Конспект урока для 7 класса «Сила трения»

Конспект урока физики в 7 классе (учебник А.В.Перышкин)

Учитель физики и информатики МКОУ «Кобляковская СОШ»

Краснобаева Анна Андреевна

Тема: Сила трения



Цель урока: (слайд №2)

  • Ввести понятие силы трения

  • Рассмотреть виды силы трения

  • Экспериментально выяснить от каких величин зависит сила трения

  • Рассмотреть способы уменьшения и увеличения силы трения


Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с видами силы трения.

2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

3. Выяснить от чего зависит сила трения.


Воспитательные:

1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.

2. Развивать умение работать группой.


Развивающие:

1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

2. Способствовать расширению кругозора.


УУД:

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений при проведении опытов;

Регулятивные: постановка цели, задачи

Коммуникативные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.


Метод обучения: проблемное обучение.


Тип урока: урок формирования новых знаний


Оборудование урока: Динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, лист наждачной бумаги, тележка, мультимедийный проектор, презентация к уроку.



ХОД УРОКА


  1. Постановка проблемного опыта (слайд №3)

Каждый знает, что шкаф сдвинуть с места непросто. Что же нам мешает? Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах. Почему при спуске с горы вы через некоторое время останавливаетесь? Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (слайд №4)


  1. Формирование новых знаний (слайд № 4-11)

Объяснение учителя:

-явление трения, сила трения, причины возникновения силы трения, виды сил трения;


3. Постановка проблемного опыта обучающимися (слайд№12)

Ребята, вы хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте опытным путем выясним это.


1 группа. Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения


Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, тележка.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – груз. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузом в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузом по столу. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на тележку и перемещайте равномерно тележку с бруском по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше – сила трения покоя или сила трения скольжения или сила трения качения?

  6. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


2 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей


Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, лист наждачной бумаги.


Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузом: по деревянной линейке, по гладкой бумаге, по наждачной бумаге

Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге



  1. Ответьте на контрольные вопросы:

— Зависит ли ила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

— Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


3 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на стол брусок большой гранью, а на него груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результата измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

  4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.

  5. Ответьте на контрольные вопросы:

-Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

-Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


Обсуждение результатов работы.

Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:

  1. цель экспериментальной работы;

2) порядок выполнения работы;

3) полученные результаты, выводы (слайды №13-16).


4.Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, трение полезно или вредно? (слайд 17-22)

Какова роль силы трения при ходьбе?


  1. Решение качественных задач

1. Почему санки, скатившись с горы, останавливаются? слайд 23

2. Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При передвижении рабочим катушки с проводом? При движении вагонетки? слайд 24

3. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортере? слайд 25

4. Почему металлические ступеньки не гладкие, а имеют рельефные выступы? слайд 26

5. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают так, чтобы оно не вращалось? слайд 27

6. К ножкам многих приборов (телевизоры, магнитофоны, проигрыватели) приклеены резиновые кружки. Зачем? Слайд 28


  1. Итоги урока слайд 29,30


  1. Домашнее задание слайд 31


  1. П. 30,31,32

Свежие документы:  Конспект урока в 11 классе по теме: «Производство электроэнергии»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: