Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово
УРОК
по теме: «Плотность вещества»
(7 класс)
по учебнику А.В. Пёрышкин, «Физика — 7» (2 часа в неделю, 70 часов)
по программе 7 – 9 класс Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 2009 г.
Руденко Елена Борисовна
учитель физики
МКОУ СОШ №6 г. Ипатово,
Ставропольский край
Цели урока.
Обучающая: сформировать общие представления о плотности вещества, численно равной массе единицы объёма, и способе определения этой физической величины.
Развивающая: продолжить работу по формированию умения
«создавать» понятие плотности вещества;
обобщать и делать выводы;
работать самостоятельно.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма обучения: беседа, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение демонстрации, имитация научного исследования.
Эпиграф:
«При изучении природы основным источником знаний
считаю опыт».
М.В.Ломоносов(19.11.1711г. – 15.04.1765г.)
Ход урока
Добрый день, ребята! Сегодня наш урок посвящён изучению нового материала, и мы с вами познакомимся с новой физической величиной.
Слайд – 2
I.Этап актуализации знаний
Что мы изучали на прошлом уроке?
Что такое масса тела?
Каковы способы измерения массы тела?
Кто разработал точное измерение массы тела?
Слайд – 3
Историческая справка о Ломоносове. М.В.Ломоносов – первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии. Поэт, заложивший основы литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.
Недаром Пушкин о нём говорил: «Он первый университет».
Слайд – 4
Добился открытия первого в России высшего учебного заведения – университета в Москве. Московский государственный университет – один из лучших в мире, с гордостью носит имя М.В.Ломоносова.
II. Мотивационный этап
Расскажите, пожалуйста, какие действия вы выполняли на прошлом уроке, чтобы определить массу тел?
Какие тела вы для этого использовали?
Что же вы заметили?
Какова оказалась масса этих тел?
Посмотрим ещё раз на эти бруски. Масса у них разная, а что вы можете сказать о форме и размерах брусков?
А почему?
Сведения о строении вещества.
Как же называется величина, которая показывает, почему у разных веществ одинакового объёма разная масса?
III. Этап « создания» нового знания
Итак, это свойство вещества называют плотностью. Какую задачу можно поставить в связи с этим фактом?
Откройте тетради, запишите число, тему урока « Плотность вещества» и познавательную задачу нашего урока.
Слайд – 5
ПЗ. Ввести физическую величину для количественного описания плотности вещества.
Что вы знаете о плотности?
Обратимся к эксперименту.
Возьмём алюминиевый брусок и брусок из железа.
Что вы можете сказать об объёме этих тел?
А о массе? Как узнать точнее
Взвесить на весах.
Почему, по вашему мнению, масса алюминиевого бруска меньше железного?
Слайд – 6
Гипотеза. 1 см3 этих веществ имеет разную массу.
Экспериментальная проверка гипотезы.
Как в этом убедиться?
Надо определить массу обоих брусков и их объём, а потом рассчитать массу 1 см каждого вещества, сравнить полученные результаты.
Как определить объём тела, имеющего форму параллелепипеда? Какой прибор для этого нужен?
V = а × b × с
Фронтальный лабораторный опыт (задания выполняются по рядам, в группах и парах).
I ряд ( алюминиевый брусок): V= m=
II ряд ( железный брусок ): V= m=
III ряд ( деревянный брусок ): V= m=
Развитие полученной информации (вывода).
Почему все результаты в 1 ряду получились одинаковыми?
Почему похожая картина наблюдается у учащихся 1и 2 ряда?
Почему результаты 1, 2 и 3 ряда отличаются друг от друга?
Итак, Vа = Vж, mж > mа. Оба тела твёрдые. Что можно предположить, чтобы объяснить увиденное? У них разная плотность. Объясните смысл слова плотность, используя знания о внутреннем строении вещества.
Правильно, каждая единица объёма железа имеет большую массу, чем единица объёма алюминия.
Вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинаковая, у разных — различная, следовательно, масса 1см3 вещества может служить характеристикой вещества.
Добавим на каждую чашу весов ещё по одному такому же бруску. Что- нибудь изменилось?
Добавим ещё по одному такому бруску. Состояние весов изменилось?
Что произошло с объёмом и массой для каждого вещества?
Какое арифметическое действие с числами обладает свойством не менять результат, когда числа изменяются в одинаковое количество раз?
Слайд – 7
Итак, масса, деленная на объём тела, есть величина постоянная для каждого вещества в заданном агрегатном состоянии. Эту физическую величину называют плотностью.
где
плотность – p
масса – m
объём – V
Слайд – 8
В каких единицах должна измеряться плотность вещества?
Значит: 1 см3 алюминия имеет массу 2,7 г.
О чём ещё не сказали сегодня на уроке? Что изучали?
Плотность – физическая величина, а, следовательно, должен существовать прибор для её измерения.
Слайд – 9
Приборы: ареометр – для измерения плотности жидкостей, пикно-метр – определяет насыпную плотность порошковых и гранулированных материалов. Пикнометр представляет собой сосуд, вместимость которого известна.
Сначала взвешивают пустой пикнометр.
Затем наполняют его и снова взвешивают.
Находят разность полученных масс (m2– m 1) и делят на известный объём.
IV. Разминка
А сейчас, внимание! Приготовились, ребята, время провести зарядку.
Упражнение простое:
Руки за спину, голову назад.
Пусть ваши глаза в потолок поглядят.
Голову опустим, по сторонам поглядим,
Поищем все вместе портрет мы один.
Кто первый увидит, пусть нам сообщит.
V. Этап применения нового знания
Плотности различных веществ уже определены учёными. В учебнике на стр. 50 найдите таблицы плотности твёрдых тел, жидкостей и газов.
Выполните задания разного уровня сложности в тетради, используя данные таблиц. У кого нет индивидуального задания, выполняют задачу 1 из упражнения 7 на стр. 52.
Слайд – 10, 11, 12
Проверка заданий (приложение 1).
Слайд – 13
VI. Подведение итогов
Что мы узнали на уроке?
Плотность – ФВ, показывающая, какая масса приходится на единицу объема вещества.
Способ определения этой ФВ (формула).
Единица плотности в СИ – 1 кг/м3.
Чему мы научились на уроке?
«Создавать» понятие о плотности вещества.
Находить плотность вещества в конкретной ситуации.
Осуществлять перевод единиц плотности вещества из одной системы в другую.
Обобщать и делать выводы.
Работать самостоятельно.
Ребята, давайте ещё раз заглянем в таблицу и найдём значения плотностей: льда, воды и пара. Что вы заметили? Какой вывод из этого следует?
Правильно. Плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна.
Слайд – 14, 15
Рассказать о применении плотности (сельское хозяйство, строительство).
Слайд – 16
VII. Домашнее задание:
§ 21, упр.7 (3, 4, 5*).
Источники:
Прояненкова, Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А.Родионовой «Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений» / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А. Прояненковой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 319, [1] с. – (Серия «Учебно-методический комплект»)
https://mmgazeta.ru/13.07.2010/penobeton-v-stroitelstve-zdanii.htm