Конспект урока для 7 класса «Сила тяжести. Решение задач»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Сила тяжести. Решение задач.


1.      

Фамилия, имя, отчество

Ластовкин Николай Владимирович

2.      

Школа

Озерский филиал МБОУ Верхнеспасской СОШ

3.      

Должность

учитель

4.      

Предмет

физика

5.      

Класс

7

6.      

Тема урока

Сила тяжести. Решение задач.

7.      

Базовый учебник

Физика 7 (базовый уровень), А.В. Перышкин изд. ООО «Дрофа», 2010 год


Цель урока: сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела.

Задачи:

— обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

— развивающие: расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

— воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности. Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Формировать умение работать с ЭОР.

Предметных:

Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы, ее единиц измерения.

Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.

Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.

Делать выводы на основе экспериментальных данных.

Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.

Решать задачи на применение силы тяжести.

Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1


Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

7

1       

Организа-ционный момент


Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи

Слушают

Познавательные, личностные, общеучебные, коммуникатив-ные

1 мин.

2            

Этап под-готовки учащихся к актив-ному и сознательному усвоению знаний

 

Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР организовывает выполнение заданий

Слушают

Коммуникатив-ные, регулятивные

1 мин

3      

Актуали-зация опорных знаний

 

Проводит фронтальный опрос

Слушают, отвечают на вопросы

Познавательные, общеучебные, коммуникатив-ные, регулятивные

3 мин.

 

Изучение нового материа-ла

Единая коллекция цифровых образовател. ресурсов https://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Сила тяжести 1.Определение, фор-мула, направление 2.Опыты Галилея 3.Зависимость от расстояния до центра планеты 4.Вопросы для закрепления 5.Конспект 6.Зависимость силы тяжести от массы https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html интерактив модель 7. Вопросы для закрепления

Объясняет новый материал на основе компьютерных слайдов.

 

Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения

1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля 4)записывают конспект в тетрадь

Познавательные, регулятивные коммуникатив-ные

15 мин

5

Физкультминутка

 

 

Выполняют упражнения

Коммуникативные; личностные

1 мин

6

Примене-ние ЗУН при решении задач.

Единая коллекция цифровых образова-тельных ресурсов https://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html Решение задач на силу тяжести (3 сл.)

Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул на доске

Просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске

Познавательные, коммуникатив-ные, саморегуляция

14 мин

7          

Подведение итогов урока, ре-флексия

 

Организует обсуждение в выборе нужных ответов.Выставля-ет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

Регулятивные, коммуникатив-ные

3 мин

8             

Информация о до-машнем задании, инструк-таж по его вы-полнению

https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Лаборатор. работа с использованием Интернет-ресурсов

Озвучивает домашнее задание:


Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов

Записывают задания в дневники

Познавательные, регулятивные, коммуникатив-ные

2 мин

Свежие документы:  Урок для 11 класса на тему «Колебания и волны»

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.









2.Целеполагание




3. Повторение.




































4. Мотивация.







5.Новая тема.

1 этап: «Ситуация успеха»












































2 этап: Постановка учебной задачи


3 этап: Исследование














4 этап: Сообщение учителя






6.Физкультминутка


7.Закрепление нового материала.



8.Индивидуаль-ная работа.





9. Итог урока.





10. Рефлексия.









11. Оценки.


12. Домашнее задание.

Здравствуйте. Садитесь. Прежде  чем  мы  приступим  к  уроку,  я  хотела  бы,  чтобы  каждый  из  вас  настроился  на  рабочий  лад.  Расслабьтесь  и  скажите  себе:  « Я  нахожусь  сейчас  на  уроке  физики.  А  обо  всём  остальном  я  не  буду  думать  сейчас,  а  подумаю  потом».  Настроились?  Прекрасно! 

А  теперь  давайте  приступим  к  работе. Цель нашего урока совершенствовать навыки решения задач различного типа.

При решении любой задачи мы рассуждаем, думаем. Поэтому и эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую».


— Ребята, что изучает физика?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим явлением. Это явление притяжения к Земле.


