ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Агрегатные состояния вещества
ФИО | Шаронова Селена Михайловна |
| ||
| Место работы | МБОУ СОШ №55 | ||
| Должность | учитель | ||
| Предмет | физика | ||
| Класс | 7 | ||
| Тема и номер урока в теме | Урок №12 по теме «Агрегатные состояния вещества»
| ||
| Базовый учебник | Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /А.В. Перышкин — М.: Дрофа.
|
Цель урока: закрепить основные понятия агрегатных состояний вещества.
Задачи:
Общие: уметь узнать виды агрегатных состояний вещества; понимать различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; уметь правильно и грамотно объяснить переход веществ из одного состояния в другое.
Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, выяснить в ходе демонстрации опытов свойства твердых тел, жидкостей и газов; объяснить различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов на основе положений молекулярно – кинетической теории.
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике. Умения структурировать знания; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Воспитательные: научиться использовать научные достижения для решения практических задач.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, экран, презентация урока, музыкальное сопровождение.
Здоровьесберегающие технологии: разминка №1 для глаз, шеи и головы, разминка №2 в виде игры по теме урока, физминутка №3.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | Постановка учебных проблем | Слайды №1-7 Слайд №2
Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8
| Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. Вам предлагается отправиться в очень интересное путешествие! Вы побываете в самых разных областях знаний: познакомитесь с художниками, композиторами, сочинителями загадок и, конечно же, вспомните то, что сами давно знаете. Ваш маршрут «Из прошлого в будущее» проследует по нескольким станциям: Первая станция «Прошлое. Начальная школа», Вторая станция «Музей редких шедевров», Третья станция «Настоящее», Четвертая станция «Будущее». На станциях вам предстоит выполнять ответственные задания для накопления баллов на оценку, так же вы будете принимать участие в разминках, отгадывать загадки и проверять своего соседа в мастерстве знаний по физике. Желаю вам приятной поездки! Цель на годы, цель большая: Явления природы изучить, Познать, сравнить и в жизни применить. Цель урока, цель простая: Внутри веществ молекул не считать, А их движения, взаимодействия узнать. Постичь науку из наук И закрепить свои старания, Всё разузнаем мы вокруг, Другим откроем знания.3 Первая станция«Привет из прошлого!» Мир полон тайн и сомнений, готовы вы его постичь? Готовы вспомнить то, что было и заново свой мир открыть?
Вещество+вещество=тело Состояние вещества: жидкое, твердое, газообразное Вещество: простое и сложное по своей молекулярной структуре Учитель: у вас на столах есть таблица с загадками. Мы вместе с вами читая загадки ответы найдем в картинках. Все загадки поочередно показаны в слайде для проверки ответа учеников
| Воспринимают проблемы урока при постановке целей учителем. Записывают тему урока в тетрадях. Отвечают на заданные вопросы учителем | 9 |
2 | Промежуточный этап урока | Слайд №9 | Учитель предлагает ученикам выполнить разминку для глаз. Разминка 1 На листе нарисован рисунок, который можно нарисовать одним росчерком, не отрывая карандаша от листа бумаги. Вам предлагается сначала глазами «нарисовать» этот рисунок, а затем «нарисовать» носом в воздухе этот рисунок с движением головы.9
| Ученики выполняют разминку для глаз, взяв в руки лист раздаточного материала.
