Конспект урока для 11 класса «Плазма – четвертое состояние вещества»













Рабочая программа

элективного курса по физике в 11-Б классе

«Плазма – четвертое состояние вещества»

( 34 часа )









Составитель: Ивашова Татьяна Федоровна

учитель физики первой категории









2013 г.







Пояснительная записка


Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. Курс рассчитан на 34 часа.

Программа составлена на основе программы элективного курса «Плазма – четвертое состояние вещества» автора В. А. Орлова, С. В. Дорожкина, Москва, 2005 г.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы.

Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника средней школы.

Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее решения. Практика показывает эффективность совмещения лекции и диалога при работе с небольшой группой учащихся.

Формой итоговой аттестации учащихся является устный зачет по темам курса, который предполагает устную беседу с учителем по темам, изученным в данном курсе.




Основные цели курса:


— создание политехнической направленности школьного курса физики;

— формирование естественнонаучной картины мира;

— развитие познавательной активности и самостоятельности

школьников;

— углубление знаний о материальном мире и методах научного

познания природы;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей учащихся.


Задачи курса:


— формирование у школьников умений находить сведения по

избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках

информации;

— развитие познавательных интересов на основе опыта

самостоятельного приобретения новых знаний;

— воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение

ученика относительно профиля дальнейшего обучения или

профессиональной деятельности;

— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое

обеспечит переход от обучения к самообразованию.













Содержание курса.


Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

( 8 часов)


Электромагнитное поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей.

Свежие документы:  Электронно-методическое пособие «Теорема Пифагора» 8 класс

Дрейф частиц. Движение электронных пучков в магнитном поле. Электростатические и магнитные линзы.


Плазма.

Основные характеристики плазмы.

( 7 часов)


Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективное движение частиц в плазме. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.


Методы описания плазмы.

(3 часа)


Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. Магнитное давление.

Вмороженность магнитного поля. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы.


Процессы в плазме.

( 4 часа)


Газовая (идеальная) плазма. Условие идеальной плазмы. Колебания в плазме.

Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.




Плазма в природе.

( 4 часа)


Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечный ветер. Космические лучи.



Плазма в технике.

( 6 часов)


Плазменные генераторы (плазматроны): электродуговые, высокочастотные, магнитогидродинамические. МГД — генератор. Плазменный двигатель. Плазменный дисплей. Проблема управляемого термоядерного синтеза (УТС). Магнитные ловушки. Токамак. Методы нагрева плазмы. Лазерный УТС. Электронный УТС.


Обобщающие занятия.

( 2 часа)


Физико – техническая конференция по теме: «Плазма на Земле и в космосе».

Зачетное занятие.




















Учебно – тематическое планирование.


Тема 1.

Движение заряженных частиц в электрическом и

магнитном полях.

( 8 часов)

  1. Электромагнитное поле. Сила Лоренца. 1ч.

  2. Движение заряженной частицы в электрическом поле. 1ч.

  3. Движение заряженной частицы в магнитном поле. 1ч.

  4. Дрейф частиц. 1ч.

  5. Движение заряженных частиц при наличии электрического и

магнитного полей. 1ч.

  1. Движение электронных пучков в магнитном поле. 1ч.

  2. Электростатические и магнитные линзы. 2ч.


Тема 2.

Плазма. Основные характеристики плазмы.

( 7 часов)


  1. Электрический ток в газах. 1ч.

  2. Виды электрических разрядов. 1ч.

  3. Плазма. 1ч

  4. Степень ионизации плазмы. 1ч.

  5. Коллективное движение частиц в плазме. 1ч.

  6. Квазинейтральность плазмы. 1ч

  7. Температура плазмы. 1ч.


Тема 3.

Методы описания плазмы.

( 3 часа )


  1. Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. 1ч.

  2. Магнитное давление, вмороженность магнитного поля. 1ч.

  3. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы. 1ч.





Тема 4.

Процессы в плазме.

( 4 часа )

  1. Газовая (идеальная) плазма. 1ч.

  2. Условия идеальной плазмы. 1ч.

  3. Колебания в плазме. Волны в плазме. 1ч.

  4. Ленгмюровская частота колебаний. 1ч.


Тема 5.

Плазма в природе.

( 4 часа )


  1. Геомагнитное поле. Пояса радиации. 1ч.

  2. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их

возникновения. 1ч.

  1. Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. 1ч.

  2. Солнечный ветер. Космические лучи. 1ч.


Тема 6.

Плазма в технике.

( 6 часов )


  1. Плазменные генераторы. 1ч.

  2. Плазменный двигатель. 1ч.

  3. Плазменный дисплей. 1ч.

  4. Проблема управляемого термоядерного синтеза. 1ч.

  5. Магнитные ловушки. 1ч.

  6. Методы нагрева плазмы. Лазерный и электронный УТС. 1ч.


Обобщающие занятия.

( 2 часа )


  1. Физико-техническая конференция по теме: «Плазма на

Земле и в космосе». 1ч.

  1. Зачетное занятие. 1ч.








Учебно – методическое обеспечение.


  1. Б. В. Зубков С. В. Чумаков, Энциклопедический словарь юного физика. М.: Педагогика, 2001г.

  2. Милантьев В. П, Темко С. В. Физика плазмы. М.: Просвещение,1993г.

  3. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Части 1 и 2 М.: Аванта+, 2000г.

  4. Алексеев Б. В, Котельников В. А. Зондовый метод диагностики плазмы. М.: Энергоатомиздат, 1998г.

  5. Арцимович Л. А. Что каждый физик должен знать о плазме. М.: 1976г.

  6. Арцимович Л. А, Лукьянов С. Ю. Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях. М.: Наука, 1972г.























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса физики ученик должен

Знать/понимать

  смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

 смысл физических законов электродинамики, оптики и физики твердого тела.

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,

 отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях


Свежие документы:  Методическая разработка урока по теме: "Закон сохранения механической энергии" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: