Тема урока: Сила Архимеда
Учитель: Захарова Ольга Николаевна, учитель физики МКОУ «Нововаршавская гимназия» Нововаршавского муниципального района Омской области.
Класс: 7
Программа для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В. А. Орлов. «Дрофа», Москва, 2009 год. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе в объёме обязательного минимума отводится 2 часа в неделю. 68 часов в год. Учебник: Физика — 7, А.В. Перышкин, Москва « Просвещение» 2011 г. | |
Раздел курса | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
Характеристика класса | Учащиеся 7 класса имеют в основном средний и высокий уровень учебных возможностей. У 43 %- уровень учебных возможностей высокий, у 50 % — средний, у 7 % — низкий. Дети характеризуются активным, устойчивым, глубоким и осознанным мышлением и интеллектуальной активностью. Уровень коммуникативной и информационной компетенций соответствуют уровню их учебных возможностей. Учащиеся характеризуются высокой учебной мотивацией. Они всегда активны и участвуют в деятельности на уроке с интересом. Навыки учебного труда у них сформированы. Взаимоотношения между учащимися в основном доброжелательные. |
Тип урока
| урок изучения нового материала с применением ИКТ |
Используемые технологии: | традиционная, проектная, исследовательская |
Метод:
| практико-ориентированный проект, с использованием элементов ИКТ |
Цель урока:
| Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин, выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания. |
Учебные задачи:
| 1. установить практически зависимость выталкивающей силы от других физических величин; 2. установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел; 3. продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы; 4. развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать. |
Формируемые УУД: | |
В сфере личностных УУД
| формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.; формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи; |
В сфере регулятивных УУД
| учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия; формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата |
В сфере познавательных УУД | учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования; умение сравнивать данные, находить отличия; учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. |
В сфере коммуникативных УУД | учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли; учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей; учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Оборудование | Мультимедиа, экран, компьютеры для каждого учащегося с подключением к сети Интернет,индивидуальные карточки задания, таблица плотностей, исследуемые материалы. |
Ведущие понятия урока: | Сила Архимеда, сила тяжести, условия плавания тел, плотность тел и жидкости. |
Технологическая карта урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обратная связь и измерители | Время | |
I. Организация начала урока | Подготовить учащихся к работе на занятии | Обеспечивает готовность учащихся, рабочего кабинета, оборудования к уроку. | Настраиваются на деловой ритм. Проверяют наличие инструментов. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | 1 мин |
II. Актуализация знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний необходимых для осуществления познавательной деятельности на уроке. | 1.Предлагает вопросы для устной работы по теме «Сила Архимедова» 2. Использует презентацию.
| Отвечают на вопросы | Проверка правильности выполнения заданий осуществляется с помощью презентации. | 4 мин |
III. Постановка цели и мотивация к учебной деятельности.
| Определить достигнутые в ходе урока результаты | 1.Ставит перед учащимися проблемную задачу: строительство плавательного средства, с помощью предложенных материалов. 2. Проводит демонстрацию (набор предложенных материалов для строительства погружает в воду; набор тонет). 3. Выясняет: достаточно ли у обучающихся знаний для выполнения задания. 4.Обобщает высказывания учащихся. Помогает поставить задачи. | 1.Предлагают идеи по выполнению задания. 2. Обозначают возможные проблемы, выдвигают гипотезы по их решению. 3.Формулируют собственные цели и задачи, решение которых направленно на успешное выполнение задания. 4. Заполняют опорную схему «Планёрка» (в приложении) | Дискуссия. Выработана единая цель, поставлены задачи урока. | 7мин |
IV. Решение исследовательских задач, направленных на освоение новых знаний. | Обеспечить условия для получения новых знаний по теме «Сила Архимеда» | 1.Делит класс на 5 групп. 2.Предлагает группам исследовательские задачи, определяющие условия плавания тел. 3.Консультирует. | 1.Решают исследовательские задачи. 2.Определяют закономерности. 3.Делают выводы. 4. Заполняют восклицательные карточки для опорной схемы «Планёрка» (в приложении) | Принятие каждым членом группы поставленной задачи и своей роли в коллективной деятельности. Эксперимент проведён, задание выполнено. | 9 мин |
V. Контроль и проверка | Выявить качество и уровень овладения новыми знаниями и умениями. | Предлагает правильные варианты решения поставленных задач с помощью компьютерной презентации. | 1.Предъявляют и обсуждают результаты. 2. Прикрепляют восклицательные карточки на опорную схему «Планёрка» (в приложении) | Составлена опорная схема, для освоения темы «Сила Архимеда».
