Конспект урока для 11 класса «Волновые свойства света»

Урок физики в 11 классе в разделе «Оптика».

Тема: «Волновые свойства света».

Цели: 1. Познавательная: при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с волновыми свойствами света интерференция, дифракция и поляризация.

2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.

3. Воспитательная: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.C:UsersuserDesktopУрок. Волновые свойства света. 11 классОборудование для 11 класса.JPG

Тип урока: Практическая работа.

Форма: групповая.

Оборудование: Лаборатория «I — микро», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

  1. Орг.момент (1,5 мин)

Здравствуйте! Я рад возможности провести урок с вами, и нам предстоит сегодня вместе выполнить непростую, но очень интересную работу.

«Брат Свет, его сестрица Тьма,

Разговорились на рассвете…

— Ну, здравствуй, Свет! –

Сказала Тьма.

И Свет ответил, Тьму заметив:

— Я на своём посту с утра.

Тепло и свет дарю с рожденья!

И люди рады мне всегда!

Я – счастье, жизнь… Я – возрожденье!

Вот если бы не ты, сестра,

То день и вовсе не кончался.

И с вечера и до утра

Лишь свет сиял – вот это счастье!

Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на уроке? Это, конечно же….. свет, а вернее о его особых, волновых свойствах. Запишите число и тему урока: «Волновые свойства света».

Вы уже с 7-го класса знаете, что физика – это …? (наука о природе)

И изучает она различные…? (природные явления)

Какие основные группы явлений вам известны? (механические, тепловые, электрические, магнитные, световые)

Какие основные свойства света вам уже известны? (распространение, преломление, отражение, дисперсия)

Правильно, а сегодня мы познакомимся ещё с тремя очень яркими и интересными свойствами света! Интерференция, дифракция, поляризация и наша задача: при помощи физического эксперимента пронаблюдать эти свойства и исследовать их.

Я сегодня не с пустыми руками пришёл к вам на урок, а вот с такими симпатичными пакетами, в которых лежат несколько совершенно разных по своему назначению предметов. Внимательно посмотрите на них и попробуйте определить: что связывает все эти, в принципе, обычные и известные вам предметы? ……. Версия интересна, но не она неверна!……. Нет, не все предметы охвачены этим свойством!……. Согласитесь, что сейчас пока трудно ответить на поставленный вопрос.

Разобраться в этом нам помогут три практические работы. Это кратковременные работы, они не требуют глубокого исследования и каких-либо вычислений, поэтому мы урок построим следующим образом: весь класс поделим на три исследовательские группы, каждая выполнит по одной практической работе по заданному алгоритму, а затем поделится своими выводами с остальными. Как и в любой исследовательской лаборатории, обязательно есть руководитель, так и мы с вами выберем в каждой группе своего спикера, который расскажет о результатах вашей работы. Пусть сегодня это будут: Миша, Ваня и Даша. У вас на столах находится инструкция по выполнению работы, в ней подробно описаны все ваши действия, если вы точно выполните их, то успешно справитесь с работой, но если появятся вопросы, вы поднимаете руку, я подойду. И я уверен, что в процессе выполнения работы вы обязательно найдёте применение некоторым предметам из пакета! На всю работу отводится 5 минут, плюс 2 минуты на оформление отчёта. Следить за временем можно по песочным часам. Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила:

  • говори тихо и спокойно

  • уважай своих товарищей

  • внимательно слушай партнера

  • старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца

  • в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

И не забудьте выбрать необходимые предметы из пакета!!!

Время пошло! Всем удачи!

  1. Выполнение работы (7 мин, песочные часы)

  2. Защита (по 3 мин на выступление)

Я вижу, что все работы выполнены, и отчёты готовы. Даём слово спикеру первой группы, которая исследовала световое явление ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. На выступление отводится около 3 минут, просьба, спикерам придерживаться регламента и плана вашего отчёта, а я помогу проиллюстрировать ваши выступления.

1). Интерференция:

  • Мыльные пузыри;

  • На мыльной плёнке;

  • Примеры (голография, диски, сумочка)

  • Причина интерференции (сложение световых волн из-за двойного отражения);

  • Вывод: интерференция – это…..(давайте запишем первый вывод)


Теперь послушаем вторую группу, спикер… расскажет нам о ДИФРАКЦИИ

2). Дифракция:

  • Капроновая ткань;

  • При помощи дифракционной решётки;

  • Примеры (пальцы, ресницы, перо птицы, расчёска);

  • Причина дифракции (наложение световых волн друг на друга при огибании волнами препятствий);

  • Вывод: дифракция — …(запишем второй вывод)


А теперь спикер… сделает выводы по работе о ПОЛЯРИЗАЦИИ

3). Поляризация:

  • Очки-поляроиды;

  • Два поляроида;

  • Примеры (очки 3D, очки-поляроиды, ЖК мониторы);

  • Причина поляризации (поперечность световых волн);

  • Вывод: поляризация — …(запишем третий вывод)




  1. Закрепление (1 мин)

Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что объединяет все вот эти предметы. Все они доказывают волновую природу света! Давайте подведём итоги:

  • При помощи эксперимента мы познакомились с тремя особыми свойствами света – …интерференция,… дифракция и…поляризация.

  • При помощи этих свойств мы убедительно подтвердили волновую природу света.

  • В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны.

  • Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни.

Для закрепления материала решим тест.

Тесты у вас на столах, подписывать их не нужно, просто выбираете правильный на ваш взгляд ответ и отмечаете его. На решение даётся одна минута. … Теперь передаём тесты сидящему слева по кругу и проверяем! Если ответ верный, ставим «плюс», если нет – «минус». … А теперь если в проверенной работе нет минусов или есть один, опускаем в мензурку красную фишку, если 2 или 3 минуса – зелёную, если больше 3-х, то белую.

  1. Домашнее задание (1 мин)

А в качестве домашнего задания я рекомендую вам по ссылке на экране посмотреть лекцию преподавателя Московского лицея как раз по пройденной сегодня теме, но с применением более сложного оборудования. Электронный адрес на этот ресурс лежит у вас на столах, вы можете взять его с собой.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать! Всего вам доброго! Надеюсь, мы с вами ещё встретимся!

До свидания…

(Выделенный текст предполагает ответы учащихся)




Свежие документы:  Решение задач в 7 классе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: