Урок Скирневской О.Г. «Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах».
Тема: Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах
Класс: 7
Предмет: физика
Учитель: Скирневская О.Г.
ОУ: МАОУ СОШ №1 с.Александровское, Александровского района, Томской области
Тип урока: урок изучения нового материала
Длительность: 1 час
Цель урока:
Познакомить учащихся с новой физической величиной-массой, единицами ее измерения и способами ее нахождения, показать практическую значимость данной темы.
Задачи:
ввести понятие массы как меры инертности тел;
познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.
закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).
проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.
подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.
Технические средства:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Лабораторные весы с набором различных тел.
Тележки демонстрационные, набор грузов.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя : сообщение темы урока, формулировка его целей, его месте в изучении материала (слайд 1,2):
Учитель: Эта тема изучалась вами в курсе математики. Давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.
Составление кластера «Масса» (слайд 3) – на интерактивной доске, ребята выходят по очереди и делают записи.
Учитель анализирует записи в кластере и формулирует задачи урока:
ввести понятие массы как меры инертности тел;
познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.
закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).
проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.
подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.
(Слайд4).
Повторение.
Учитель: Для того, чтобы достичь поставленных задач, необходимо повторить ранее изученный материал.
Опрос:
Какие опыты показывают, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел? (Слайд 5)
Объясните по рисункам: почему в первом случае скорость тележки не изменилась, а во втором изменилась? (Слайд 6)
Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: одинаковы ли скорости взаимодействующих тел? Ответ обоснуйте. (Слайд7)
Изучение нового материала.
Учитель: записываем тему сегодняшнего урока (слайд8).
Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны.
Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.
Например,
Инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км!
Масса пешехода в несколько десятков раз меньше массы автомобиля, поэтому время торможения машины во много раз больше, чем у пешехода
(Слайд 9):
Таким образом, масса – это мера инертности тел.
За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции, состоит из сплава платины и иридия. Он представляет собой цилиндр диаметром и высотой 39,17 мм. (Слайд 10):
Килограмм – единственная единица измерения в системе СИ, которая используется с приставкой «кило». Есть дольные и кратные единицы измерения:
1 кг=100г
1 мг=0,001 кг
1ц=100 кг
1т=1000кг
Посмотрите на слайд и запишите, как связан килограмм с граммом, центнером, тонной, грамм с миллиграммом. (Слайд 11):
Копии эталона, а их было изготовлено 80 штук, хранятся в разных странах. Одна из копий (№12) международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге. Копия эталона №20 хранится в США. (Слайд 12)
Существует два способа измерения массы:
По скоростям при взаимодействии с эталоном;
Взвешиванием
Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:
Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:
Слайд 13:
Самый рациональный из этих способов – взвешивание. Как вы думаете, почему?
Весы бывают рычажные и пружинные. Учитель демонстрирует правила измерения массы тела сначала на пружинных весах, затем на рычажных, обращая внимание учащихся на соблюдение следующих правил (для рычажных весов):
Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.
Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
Слайд 14:
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на следующем уроке будет лабораторная работа и предложить измерить массы нескольких тел, приготовленных на демонстрационном столе, результаты своих измерений записать на доске, переведя все в граммы. (Желательно иметь на демонстрационном столе веб-камеру, чтобы на экране всем было хорошо видно, что происходит на столе).
Существует огромное количество типов весов – школьные рычажные, бытовые, магазинные, медицинские, аптечные, крановые, вагонные, кухонные. (Слайды 15, 16)
-Как вы думаете, чем отличаются эти весы друг от друга?
Если посмотреть историю создания весов, то наиболее известны скандинавский и римский безмены. (Слайд 17, 18)
Следует обратить внимание, что скандинавский безмен с неравномерной шкалой, а римский – с равномерной, т.е. она легко градуируется.
Обращаясь к истории создания единой системы единиц, нужно познакомить ребят с внесистемными единицами измерения массы. Это пуд, берковец, золотник и карат, а также показать их перевод в системные единицы. (Слайд 19).
5.Закрепление
Выполнение заданий:
Перевести в СИ (слайд 20):
400 г = 0,4 кг
22г500мг = 0,0225 кг
1500 мг = 0,0015 кг
0,3 т = 300 кг
7,5 ц = 7500 кг
2500 г = 2,5 кг
0, 07 т = 70 кг
60 ц = 600 кг
2 пуда = 32,76 кг
100 карат = 0,02 кг
Ответить на вопросы (слайд 21):
Из неподвижной лодки массой 100 кг прыгает мальчик массой 40 кг со скоростью 2,5 м/с. Какова скорость лодки после прыжка? (1м/с)
Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (Нет)
Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?(Нет)
Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар? (Нет)
Сравнить, угадать ребус (слайд 22):
Что имеет большую массу: пуд железа или пуд пуха? (Массы одинаковы)
Сравни массы: трактор ДТ-75 – 6т
трактор К-700 – 11000 кг (Масса К-700 больше)
Как опытным путем сравнить массы двух тел без весов? (Привести их во взаимодействие)
6. Домашнее задание (слайд 23):
§ 19, 20
Упр.6, с.46
С.161,л/р №3, познакомиться с содержанием.
Для желающих:
*Подготовить мини-сообщение об истории применения внесистемных единиц измерения массы.
Рефлексия:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Как пригодится вам этот материал в вашей жизни?
— Как вы думаете, используются ли сейчас внесистемные единицы массы и в какой отрасли?
8. Окончание урока:
Благодарю за работу! (Слайд № 24).
Список используемой литературы:
1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В.Перышкин- М., Дрофа, 2012 г.
2. Физика 7-9 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Лукашик.- М.: Просвещение, 2012 г.
3.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2013г.
4. ru.wikipedia.org/wiki/ Международное Бюро Мер и Весов.
5. www/rzn/info/news-federal/ Science/10678/.Эталон массы.
Сценарий медиаурока с компьютером Страница 9