— С какой физической величиной мы познакомились на прошлом уроке?

— Что такое сила?



Для повторения темы один человек выполняет тест за компьютером (приложение № 1).

Второй работает по карточке (приложение № 2).

С остальными проводится эвристическая беседа.


— Каким прибором можно измерить силу?

— Определите цену деления шкалы динамометра. Определите его показания.


— Определите направление и численное значение силы, приложенной в точке А, действующей на

а) санки


б) тележку




— Переведите в ньютоны 500 мН; 34 МН

— Какая из двух сил больше и во сколько раз? 4кН и 800 Н.


— Единица измерения силы?


— Мы изучаем силу. Силой обладает каждый из вас. Давайте приложим свою силу к физическому телу, которое я вам даю (теннисный шарик, набивной мяч, шарик металлич, пушинка).

— Бросьте эти физические тела в любом направлении. Что с ними происходит? Почему? Сила, действующая на все тела, падающие на Землю, называется силой тяжести.


— Запишите тему урока: «Сила тяжести. Решение задач».

Демонстрация первых трех слайдов презентации к уроку. Обращение к классу:

Объясните, что изображено на рисунке 1. (слайд 1) — Выпустим камень из рук. Почему камень падает?


— Прокомментируйте рисунок 2 (слайд 2)


— Рассмотрите рисунок 3. Какие выводы по нему можно сделать?

(слайд 3)


Демонстрируется на компьютере видеосюжет о силе тяжести (слайд 4).


Выполните устно задания. Обучающие задания:

1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

Ласи (сила)
Нотьюн (Ньютон)
Сасам (масса)
Лоте (тело)
Пашля (шляпа) – лишнее слово

2. Вставьте пропущенные слова:

Сила является  _____ взаимодействия тел. Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________. Сила тяжести обозначается ______.

3. Исключить лишнее словосочетание:

Изменение скорости тела,
массу выражают в килограммах,
тело деформируется,
вес тела,
всемирное тяготение,
сила пропорциональна массе.

4. По данному графику определить, с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле (слайд 4)


5. Составить текст.

Сила тяжести – это_____________


Измеряют силу тяжести _________________
Как рассчитать силу тяжести?______________

В ходе анализа составленных текстов класс приходит к выводу о разном подходе решения данной практической задачи. Здесь наблюдается «Ситуация разрыва». Учащиеся предлагают свои способы расчета силы тяжести. Идет выдвижение вариантов формулировки учебной задачи.

Учебная задача: Исследование силы тяжести.

Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

Вариант выполнения исследования.

1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.
2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза.
3. Результаты измерений занесите в таблицу.

Число грузов

        1         

        2         

        3         

        4         

Масса, кг

 

 

 

 

Сила,  Н

 

 

 

 

4. Результаты представьте графически
5. Сделайте вывод.
6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта. Сделайте вывод.


Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам. g = 9,8 — коэффициент между силой тяжести и массой, называется ускорением свободного падения. Fтяж=gm

Основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. Fтяж=gm

2. Коэффициент пропорциональности g = 9,8.


— Встаньте. Поднимите руки вверх. Что произойдет, если их не будет удерживать сила мышц? Продемонстрируйте.


№1. Устно. Определите, на какую из трех гирь массами 2 кг, 1 кг или 0,5 кг действует большая сила тяжести?


№2. Определите силу тяжести, действующую на шар массой 1 кг.

№3. Упр.9 №1 (2) – на доске.

На другой доске решает второй ученик. Третий решает индивидуально в тетради (слайд 5).

№4.Тест. Три уровня сложности (слайд 6)

После выполнения учитель раздает ответы. Ученики проверяют и ставят себе оценку.

— Просигнальте мне о своих результатах.

Итак, ребята сегодня мы на уроке познакомились с новой физической величиной. Какой?

— Формула для расчета силы тяжести?

— Единица измерения силы тяжести?

— Прибор для измерения силы тяжести?

На шкале динамометра каждый из вас может показать пользу и бесполезность сегодняшнего урока.

