Технологическая карта урока (18.03.2015г.)
Предмет Физика
Класс 7 класс
Автор УМК: А.В.Перышкин Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений
Тема урока Плавание тел
Тип урока Изучение нового материала
Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел
Формируемые компетенции:
Предметные: выяснить условия плавания тел, докладывать о результатах своего исследования, применять полученные знания для
решения практических задач из повседневной жизни
Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности; соблюдать технику безопасности
Оборудование: 1. Компьютер, проектор, презентация,
2. для каждого обучающегося таблица для записи выводов
на каждом столе: инструкция по выполнению опытов, таблица для записи результатов наблюдения
1) сосуд с водой, гвоздь,пробка
2) 1 пара: сосуд с водой, пробка, полиэтилен, пенопласт
2 пара: сосуд с водой, гвоздь железный, проволока медная, проволока алюминиевая
3 пара: сосуд с водой, бутылочка с водой, пробирка с песком
3) сосуд с водой, пипетка, масло подсолнечное
3. для каждого обучающегося «термометр настроения»
Структура урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД | |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация повторения по теме «Архимедова сила» | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, решают текстовые задачи | 4 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Проведение опытов и наблюдение | Организация и контроль за процессом проведения опытов | Работают в парах над поставленными задачами. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся дают оценку своей работы на уроке. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 | |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок.
| Учащиеся слушают учителя На «термометре настроения» показывают свое настроение |
2. Актуализация знаний | На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в неё. -Какие силы действуют на тело при погружении его в жидкость или газ? — Как направлены эти силы? — От чего зависит архимедова сила? Записать формулу для вычисления архимедовой силы. — Л.605 — Л.606 | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
3. Этап изучение нового материала. | — Как поведет себя тело (камень, кусок пенопласта, лед), если его погрузить в жидкость (например, в воду)? — Какая тема нашего урока? Говорит о важности данной темы, о связи темы с ранее изученным материалом; — А сможете ли вы дать полный ответ на вопрос: при каких условиях тела плавают? От чего зависит плавание тел? — Значит целью нашего урока будет …. — Давайте проверим это опытным путем и сделаем соответствующие выводы
Опыт 1: обучающиеся отпускают в воду тела, с различной массой. Опыт 2: Обучающиеся работают в парах, выполняют индивидуальные задания. Заполняют таблицы и делают соответствующие выводы. — А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? Опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды. На основе проделанного опыта сделайте вывод. Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка. Итак, , жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел. | Учащиеся предлагают свои решения. Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. Обучающиеся предлагают 1.установить соотношение между Архимедовой силой и силой тяжести при погружении различных тел в жидкость; 2. выяснить зависимость между плотностью жидкости и плотностью вещества, из которого сделано тело Обучающиеся формулируют цель урока: выяснить условия плавания тел 1. Обучающиеся работают в парах наблюдают поведение тел при погружении их в воду (пробка, гвоздь, бутылочка с водой) ВЫВОД: 1. если FТ > FА, тело тонет, Если FТ = FА, тело плавает внутри жидкости, Если FТ < FА , тело всплывает — Записывают вывод в таблицу 2. Обучающиеся работают в парах по индивидуальным заданиям Наблюдение поведения тела при погружении его в воду. Пара №1. (тела плавают на поверхности жидкости) Пара №2. (тела плавают внутри жидкости) Пара №3. (тела тонут) ВЫВОД: Если ρТЕЛА > ρЖИДКОСТИ, то тело тонет. Если ρТ < ρЖ , то тело всплывает. Если ρТ =ρЖ, то тело плавает. — Записывают вывод в таблицу Обучающиеся проделывают опыт и делают вывод: Жидкость с меньшей плотностью находиться наверху, а с большей плотностью – внизу. |
Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний | — Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. — А сейчас, ребята, проверим, как вы усвоили тему нашего урока. — Выполнение теста и его проверка с помощью слайда. |
— каждый самостоятельно выполняет тест по теме «Плавание тел» — оценивание выполнения теста (самопроверка) |
Этап закрепление изученного материала | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? — А где еще мы встречаемся с плаванием тел? Крышка для консервирования тонет в воде, а если ее согнуть в виде коробочки, она будет плавать. Почему? Подумайте над этим дома!!! | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. — Плавание судов, подводных лодок, рыб, людей |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, вы сегодня мы выяснили условия плавания тел. Оцените свою работу на уроке. — Домашнее задание: §50, упр.25 (3) — Покажите, с каким настроением вы уходите с урока | Учащиеся оценивают свою работу на уроке Учащиеся записывают домашнее задание, Демонстрируют свое настроение.(термометр настроения) |
Пара №1.
Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.
Оборудование: сосуд с водой, кусок полиэтилена, парафин
Ход выполнения работы:
Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.
Что произошло с телом?
Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.
Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.
Пара №2.
Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.
Оборудование: сосуд с водой, гвоздь, алюминиевая проволока, медная проволока
Ход выполнения работы:
Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.
Что произошло с телом?
Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.
Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.
Пара №3.
Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.
Оборудование: сосуд с водой, бутылочка с водой, пробирка с песком
Ход выполнения работы:
Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.
Что произошло с телом?
Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.
Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.
Тело | Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет, всплывает или плавает внутри жидкости |
Гвоздь стальной |
|
| |
Проволока медная | | | |
Проволока алюминиевая | | | |
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет, всплывает или плавает внутри жидкости | |
Парафин |
|
| |
Пробка | | | |
Полиэтилен | | | |
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет, плавает или плавает внутри жидкости | |
Бутылочка с водой |
| — | |
Пробирка с песком | | — | |
ВЫВОД:
В зависимости силы тяжести и архимедовой силы | В зависимости плотности жидкости и плотности тела | |
ВСПЛЫВАЕТ | | |
ТОНЕТ | | |
ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ | | |
ВЫВОД:
В зависимости силы тяжести и архимедовой силы | В зависимости плотности жидкости и плотности тела | |
ВСПЛЫВАЕТ | | |
ТОНЕТ | | |
ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ | | |
ВЫВОД:
В зависимости силы тяжести и архимедовой силы | В зависимости плотности жидкости и плотности тела | |
ВСПЛЫВАЕТ | | |
ТОНЕТ | | |
ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ | | |
ВЫВОД:
В зависимости силы тяжести и архимедовой силы | В зависимости плотности жидкости и плотности тела | |
ВСПЛЫВАЕТ | | |
ТОНЕТ | | |
ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ | | |
ВЫВОД:
В зависимости силы тяжести и архимедовой силы | В зависимости плотности жидкости и плотности тела | |
ВСПЛЫВАЕТ | | |
ТОНЕТ | | |
ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ | | |
Тест для самопроверки
1. На тело, погруженное целиком в жидкость, действует выталкивающая сила, равная…
А. Весу тела.
Б. Массе тела.
В. Весу жидкости в объеме тела.
Г. Массе жидкости в объеме тела.
2. Два одинаковых кубика погружены в сосуды с жидкостями. В каком сосуде, 1 или 2,
на кубик действует наибольшая выталкивающая сила?
А. В обоих сосудах действует одинаковая
выталкивающая сила.
Б. В первом.
В. Во втором.
3. На весах уравновешены два тела, 1 и 2. Нарушится ли равновесие, если тело 1 опустить в воду, а тело 2 — в машинное масло.
А. Тело 1 перевесит тело 2.
Б. Тело 2 перевесит 1.
В. Равновесие не нарушится.
4. В какой жидкости утонет кусок парафина?
А. в бензине
Б. в воде
В. в ацетоне
5. В сосуд налиты три жидкости: вода, керосин, ртуть. Как они будут расположены, считая от дна сосуда? (Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3, ртути 13600 кг/м3)
А. ртуть, керосин, вода
Б. керосин, вода, ртуть
С.ртуть, вода, керосин
Д. вода, керосин, ртуть