| 6 мин |
VI. Применение знаний в нестандартной ситуации, включение учащихся в проектную деятельность | Обеспечить использование новых знаний в нестандартной ситуации. | Организует деятельность учащихся с применением элементов проектной технологии: 1.формулирует тему проекта, сюжетную ситуацию; 2.предлагает задания для решения. 3.консультирует | 1.Вживаются в ситуацию, уточняют и конкретизируют цели и задачи проекта. 2.Включаются в деятельность (решают предложенную задачу). 3.Консультируются по мере необходимости. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний и проверка правильности решения с помощью эксперимента. | 7мин |
VII. Презентация проектов | Выявить способность применять полученные теоретические знания в практической деятельности. | Предлагает проверить качество выполнения проекта. Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на условиях плавания тел. | Демонстрируют собранные модели плавательных средств. В пояснениях опираются на условия плавания тел. | Обсуждают результаты. Собранные модели – результат коллективной работы группы.
| 5 мин |
VIII. Подведение итогов.
| Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | 1.Предлагает ответить online на 5 вопросов 2. По количеству стикеров в секторе опорной схемы «Планёрка» определяет учащихся и темы, по которым им требуются дополнительные задания. 3. Даёт «последнее слово» ученику. 4. Ставит вопросы: — Что способствовало успешному выполнению поставленных задач? — Что мешало? (технология «Планёрка» в приложении) 5. Даёт оценку классу, группам и отдельным ученикам. 6. Даёт дифференцированное домашнее задание, в зависимости от результатов итогов online – опроса. Практическое задание для всех Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта:
| 1.Выполняют предложенные задания. Заполняют опорную схему «Планёрка» (в приложении) 2. Высказывают «последнее слово» (в приложении) называют цель урока и полученные результаты (условия плавания тел)). 3. Желающие учащиеся высказываются о работе в группах. Размещают цветные кружки в секторах в опорной схеме «Планёрка» (в приложении) 4. Записывается домашнее задание. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения Адекватность самооценки учащихся, оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах урока | 7 мин |
Задания группам:
Задание группе 1:
Одинаковая ли архимедова сила действует на оба тела?
Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
Плотность вещества | Уровень погружения | |
Масло — |
|
|
Вода — |
|
|
Оборудование: сосуды с водой и маслом, набор тел одинаковой плотности, таблица плотностей.
Задание группе 2:
Сравните глубину погружения в воде трёх кубиков разных масс.
Предположите, от чего зависит глубина их погружения в воду. Результат опыта представить на рисунке.
Оборудование: сосуд с водой, три кубика разной массы.
Задание группе 3:
Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки.
Сделайте выводы на основании результатов опытов.
Оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Задание группе 4:
«Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.
Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.
Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
Задание группе 5:
Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.
Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.
Поясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.
