и методах научного
познания природы;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
— формирование у школьников умений находить сведения по
избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках
информации;
— развитие познавательных интересов на основе опыта
самостоятельного приобретения новых знаний;
— воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение
ученика относительно профиля дальнейшего обучения или
профессиональной деятельности;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое
обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Содержание курса.
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.
( 8 часов)
Электромагнитное поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей.
Дрейф частиц. Движение электронных пучков в магнитном поле. Электростатические и магнитные линзы.
Плазма.
Основные характеристики плазмы.
( 7 часов)
Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективное движение частиц в плазме. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.
Методы описания плазмы.
(3 часа)
Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. Магнитное давление.
Вмороженность магнитного поля. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы.
Процессы в плазме.
( 4 часа)
Газовая (идеальная) плазма. Условие идеальной плазмы. Колебания в плазме.
Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.
Плазма в природе.
( 4 часа)
Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечный ветер. Космические лучи.
Плазма в технике.
( 6 часов)
Плазменные генераторы (плазматроны): электродуговые, высокочастотные, магнитогидродинамические. МГД — генератор. Плазменный двигатель. Плазменный дисплей. Проблема управляемого термоядерного синтеза (УТС). Магнитные ловушки. Токамак. Методы нагрева плазмы. Лазерный УТС. Электронный УТС.
Обобщающие занятия.
( 2 часа)
Физико – техническая конференция по теме: «Плазма на Земле и в космосе».
Зачетное занятие.
Учебно – тематическое планирование.
Тема 1.
Движение заряженных частиц в электрическом и
магнитном полях.
( 8 часов)
Электромагнитное поле. Сила Лоренца. 1ч.
Движение заряженной частицы в электрическом поле. 1ч.
Движение заряженной частицы в магнитном поле. 1ч.
Дрейф частиц. 1ч.
Движение заряженных частиц при наличии электрического и
магнитного полей. 1ч.
Движение электронных пучков в магнитном поле. 1ч.
Электростатические и магнитные линзы. 2ч.
Тема 2.
Плазма. Основные характеристики плазмы.
( 7 часов)
Электрический ток в газах. 1ч.
Виды электрических разрядов. 1ч.
Плазма. 1ч
Степень ионизации плазмы. 1ч.
Коллективное движение частиц в плазме. 1ч.
Квазинейтральность плазмы. 1ч
Температура плазмы. 1ч.
Тема 3.
Методы описания плазмы.
( 3 часа )
Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. 1ч.
Магнитное давление, вмороженность магнитного поля. 1ч.
Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы. 1ч.
Тема 4.
Процессы в плазме.
( 4 часа )
Газовая (идеальная) плазма. 1ч.
Условия идеальной плазмы. 1ч.
Колебания в плазме. Волны в плазме. 1ч.
Ленгмюровская частота колебаний. 1ч.
Тема 5.
Плазма в природе.
( 4 часа )
Геомагнитное поле. Пояса радиации. 1ч.
Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их
возникновения. 1ч.
Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. 1ч.
Солнечный ветер. Космические лучи. 1ч.
Тема 6.
Плазма в технике.
( 6 часов )
Плазменные генераторы. 1ч.
Плазменный двигатель. 1ч.
Плазменный дисплей. 1ч.
Проблема управляемого термоядерного синтеза. 1ч.
Магнитные ловушки. 1ч.
Методы нагрева плазмы. Лазерный и электронный УТС. 1ч.
Обобщающие занятия.
( 2 часа )
Физико-техническая конференция по теме: «Плазма на
Земле и в космосе». 1ч.
Зачетное занятие. 1ч.
Учебно – методическое обеспечение.
Б. В. Зубков С. В. Чумаков, Энциклопедический словарь юного физика. М.: Педагогика, 2001г.
Милантьев В. П, Темко С. В. Физика плазмы. М.: Просвещение,1993г.
Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Части 1 и 2 М.: Аванта+, 2000г.
Алексеев Б. В, Котельников В. А. Зондовый метод диагностики плазмы. М.: Энергоатомиздат, 1998г.
Арцимович Л. А. Что каждый физик должен знать о плазме. М.: 1976г.
Арцимович Л. А, Лукьянов С. Ю. Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях. М.: Наука, 1972г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса физики ученик должен
Знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
смысл физических законов электродинамики, оптики и физики твердого тела.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,
отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях