«Современный урок: эффективная организация учебного процесса»
Введение
В наши дни ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Инновационный урок как современная форма организации урока
Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
3) предусматривается минимальное участие на уроке учителя .
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя.
Понятие инновационных уроков
В «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».
Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов, не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности.
Я подготовила и провела вот такой урок, с использованием физических приборов, демонстраций и презентаций
Предмет: | Физика |
Класс: | 7 |
Учебник: | Р. Башарулы , У. Токбергенова., Д. Казахбаева |
Тема: | Закон Гука |
Тип урока: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цель: | Формирование навыков самостоятельной работы учащихся при изучении данной темы, используя ИКТ. |
Задачи:
| — Познакомить с понятиями: «деформация», «упругость», «сила упругости»; — выяснить причины, от которых зависят данные величины; познакомить с законом Гука и рассмотреть его границы применения. — Развивать навыки самостоятельной работы учащихся при изучении данной темы — Воспитывать вежливое отношение друг к другу |
Время | 90 минут |
Оборудование: | Учебник физики, карточки-инструкции, тест по теме в тестовой оболочке, |
Предварительная работа: | Составление: теста, инструкций, заготовки для презентации; |
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление и первичная проверка знаний.
Итог урока. Рефлексия.
Что было сложного при изучении нового материала?
Что было непонятно?
Что было интересно?
Вопросы к началу урока
На одном из прошлых уроков мы выяснили, что сила является мерой взаимодействия тел.
С какой силой мы уже с вами познакомились? Как вы понимаете, что такое сила тяжести?
Домашнее задание
§ 34-35, решить задачи из упр. 13 № 1,2 на стр. 100 учебника
Вопросы для первичного контроля по теме:
1. Что такое деформация?
2. Когда это явление происходит?
3. Какие бывают деформации?
4. Какую деформацию испытывает: спинка стула; ножки стула; сиденье, люстра, тюбик зубной пасты при надавливании на него?
5. Почему иногда упругие деформации становятся пластичными?
6. Что такое упругость?
7. Чем объясняется это явление?
8. Как вы понимаете смысл слов: «Жесткость пружины»?
9. По какой формуле вычисляется сила упругости?
10. Как сила упругости направлена?
11. Что показывает знак «минус» в законе Гука?
12. Отчего зависит сила упругости?
13. Почему значение силы упругости зависит от массы тела?
14. Что мы можем узнать из закона Гука?
15. Назовите основные единицы измерения удлинения тела, силы упругости, коэффициента жесткости.
16. Решите задачу. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости 300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?
Инструкция № 1 по изучению темы «Сила упругости»
1. Изучи содержание учебника по данному вопросу ( §34 стр.100).
2.При помощи опытов выясни зависимость силы упругости от массы тела, его удлинения и жесткости. Для этого:
а) определи цену деления динамометра;
б) подвешай к динамометру сначала один груз, затем второй, затем третий, измерь силу упругости, сделай вывод;
в) по предыдущим опытам сделай вывод о том, как изменяется удлинение тела при изменении массы тела;
г) подвешай к двум пружинам разной жесткости одинаковые грузы, измерь силу упругости, сделай вывод.
3. Обсуди вопросы в паре:
а) Что такое сила упругости?
б) Как она направлена?
в) От каких величин зависит сила упругости?
г) Как тело движется под действием силы упругости?
д) Как формулируется закон Гука?
е) При каких условиях выполняется закон Гука?
4.
а) Что такое упругость?
б) Каковы причины ее возникновения?
в) При каких условиях она возникает?
г) Где встречается?
5. Заполни в тетради ответы
Инструкция №2 по изучению темы «Деформация»
1. Изучи содержание параграфа 34 «Физика 7 класс»; тема урока «Сила упругости».
2. Пронаблюдай деформации, проделав следующие опыты:
деформация растяжения – растяни резинку и отпусти ее;
деформация сжатия – сожми пружину и отпусти ее;
деформация изгиба – поставь два бруска на ребро на расстоянии 20, 25 см, положи на них линейку, затем на линейку поставь один груз, другой;
деформация сдвига – разрежь ножницами лист бумаги;
деформация кручения – скрути ластик и отпусти его.
Сделай вывод, какие это деформации – пластические или упругие?
3. Ответь на вопросы:
а) Что такое деформация?
б) Когда она возникает?
в) При каких условиях она возникает?
г) Назовите виды деформации
д) Где встречается?
4. Заполни в тетради ответы