Приложение
Описание авторского активного метода обучения
и оценки эффективности урока «Планёрка».
| ФИО
| Захарова Ольга Николаевна |
| Республикакрайобласть
| Омская область |
| Городпоселение
| С. Нововаршавка Нововаршавский муниципальный район, Омская область |
| Образовательное учреждение
| МКОУ «Нововаршавская гимназия» Нововаршавского муниципального района Омской области |
| Класс, в котором использован метод
| 7 класс |
| Предмет, на котором использован метод
| физика |
| Тема урока
| Сила Архимеда |
Описание активного метода обучения | ||
| Название метода
| «Планёрка»
|
| Происхождение метода | Авторский метод
|
| Этап урока
| 2. Постановка цели и мотивация к учебной деятельности. 2.Итог урока (оценки эффективности урока)
|
| Цели и задачи использования метода
| Цель: определение образовательных целей и задач урока, Задачи:
|
| Продолжительность проведения
| На этапе
|
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Интерактивная доска, цветные фломастеры. или Круг на ватмане, разделённый на цветные сектора. Карточки с вопросами для записи проблем (задач). Карточки с восклицанием, для записи варианта решения проблемы (задачи). Стикеры со знаком вопроса. Для каждого ученика карточки 2-х цветов (красный и зелёный). Количество секторов на ватмане зависит от структуры урока. В данном случае количество секторов = количество учебных задач на уроке (5) + 2(оценка работы в группе)). Сектора пронумерованы.
|
| Технология проведения
| На этапе «постановка цели и мотивация к учебной деятельности». После постановки проблемной задачи: строительство плавательного средства, с помощью предложенных материалов, учитель проводит демонстрацию (набор предложенных материалов для строительства погружает в воду; набор тонет). В ходе дискуссии учитель выясняет, что у учащихся не достаточно знаний для выполнения задания. Учитель выслушивает проблемы по выполнению задания и гипотезы по их решению. При этом учащимися формулируются собственные цели и задачи, решение которых направленно на успешное выполнение задания. Обобщённая цель вписывается в центр круга. Задачи (коротко) вписываются в карточки с вопросами (можно сделать заранее). Карточки крепятся по секторам круга. На этапе «контроль и проверка». В ходе выполнения исследовательских задач, учащиеся в карточки с восклицанием вписывают полученные закономерности. В процессе презентации эти карточки крепят в те сектора, в которых указана проблема по этому направлению. Например, в сектор с вопросительной карточкой «Плавание тел зависит от рода жидкости» крепится восклицательная карточка «Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает» В том случае, когда в правильности результата, полученного группой, убеждены все учащиеся класса, вопросительная карточка снимается. В противном случае, если возникли новые вопросы или не дан полный ответ на уже поставленный, в этот же сектор крепятся дополнительные вопросы. На этапе «итог урока». Учитель предлагает ответить online на 5 вопросов (количество секторов). На пронумерованных стикерах учащиеся пишут свои фамилии. В случае неверного выполнения задания, стикер с номером этого задания учащийся крепит в сектор с соответствующим номером. Стикеры с номерами правильных ответов не крепятся. На этом этапе учитель даёт «последнее слово ученику». Он используя сектора «Планёрки» подводит итог урока (называет цель урока, и полученные результаты задач урока). После вопросов учителя: «Что способствовало успешному решению поставленных задач? Что помешало?», учащиеся по желанию выражают благодарность некоторым членам своей группы, которые, по их мнению, внесли определённый вклад в работу группы. При этом на красном кружочке пишут фамилию этого учащегося и крепят его на указанный сектор «Планёрки». Так же учащиеся могут высказаться о плохой работе в группе некоторых учащихся. При этом на зелёном кружочке пишут фамилию этого учащегося и крепят его на указанный сектор «Планёрки».
В результате: Составлена опорная схема, для освоения темы «Сила Архимеда». По количеству прикреплённых стикеров определен круг вопросов, требующих дополнительной проработки. По указанным фамилиям на стикерах определены учащиеся, которым требуются дополнительные занятия или задания по данному вопросу темы. |
| Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | По окончанию работы очень важно провести рефлексию.
|
16. Приложения Восклицательные и вопросительные карточки
Общий вид опорной схемы «Планёрка»
|
Самоанализ урока,
проведенного в 7-1 классе учителем физики МКОУ «Нововаршавская гимназия» Нововаршавского муниципального района Омской области Захаровой Ольгой Николаевной
Тема урока «Сила Архимеда»
В классе присутствовало 21 человек (1 ученик отсутствовал).
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими
характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по физике.
На уроке были реализованы следующие принципы:
принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран верный переход от простых заданий к сложным. Исследовательские задания, выполненные учащимися в начале урока, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.
Использование мультимедийного оборудования явилось средством, помогающим сделать урок наиболее продуктивным. Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению физики.
К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы.
Использованные методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности.
При проверке домашнего задания были выявлены некоторые недостатки. Полагаю, что это связано с недостатком времени, потраченным на выполнение домашнего задания.
Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией, высказывании собственного мнения. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.
Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.
План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели урока. Поставленные задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым мною.
Анализ открытого урока физики в 7 — 1 классе
Учитель: Захарова Ольга Николаевна.
Содержание урока соответствовало требованиям стандарта, использовался системно-деятельностный подход. Цель урока поставлена в соответствии с программными требованиями. Целесообразна логическая последовательность и распределение времени по этапам урока. Педагог провел весь урок в оптимальном темпе, последовательно выполняя намеченный план, в результате были строго выдержаны заданные временные рамки каждого этапа. Начало и конец урока четко организованы, организационный момент не затянут, оценивание и домашнее задание произведены до звонка с урока.
Материал излагался логично, на доступном уровне для понимания 7-классниками, и в то же время с применением научных терминов в соответствии с уровнем сложности содержания в учебнике. Ведущие идеи по данной теме выделены на отдельном плакате.
Занятие проводилось в ресурсном центре гимназии, оборудованном CD-проектором, экраном, а также персональными компьютерами. В ходе урока использовались технические средства обучения, пособия, справочники и таблицы. В связи с выбранной формой урока данное оборудование активно использовалось.
Педагог отбирал методы обучения с учетом темы урока, цели, возможности класса и самого учителя. Преобладающий вид деятельности — групповая работа учащихся. На всех этапах урока сохранялась высокая активность и работоспособность учащихся, не ослабевал интерес к теме. Ребята владеют рациональными приемами работы на уроке, сами распределяют роли в группе, каждый выполняет свое задание, затем обсуждают полученные результаты и вырабатывают общую позицию. В каждой группе выявились лидеры, которые представляли результаты деятельности в группе. Наиболее активные ученики были отмечены в конце урока. Учащиеся были готовы к групповой работе, заранее составлены рабочие группы, произведен инструктаж.
Учащиеся быстро ориентируются в различных источниках с целью поиска нужной информации, причем распределяют поиск между членами группы. Они были заранее проинструктированы о правилах использованной методики активного обучения, кроме того, учитель постоянно напоминал о правилах для большей уверенности учеников в ходе урока.
Методы и приемы, применяемые на уроке, разнообразны: кроме исследования, имеющего доминирующее значение, применялись также «мозговой штурм», проблемное задание, самостоятельный анализ источника, поиск информации. Педагог знакомит учащихся с навыками ведения дебатов, учит сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать собственную точку зрения по данному вопросу. Качество освоения нового материала определяется учителем в ходе урока обобщающими вопросами, делая акцент на наиболее важные моменты. Примечательно, что педагог выступал в роли организатора, куратора, предоставляя поле деятельности ученикам. На уроке больше говорили ученики, педагог лишь корректировал или актуализировал их выводы.
Работу в группах учитель организовал исходя из степени подготовленности каждого ребенка, включив в каждую из пяти групп как «сильных», так и слабо подготовленных учащихся, таким образом была создана ситуация успешности для каждого ребенка.
Учитель обладает высокой педагогической техникой: правильная дикция, темп речи, точность использования специальной терминологии. Он достаточно эмоционально излагает материал, умея заинтересовать аудиторию и держать ее внимание. В классе на протяжении всего урока соблюдалась дисциплина, учащиеся корректно высказывали критические замечания оппонентам, в момент обсуждения не мешали друг другу. Педагог своим примером показывал правила межличностного общения, внимательно выслушивая ребят, не перебивая, а задавая уточняющие вопросы.
Заместитель директора по УВР Лесняк О.В
3