— Если урок прошел для вас плодотворно, и вы остались довольны, то указатель на пятибалльной шкале оценок укрепите близко к «5»;

— Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше — в середине шкалы;

— А уж если напрасно было потрачено время, урок не отличался от прежних, и ничего хорошего он вам не принес, близко к 0.

Объявляются отметки с комментированием.


§24, §27 стр. 63. Упр. 9 №1(3)

Индивидуально: определить силу тяжести, действующую на каждого из вас.

Дополнительно: Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов.

Спасибо за урок. Урок окончен.











— Физические явления.



— Сила.


— Сила — физическая величина, мера взаимодействия тел.





— Динамометром.


— 0,2 Н




— Вправо, 30 Н







— Влево, 15 Н








— 5 Н; 34 106 Н

— 4кН, в 5 раз.


— Ньютон.






— Они падают.

— Притягиваются к Земле.





— Камень.

— Его притягивает Земля.

— Сила тяжести зависит от массы.

— Направлена вниз, к центру Земли.






— Шляпа







— Мерой

— Модуля, точки.


— Силой тяжести. Fт









— 2 Н



— Сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

— В ньютонах


— Предлагают свои способы расчета силы тяжести.












— Один ученик из группы записывает полученные значения на доске в таблицу.










— Записывают в тетради.



Выполняют упражнения


— На гирю массой 2 кг, т.к. она имеет большую массу.

Fтяж=1 кг ▪10 =10 Н









— Сила тяжести.

Fтяж=mg

— Ньютон.

— Динамометр.






Дети прикрепляют указатели






Делают записи в дневники

Свежие документы:  ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА (ЭДС). ЗАКОН ОМА ДЛЯ ПОЛНОЙ ЦЕПИ


Приложение № 1

1. Сила – это причина изменения

а) скорости б) массы в) инертности

2. Единица измерения силы

а) секунда б) метр в) Ньютон

3. Сила, действующая на тележку, приложенная к точке А, равна:

а) 2Н б) 6 Н в) 8 Н

4. Даны две силы 4кН и 200Н. Во сколько раз одна сила больше другой?

а) в 4 раза б) в 20 раз в) в 2 раза

5.Примером проявления действия силы является

а) лодка плывет по реке б) ногой ударили по футбольному мячу в) молекула газа движется.


Приложение № 2

1 Что такое сила?

2. Единица измерения силы.

3. Что называют деформацией?

4. От чего зависит результат действия силы?

5. Нарисуй силу равную 5 ньютонам, приложенную к движущемуся бруску.


Видеосюжет, демонстрирующий силу тяжести.


Приложение 3


ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ Таблица 2.


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель))

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сила тяжести

ОМС, электронный учебный модуль контрольного типа

ОМС, электронный учебный модуль информационного типа

интерактивная анимация,

интерактивная модель

 

https://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html

Информационный модуль посвящен теме «Сила тяжести» основного общего образования. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация «Сила тяжести».

2

Решение задач на силу тяжести

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль практического типа

интерактивная анимация

https://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html

Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Сила тяжести» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности

3

Самоконтроль знаний с использова-нием Интернет-ресурсов

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа

Лабораторная работа

https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html

Данный модуль предназначен для проведения экспериментов по зависимости силы тяжести от массы тела.


Литература:

  • 1. Перышкин В.А. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004. — 192 с.: ил.

  • 2. Громов С.А., Родина Н.А. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,

  • 2000. — 158 с.: ил.

  • 3. Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский «Методика преподавания физики»2001 г.

  • 4. А. И. Сёмке. Занимательные материалы к урокам физики 7 класс. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006 год.

  • 5. Сборник задач и вопросов. 2005 г. В. И. Лукашик.

  • 6. Физика — 7 кл. А.Е. Гуревич 1996 г.

  • 7. Книга для чтения по физике 6 — 7 кл. 1978 г. И. Г. Кириллова.


Свежие документы:  Конспект урока по географии в 7 классе "Цунами - великолепие и ярость природы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: