ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Сила тяжести. Решение задач.
Фамилия, имя, отчество | Ластовкин Николай Владимирович | |
2. | Школа | Озерский филиал МБОУ Верхнеспасской СОШ |
3. | Должность | учитель |
4. | Предмет | физика |
5. | Класс | 7 |
6. | Тема урока | Сила тяжести. Решение задач. |
7. | Базовый учебник | Физика 7 (базовый уровень), А.В. Перышкин изд. ООО «Дрофа», 2010 год |
Цель урока: сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела.
Задачи:
— обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.
— развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
— воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать.
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности. Метапредметных:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Формировать умение работать с ЭОР.
Предметных:
Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы, ее единиц измерения.
Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.
Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.
Делать выводы на основе экспериментальных данных.
Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.
Решать задачи на применение силы тяжести.
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.
Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Время (в мин) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организа-ционный момент |
| Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи | Слушают | Познавательные, личностные, общеучебные, коммуникатив-ные | 1 мин. |
2 | Этап под-готовки учащихся к актив-ному и сознательному усвоению знаний |
| Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР организовывает выполнение заданий | Слушают | Коммуникатив-ные, регулятивные | 1 мин |
3 | Актуали-зация опорных знаний |
| Проводит фронтальный опрос | Слушают, отвечают на вопросы | Познавательные, общеучебные, коммуникатив-ные, регулятивные | 3 мин. |
4
| Изучение нового материа-ла | Единая коллекция цифровых образовател. ресурсов https://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html Сила тяжести 1.Определение, фор-мула, направление 2.Опыты Галилея 3.Зависимость от расстояния до центра планеты 4.Вопросы для закрепления 5.Конспект 6.Зависимость силы тяжести от массы https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html интерактив модель 7. Вопросы для закрепления | Объясняет новый материал на основе компьютерных слайдов.
Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения | 1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля 4)записывают конспект в тетрадь | Познавательные, регулятивные коммуникатив-ные | 15 мин |
5 | Физкультминутка |
|
| Выполняют упражнения | Коммуникативные; личностные | 1 мин |
6 | Примене-ние ЗУН при решении задач. | Единая коллекция цифровых образова-тельных ресурсов https://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html Решение задач на силу тяжести (3 сл.) | Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул на доске | Просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске | Познавательные, коммуникатив-ные, саморегуляция | 14 мин |
7 | Подведение итогов урока, ре-флексия |
| Организует обсуждение в выборе нужных ответов.Выставля-ет оценки. | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. | Регулятивные, коммуникатив-ные | 3 мин |
8 | Информация о до-машнем задании, инструк-таж по его вы-полнению | https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html Лаборатор. работа с использованием Интернет-ресурсов | Озвучивает домашнее задание:
Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов | Записывают задания в дневники | Познавательные, регулятивные, коммуникатив-ные | 2 мин |
ХОД УРОКА
Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Расслабьтесь и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, а подумаю потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. Цель нашего урока совершенствовать навыки решения задач различного типа. При решении любой задачи мы рассуждаем, думаем. Поэтому и эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую».
— Ребята, что изучает физика? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим явлением. Это явление притяжения к Земле.
— С какой физической величиной мы познакомились на прошлом уроке? — Что такое сила?
Для повторения темы один человек выполняет тест за компьютером (приложение № 1). Второй работает по карточке (приложение № 2). С остальными проводится эвристическая беседа.
— Каким прибором можно измерить силу? — Определите цену деления шкалы динамометра. Определите его показания.
— Определите направление и численное значение силы, приложенной в точке А, действующей на а) санки
б) тележку
— Переведите в ньютоны 500 мН; 34 МН — Какая из двух сил больше и во сколько раз? 4кН и 800 Н.
— Единица измерения силы?
— Мы изучаем силу. Силой обладает каждый из вас. Давайте приложим свою силу к физическому телу, которое я вам даю (теннисный шарик, набивной мяч, шарик металлич, пушинка). — Бросьте эти физические тела в любом направлении. Что с ними происходит? Почему? Сила, действующая на все тела, падающие на Землю, называется силой тяжести.
— Запишите тему урока: «Сила тяжести. Решение задач». Демонстрация первых трех слайдов презентации к уроку. Обращение к классу: Объясните, что изображено на рисунке 1. (слайд 1) — Выпустим камень из рук. Почему камень падает?
— Прокомментируйте рисунок 2 (слайд 2)
— Рассмотрите рисунок 3. Какие выводы по нему можно сделать? (слайд 3)
Демонстрируется на компьютере видеосюжет о силе тяжести (слайд 4).
Выполните устно задания. Обучающие задания: 1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово: Ласи (сила) 2. Вставьте пропущенные слова: Сила является _____ взаимодействия тел. Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________. Сила тяжести обозначается ______. 3. Исключить лишнее словосочетание: Изменение скорости тела, 4. По данному графику определить, с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле (слайд 4)
5. Составить текст. Сила тяжести – это_____________
Измеряют силу тяжести _________________ В ходе анализа составленных текстов класс приходит к выводу о разном подходе решения данной практической задачи. Здесь наблюдается «Ситуация разрыва». Учащиеся предлагают свои способы расчета силы тяжести. Идет выдвижение вариантов формулировки учебной задачи. Учебная задача: Исследование силы тяжести. Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы. Вариант выполнения исследования. 1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.
