.
Разработка открытого урока по физике в 11А профильном физико – математическом классе
«Путешествие в страну атомного ядра»
Урок подготовила
учитель физики
МОУ СОШ № 8
Сантимова Е.А
Дата проведения: 21.04.2009г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Урок рассчитан на 2 часа и проводится
по учебнику «Физика — 11» автора
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.(М.: Просвещение, 2005г)
Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Физика атомного ядра»
Задачи:
Образовательные: обобщение, систематизация и использование знаний по теме «Физика атомного ядра», формированию умений и навыков использования компьютерных технологий для подготовки слайдовой презентации и её представления.
Развивающие : развитие логического мышления и познавательной активности.
Воспитательные: воспитание умения выслушать учителя и одноклассников, развитие сотрудничества, умения работать в группах, формирование способности публичных выступлений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации, ноутбук для каждой группы учащихся.
Форма работы учащихся: групповая
Ход урока:
Организационный момент:
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране атомного ядра. Накануне класс был разбит на группы и каждая группа получила творческое дифференцированное задание по подбору материала. Путешествовать вы будете этими группами. Каждой группе на путевом листе дано задание по подготовке проекта, над которым вы будете работать в течение 15 – 20 минут. Продуктом вашей работы будет 3 – 4 слайда, которые вы потом будете защищать.
По окончании нашего путешествия мы составим полное представление об атомном ядре, видах излучения и использовании атомной энергии. У нас 4 группы, которые получили следующие задания:
1 группа: Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Счетчик Гейгера (устройство, принцип действия, работа)
Камера Вильсона (история открытия, принцип действия, устройство, работа)
Пузырьковая камера
Метод толстослойных фотоэмульсий
2 группа: Виды излучения. — излучения.
Схема опыта Резерфорда по изучению видов излучения
излучение
излучение
излучение
3 группа: Строение атомного ядра. Энергия связи. Ядерные силы.
Протонно-нейтронная модель ядра.
Ядерные силы.
Энергия связи.
Дефект масс.
Зависимость удельной энергии связи от массового числа.
4 группа: Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.
Деление ядер урана.
Цепная ядерная реакция.
Образования плутония.
Ядерный реактор.
Атомная энергетика.
Защита проектов. (15 – 20 минут)
Готовые презентации копируются на компьютер учителя. Представитель от каждой группы представляет презентацию, полностью освящая, предложенную его группе тему.
3. Решение задач в группах. (10 – 15 минут)
У вас на столах лежат листы с заданиями, которые вы выполняете в группах в течении 10 -15 минут. По окончании работы мы проверяем правильность решения на доске.
Проверка задач на интерактивной доске(10 минут)
Сначала ученики на интерактивной доске при помощи маркера решают задачи, затем появляется слайд с правильным решением
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Решение усложненной задачи.
А теперь я предлагаю вам решить более сложную задачу (5 – 7 минут)
Слайд 13.
Один из учеников решает задачу на доске, затем проверяется правильность решения при помощи следующего слайда.
Слайд 14.
4. Подведение итогов и выставление оценок.
А теперь подведем итог и сделаем выводы.
Слайд 15.