Конспект урока для 7 класса «Закон сохранения в механике»


7 класс

Урок по физике

«Закон сохранения в механике»

Цели урока:

1.Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2.Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3.Воспитательная: Воспитывать:

  • Мотивы учения, добросовестности;

  • Дисциплинированность;

  • вести аккуратные записи в тетрадях;

  • толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • Информационные,

  • Репродуктивные,

  • Наглядные.

Природа никогда не изменит

великим законам сохранения.

Даниил Бернулли


  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

    • Сигнальные карточки – физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем).

    • Опрос или взаимоопрос учащихся по теме «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии»

Например:

        1. Что называют энергией?

        2. Кинетическая энергия…

        3. Потенциальная энергия…

        4. Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле….

        5. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле….

        6. Единица измерения энергии…

  1. Изучение нового материала.

          • Мотивация – Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися);


ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ:


          • Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность. «Из ничего ничего не бывает» — так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом» механики («что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии») пользовался еще Архимед.

          • Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил — «шар Эола»

          • Рене Декарт (1596-1650 гг.) Сформулировал закон сохранения количества движения: «Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе».


          • Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.) — Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.


          • Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) — Дает свой закон – сохранения «живых сил». Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.


          • Томас Юнг (1773-1829 гг.) — Ввел понятие кинетической энергии. Под словом «энергия» понимал «способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости».


          • Сади Карно (1796-1832 гг.) — Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине 19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.


          • в 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: «Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них»


          • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) — В 1748 году М.В. Ломоносов писал: «встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому».


          • В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как всеобщий закон природы



          • Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:


            • В астрономии (для расчета движения планет и звезд);

            • В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);

            • В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);

            • В химии;

            • В биологии и т.д.


Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания «вечного двигателя» (perpetuum mobile) – машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.


          • Примеры по рисункам учебника 122, 123.

          • Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const

          • Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется.

          • При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.


  1. Закрепление.

        1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.


        1. Как был установлен закон сохранения энергии в механике?


        1. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.


Используемая литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.

3. Интернет ресурсы





Свежие документы:  Проект "Зависимость сопротивления тела человека от состояния кожного покрова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: