ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
Свободные и вынужденные колебания
ФИО (полностью) | Шалотенко Лариса Ивановна | |
| Место работы | МБОУ СОШ с. Хватовка |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Физика |
| Класс | 11 |
| Тема и номер урока в теме | Свободные и вынужденные колебания (Урок №1) |
| Базовый учебник | Физики 11 кл., авт. Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев |
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о колебательном движении, изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений. Классифицировать колебания на свободные и вынужденные.
9. Задачи:
— обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия колебательного движения, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения механических колебаний на практике
-развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы происходящие в природе, развитие зрительной памяти, смысловой памяти, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представлений о компьютере, как о средстве обучения.
—воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, самостоятельности, выдвижения гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умение оценивать себя и своих товарищей
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала, формирование знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, проектор, экран, компьютер с выходом в интернет.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Универсальные учебные действия, которые формируются | Демонстрации, лабораторные работы согласно примерной программе основного общего образования (ФГОС) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
1 | Организационный момент |
|
|
| Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи | слушают | 1 | ||||||||
2 | Этап подготовки учащихся к активному о сознательному усвоению новых знаний | Регулятивный УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя |
|
| Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, настраивает на организованное выполнение задания | слушают | 1 | ||||||||
3 | Актуализация опорных знаний | Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о механических колебаниях ,свободных и вынужденных колебаниях Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя |
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| Проводит фронтальный опрос | Слушают, отвечают на вопросы | 3 | ||||||||
4 | Изучение нового материала | Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других. Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; учатся высказывать свои предположения адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
| Демонстрация колебательного движения на примере математического маятника | https://fcior.edu.ru/card/4949/svobodnye-mehanicheskie-kolebaniya.html Понятие механических колебаний, введение новых величин : период, смещение, амплитуда, определение математического маятника, условие возникновений математических колебаний. Графическое представление колебательных движений, параметры колебательных систем, рассматриваются колебания груза, прикреплённого к пружине. Вопросы для закрепления | Объясняет новый материал на основе компьютерных слайды
Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения | 1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля. |
| ||||||||
5 | Физкультминутка |
|
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
|
| 1 | ||||||||
6 | Самостоятельность при практической работе | Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других. |
| https://fcior.edu.ru/card/630/period-kolebaniy-matematicheskogo-mayatnika.html Решение задач на определение периода колебаний математического маятника | Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формулы периода свободных колебаний на доске | Просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске | 14 | ||||||||
7 | Подведение итогов урока, рефлексия | Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
|
|
| Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. | 3 | ||||||||
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|
| Домашняя практическая работа с использованием Интернет-ресурсов https://fcior.edu.ru/card/14096/izuchenie-kolebaniya-gruza-na-pruzhine.html
| Озвучивает домашнее задание: Выполнить решение задач. | Записывают задания в дневники | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
Свободные и вынужденные колебания
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Механические колебания | ОМС, электронный учебный модуль информационного типа | интерактивная модель
| https://fcior.edu.ru/card/4949/svobodnye-mehanicheskie-kolebaniya.html Информационный модуль посвящен теме «Свободные механические колебания» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные анимации «Движение шарика на нити» и «Маятник Максвелла».
|
2 | Практическая работа |
|
| https://fcior.edu.ru/card/630/period-kolebaniy-matematicheskogo-mayatnika.html Информационный модуль посвящен теме «Период колебаний математического маятника» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Математический маятник». |
3 | Самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа | Интерактивные задания | https://fcior.edu.ru/card/14096/izuchenie-kolebaniya-gruza-na-pruzhine.html Практический модуль представляет собой лабораторную работу по теме «Динамика свободных колебаний» для средней школы. Помимо интерактивной модели «Колебания груза на пружине» в модуль входят 7 заданий для закрепления знаний.
|