Класс: 7
Предмет: физика
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Название: Знания в жизнь
Цели:
Образовательные:
1. Связанные с формированием общенаучных знаний:
— повторить закон Паскаля;
— узнать возникновение выталкивающей силы, ее действие в жидкостях и газах, установят, от каких величин зависит эта сила.
2. Связанные с формированием общепредметных знаний:
— повторить понятия, движение, сила, масса, плотность, скорость;
— повторить единицы измерения и перевод их в систему СИ;
3. Связанные с формированием опыта деятельности:
— дать возможность учащимся использовать знания о работе с приборами(динамометром, ) для измерения физических величин – силы;
Развивающие:
— дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
— развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
— включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
— поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
— для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради;
— для развития слуховой памяти проговаривать определения;
— для развития зрительной памяти вести записи на доске;
Воспитывать умения:
— выполнять определенные виды работы сообща;
— выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
Воспитывать чувства:
— коллективизма
— патриотизма,
— уважения к историческому наследию своей страны.
Ход урока.
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
| Организационный | -Приветствие: Здравствуйте, Я рада вас видеть | -Приветствие. |
-Сообщение: темы урока: (На столе у учителя предметы: маска для подводного плавания бумажный кораблик воздушный шарик, наполненный гелием). Ребята, что объединяет эти предметы? | Выдвигают предположения
| ||
| Всесторонняя проверка знаний и умений | Для начала повторим что мы знаем о жидкости и газе Ответим на вопросы теста(Слайд) В тетрадях проставьте ответы | Работа с тестом |
Проверим ответы (Слайд) Проставьте себе оценки | Смопроверка | ||
| Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Чтение отрывка из повести А.П. Чехова “Степь”.(Слайд) “Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх”. |
|
Ребята, а вы испытывали подобное ?
| Обращаются к своему эмпирическому опыту. | ||
Сегодня на уроке это действие мы будем изучать Запишем тему урока:(Слайд) «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
| Запись темы урока в тетрадях | ||
Что бы вы хотели узнать об этом? Заполните карточки | Целепологание | ||
Проверьте на опыте описанное в отрывке. Опустите в стакан с водой яйцо от киндер сюрприза и карандашом погрузите его на дно. Уберите карандаш | Выполнение практической работы | ||
Вопрос:1. Что вы наблюдали? 2. Почему это произошло? 3. Почему тело двигалось вверх? 4. Какие силы вы знаете? 5. Как направлена эта сила? 6. Если сила тяжести направлена вниз, то почему тело двигалось вверх?
| Предполагаемые ответы на вопросы:1.Тело всплывало. 2. На него действовали силы. 3. Силы неравные. Нижняя сила больше верхней. 4. Сила тяжести. 5 Направлена вниз.6. Сила действующая вверх больше силы тяжести. | ||
Ребята. давайте еще раз обратимся к вашему жизненному опыту. Лето, вы заходите в речку, что вы испытываете? Какое действие оказывает на вас вода? | Выталкивающее | ||
| Усвоения новых знаний | Сегодня мы с вами будем изучать новую силу, которая так и называется выталкивающая. Впервые ее исследовал древнегреческий ученый Архимед,(слайд) примерно за 250 лет до н.э., поэтому эта сила еще называется сила Архимеда. Она обозначается FA | Запись в тетради обозначения силы |
Давайте рассмотрим возникновение этой силы: сделаем схематический рисунок опыта, который вы проводили. (Слайд) У вас на парте прямоугольник, обозначающий тело , погруженное в жидкость, стрелочки разной длины, обозначающие силы. Расставьте силы к точкам их приложения. | Практическая работа Предполагаемые ответы: F3 =F4, F2> F1
| ||
Объясните, почему вы так сделали? (Слайд)
| Предполагаемые ответы | ||
Сделайте вывод о том, как возникает выталкивающая сил | Предполагаемые ответы: FA=F2 -F1 | ||
Как направлена выталкивающая сила? Почему?
| Предполагаемые ответы: Вертикально вверх, т.к F2> F1 | ||
Опустите в стакан с водой яйцо от киндер сюрприза, пластилиновый шарик и деревянный кубик. На какие тела действует выталкивающая сила?
| Практическая работа Предполагаемые ответы На все | ||
Сделайте вывод | На все тела погруженные в жидкость действует выталкивающая сила | ||
А в газах действует выталкивающая сила? Приведите примеры, подтверждающие ваши ответы | Приводят примеры | ||
Рассмотрим рисунок, подтверждающий ваши слова (Слайд). Объясните | Объяснение рисунка | ||
Вставьте пропущенные слова (слайд) На все тела в … и …. действует … сила, направленная …. | Запись в тетрадях | ||
Что еще вы бы хотели узнать о выталкивающей силе? | Как ее измеряют | ||
Как можно измерить выталкивающую силу? (Наводящие вопросы: Чем измеряют силу? Как направлена выталкивающая сила? Какие еще силы действуют на тела?) (слайд) | Предлагают способы измерения выталкивающей силы. FA=Рв воздухе –Рв жидкости ((Запись в тетради) | ||
От каких величин зависит выталкивающая сила? (Слайд) | Высказывают предположения. Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, от объема тела | ||
У вас на партах имеется оборудование, с помощью которого вы сможете проверить ваши предположения. (Оборудование: Стакан с водой, стакан с раствором соли, два тела разного объема, динамометр). Если затрудняетесь это сделать, на партах лежит «подсказка». (1.Подвесьте тело к динамометру. Определить вес тела в воздухе Рв воздухе, 2.Опустить тело, подвешенное к динамометру в жидкость, определить вес тела в жидкости Рв жидкости , 3.Найти выталкивающую силу FA=Рв воздухе –Рв жидкости. 4.Сделать вывод о выталкивающей силе: зависит или не зависит.) | Практическая работа. Заполняют таблицу | ||
Вставьте пропущенные слова: выталкивающая сила зависит от ….(Слайд) | Запись в тетради | ||
| Физкультминутка | Ребята, встаньте. Теперь вы продемонстрируете действие выталкивающей силы. Покажите рукой, как направлена выталкивающая сила. 2 Вы в воде, наберите воздуха в легкие . Покажите, что с вами будет | Выполняют задания учителя |
| Проверка понимания учащимися нового материала | Ответить на вопросы. Объяснит свой ответ (Слайд) 1. Почему в Мертвом море человек, лежа в воде, может читать газету? 2. Папа и его пятилетний сын пошли купаться. На кого больше действует выталкивающая сила? 3. Корабль из реки вышел в море. Измениться ли выталкивающая сила? 4. Картофель очень быстро падает со стола на пол. Почему картофель в кастрюле с водой опускается на дно медленно? | Отвечают на вопросы |
| Информация о домашнем задании, инструктаж | В домашних условиях выяснить, в какой из двух жидкостей выталкивающая сила больше. Вам поможет п 48, записи в тетради. |
|
| Подведение итогов занятия | В этом году исполнилось 70 лет Сталинградской битве. Зная законы физики, мы сможем произвести салют в честь этой битвы. Объясните почему шары поднялись вверх? | Запуск воздушных шаров, заполненных гелием. |
|
|
|
|
| Рефлексия | Ребята, если вы поняли, как действует жидкость или газ на тело, погруженное в них, какую силу называют выталкивающей, то прикрепите, пожалуйста, листочки, которые у вас на партах, на доску. |
|