4. Результаты представьте графически
Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам. g = 9,8 — коэффициент между силой тяжести и массой, называется ускорением свободного падения. Fтяж=gm Основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. Fтяж=gm 2. Коэффициент пропорциональности g = 9,8.
— Встаньте. Поднимите руки вверх. Что произойдет, если их не будет удерживать сила мышц? Продемонстрируйте.
№1. Устно. Определите, на какую из трех гирь массами 2 кг, 1 кг или 0,5 кг действует большая сила тяжести?
№2. Определите силу тяжести, действующую на шар массой 1 кг. №3. Упр.9 №1 (2) – на доске. На другой доске решает второй ученик. Третий решает индивидуально в тетради (слайд 5). №4.Тест. Три уровня сложности (слайд 6) После выполнения учитель раздает ответы. Ученики проверяют и ставят себе оценку. — Просигнальте мне о своих результатах. Итак, ребята сегодня мы на уроке познакомились с новой физической величиной. Какой? — Формула для расчета силы тяжести? — Единица измерения силы тяжести? — Прибор для измерения силы тяжести? На шкале динамометра каждый из вас может показать пользу и бесполезность сегодняшнего урока. — Если урок прошел для вас плодотворно, и вы остались довольны, то указатель на пятибалльной шкале оценок укрепите близко к «5»; — Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше — в середине шкалы; — А уж если напрасно было потрачено время, урок не отличался от прежних, и ничего хорошего он вам не принес, близко к 0. Объявляются отметки с комментированием.
§24, §27 стр. 63. Упр. 9 №1(3) Индивидуально: определить силу тяжести, действующую на каждого из вас. Дополнительно: Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов. Спасибо за урок. Урок окончен. |
— Физические явления.
— Сила.
— Сила — физическая величина, мера взаимодействия тел.
— Динамометром.
— 0,2 Н
— Вправо, 30 Н
— Влево, 15 Н
— 5 Н; 34 106 Н — 4кН, в 5 раз.
— Ньютон.
— Они падают. — Притягиваются к Земле.
— Камень. — Его притягивает Земля. — Сила тяжести зависит от массы. — Направлена вниз, к центру Земли.
— Шляпа
— Мерой — Модуля, точки.
— Силой тяжести. Fт
— 2 Н
— Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. — В ньютонах
— Предлагают свои способы расчета силы тяжести.
— Один ученик из группы записывает полученные значения на доске в таблицу.
— Записывают в тетради.
Выполняют упражнения
— На гирю массой 2 кг, т.к. она имеет большую массу. Fтяж=1 кг ▪10 =10 Н
— Сила тяжести. Fтяж=mg — Ньютон. — Динамометр.
Дети прикрепляют указатели
Делают записи в дневники |
Приложение № 1
1. Сила – это причина изменения
а) скорости б) массы в) инертности
2. Единица измерения силы
а) секунда б) метр в) Ньютон
3. Сила, действующая на тележку, приложенная к точке А, равна:
а) 2Н б) 6 Н в) 8 Н
4. Даны две силы 4кН и 200Н. Во сколько раз одна сила больше другой?
а) в 4 раза б) в 20 раз в) в 2 раза
5.Примером проявления действия силы является
а) лодка плывет по реке б) ногой ударили по футбольному мячу в) молекула газа движется.
Приложение № 2
1 Что такое сила?
2. Единица измерения силы.
3. Что называют деформацией?
4. От чего зависит результат действия силы?
5. Нарисуй силу равную 5 ньютонам, приложенную к движущемуся бруску.
Видеосюжет, демонстрирующий силу тяжести.
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ Таблица 2.
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель)) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Сила тяжести | ОМС, электронный учебный модуль контрольного типа ОМС, электронный учебный модуль информационного типа | интерактивная анимация, интерактивная модель
| https://www.fcior.edu.ru/card/4583/sila-tyazhesti.html Информационный модуль посвящен теме «Сила тяжести» основного общего образования. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная анимация «Сила тяжести». |
2 | Решение задач на силу тяжести | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль практического типа | интерактивная анимация | https://www.fcior.edu.ru/card/9168/zadachi-na-silu-tyazhesti.html Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Сила тяжести» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности |
3 | Самоконтроль знаний с использова-нием Интернет-ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа | Лабораторная работа | https://www.fcior.edu.ru/card/2195/issledovanie-zavisimosti-sily-tyazhesti-ot-massy-tela.html Данный модуль предназначен для проведения экспериментов по зависимости силы тяжести от массы тела. |
Литература:
1. Перышкин В.А. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004. — 192 с.: ил.
2. Громов С.А., Родина Н.А. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
2000. — 158 с.: ил.
3. Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский «Методика преподавания физики»2001 г.
4. А. И. Сёмке. Занимательные материалы к урокам физики 7 класс. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006 год.
5. Сборник задач и вопросов. 2005 г. В. И. Лукашик.
6. Физика — 7 кл. А.Е. Гуревич 1996 г.
7. Книга для чтения по физике 6 — 7 кл. 1978 г. И. Г. Кириллова.