Шураева Сания Джумабековна учитель физики и математики первой квалификационной категории МБОУ «Зеленгинская СОШ»
Технологическая карта изучения темы
физика | |
ФИО учителя | Шураева Сания Джумабековна |
Класс | 9 |
Тип урока | урок открытия нового знания
|
Технология построения урока | Проблемное обучение, метод проектов, сотрудничество
|
Тема урока | Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников |
Цель урока | развитие навыков мыследеятельностных умений: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия через создание обучающимися мини-проекта и его защите. |
Основные термины, понятия | колебательная система, математический, пружинный маятники; основные характеристики колебательного движения: |
Планируемые результаты:
Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в парах; —оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — работать по предложенному плану, инструкции; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; — проводить анализ учебного материала; — проводить классификацию, указывая на основание классификации; — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Метапредметные: Развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах
| Оборудование: штатив с муфтой и лапкой(4 шт), нить длиной 1 м; 0,5 м; 2 пружины с разной жесткостью, набор грузов массой по 100 г, секундомер, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук (4 шт) медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point Виртуальная лаборатория.
|
ХОД УРОКА:
Эпиграф « Мы, ученые, можем сказать:
теория – это хорошая вещь,
но правильный эксперимент остается навсегда»
П.Л.Капица:
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат взаимодействия (сотрудничества) | Формируемые УУД | |
1 | Организационный момент | подготовить класс к уроку, включить в деловой ритм | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла | Класс готов к уроку | Личностные-самоопределение; Коммуникативные-планирование |
2 | Начальный этап урока
| мотивировать учащихся к постановке учебной задачи урока через рассказ учителя о значении колебаний в окружающем мире. (презентация, демонстрация)
| демонстрирует колебания нитяного маятника, пружинного маятника, метронома и др. колебательные системы.
демонстрирует слайды презентации
Наводящими вопросами учитель подводит детей к теме.
Предлагает разбить вопросы, представленные на слайдах на несколько групп | Наблюдают, слушают,
отвечают на вопросы, делают соответствующие выводы,
называют тему урока
Распределяют вопросы по группам, формируют мини-группы, ставят основные задачи урока- расширить знания о простейших механических колебательных системах – маятниках, провести исследование зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза,
| у учащихся появился мотив к познанию истории создания маятника, исследованию зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза, анализу, дифференциации и решению задач. Развиты мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Образовались команды.
| Личностные- самоопределение, смыслообразование; Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем; Регулятивные-целепологание, оценка, волевая саморегуляция |
3 | Основной этап урока (актуализация знаний)
Защита мини -проектов | развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» — мини-проекта. развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» — мини-проекта.
| Учитель раздает пакеты в инструкция ми по выполнению экспериментальных работ,
консультирует,
учитель-тьютор,
наблюдает,
корректирует
Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта; Предлагает оценить мини-проекты по критериям , указанных на слайде.
| выполняют эксперименты: №1 -исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды(электронная версия); №2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; № 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза; № 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины; №5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах (электронная версия); анализируют, сравнивают, обсуждают (работа в мини-группах);
слушают защиту мини-проектов одноклассников, оценивают по критериям, указанных на слайде, обсуждают
|
№1-исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды; №2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; № 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза; № 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины; №5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах;
Мини – проекты
| Коммуникативные-планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные- планирование, прогнозирование, контроль и коррекция; Личностные-смыслообразование; Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем |
| ||||||
4 | Закрепление и проверка усвоения изученного материала | Закрепить и усвоить изученный материал | Предлагает тест на слайде | Работают над тестом, сравнивают свои ответы с ответами представленными на слайде | Ответы к тесту | Личностные- смыслообразование, Познавательные-логические, общеучебные; Регулятивные-оценка, волевая саморегуляция |
5 | Рефлексия
| провести рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся на уроке.
| Предлагает высказать свое мнение о представленных мини-проектах одноклассников | проводится обсуждение внутри команды: каждый делиться своим впечатлениями о защите, обсуждают высказывания друг друга, и один представитель команды выражает общее мнение команды | развили у обучающихся мыследеятельностные умения: самоанализ и рефлексия.
| Регулятивные-оценка, коррекция; Коммуникаттивные; личностные |
6 | Задание на дом |
| Предлагает мини-проекты собрать в единый проет(презентация); Соответствующий параграф учебника | Записывают задание на дом |
|
|