| 1 |
3 | Актуализация знаний | Слайды №10-16 Слайды №17-20 | Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся: 2 станция музей редких шедевров Вам необходимо посмотреть репродукции известных художников, внимательно послушать музыкальное сопровождение и ответить на несколько вопросов. Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Времена года» и прослушать музыкальное сопровождение. Ответить на вопросы: какие времена года и какие процессы при этом присутствуют в картинах, какие художники написали картины, какие композиторы написали музыкальные композиции по временам года (видеоролик) Третья станция «Настоящее». Здесь вам предстоит узнать неизвестное об известном и выполнить задания №2 и №3. Задание №2 вы выполняете на отдельных листах, а по заданию №3 вы не только его выполните самостоятельно, но отдадите на проверку своему соседу, чтобы он вас оценил. Фоном вашей работы будет музыкальное сопровождение. Включается музыкальное сопровождение. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывая ответы в таблицах, работа индивидуальная по раздаточному материалу | 9 |
4 | Мотивационный этап | Слайд №21 | Необходимо выполнить задание по репродукциям художников, которые у вас находятся на столах. Результаты занести в таблицу №3 и передать своему соседу на проверку Учитель предлагает ученикам выполнить самостоятельно работу по таблицам, передать своему соседу по парте на проверку (работа в парах). | Слушают задание, просматривают репродукции художников и фотографии с временами года. Работа индивидуальная по раздаточному материалу и в парах, при выполнении заданий | 5 |
5 | Промежуточный этап урока | Слайд №22 | Вторая разминка Разделились на 3 группы: 1 группа — изображает поведение молекул в твёрдых телах. 2 группа — демонстрирует строение жидкостей, 3 группа — изображает строение газов и поведение молекул в нём. Весь класс делиться на 3 группы, поясняется цель разминки | Ученики, прочитав по своим группам задания, выходят к доске и демонстрируют структурное состояние веществ, при этом, каждая группа дает устную оценку о предыдущей группе | 2 |
6 | Изучение нового материала | Слайды №23, 24 | Четвертая станция «Будущее» Ваше будущее – это изучение данной темы в 8 классе, где вы познакомитесь с известными понятиями для вас в новой формулировке, освоите новые определения и научитесь решать задачи по формулам. Узнаете процессы перехода, чем отличаются такие физические процессы, как плавление, кристаллизация, кипение, конденсация, парообразование, испарение, сублимация Может вы уже и сейчас знаете материал будущего урока? Учитель демонстрирует на слайде «треугольник» процесса перехода вещества из одного состояния в другое, задавая вопросы по процессам: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация, при этом проверяет домашние заготовки по данной тематике. | Ученики отвечают по слайду ответы на вопросы, при этом показывая свои домашние заготовки по определениям и картинкам по процессам: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация | 7 |
7 | Промежуточный этап урока | Слайд №25 | Учитель предлагает выполнить всем разминку возле своих парт. Разминка № 3 Быстро встали, улыбнулись. Выше – выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место побежали.
| Ученики выполняют разминку под руководством одного ученика общую разминку | 1 |
8 | Закрепление материала. Контрольный этап (проверка усвоения нового материала) | Слайд 26 | Формирует практические навыки и умения; объясняет дополнительно материал, используемый в других заданиях для развития кругозора. 1.Какие физические понятия мы повторили сегодня на уроке? 2. О чем хотелось бы вам еще узнать по теме агрегатные состояния вещества? 3. Назовите известные вам агрегатные состояния вещества. 4. Укажите на принципиальные отличия этих агрегатных состояний вещества. 5. Назовите процессы перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. 6. Почему в жаркий, солнечный день в тени дерева прохладно, а под навесом – нет? 7. Громадная часть поверхности Земли покрыта водной оболочкой. Почему, несмотря на это, атмосфера не насыщена водяными парами? 8. Как изменится влажность воздуха в комнате, если температура в помещении повысится? 9. Почему в холодном помещении часто бывает сыро?
| Самостоятельно записывают вывод в тетради. Производят самоконтроль. Взаимопроверку | 4 |
9 | Итог урока. Домашнее задание. | Слайд №27 | Рефлексия. Учитель просит учеников заполнить лист-опросник, ответить на вопросы: Что я узнал нового на уроке? Что мне было знакомо? Над чем мне необходимо поработать? Что понравилось мне на уроке? Как я оцениваю свою работу на уроке? Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников. Задает и комментирует домашнее задание: Творческая работа по теме на выбор: написать сказку, рассказ или стихи по теме, нарисовать рисунок по теме «Агрегатные состояния вещества»
| Слушают учителя, участвуют в работе по подведению итога урока. Записывают домашнее задание в дневники. | 2 |