Урок физики в 7 классе по УМК Н.С.Пурышевой
Глава 3. Световые явления
Тема: Линзы, ход лучей в линзах.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: развитие представления о видах линз, формирование умения построения хода луча в линзах.
Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о линзах, видах линз, формирование умения строить ход луча, определять тип получаемого изображения.
Задачи урока: — развивать понятие фокусного расстояния и оптической силы линзы, действительного и мнимого изображения;
— сформировать умение построения хода лучей в линзах;
— развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
— воспитывать интерес к решению познавательных задач.
Карта обеспеченности урока
Учитель | Ученики | |||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | |
ход луча в линзах построение изображения | УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) | Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР | УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) | Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР |
Лист рефлексии
Планируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, символической, графической форме
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
— определения понятия линзы, фокуса, оптического центра линзы (I уровень);
— определения понятие действительного и мнимого изображения (II уровень).
На уровне понимания:
Приводить примеры применения линз;
Определять оптическую силу линзы по фокусному расстоянию и наоборот;
Строить ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах;
Строить изображение предмета;
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД | |
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока | Беседа, вопросы | Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль) |
Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.
Деятельность учащихся | |
Введение в тему урока через повторение ранее изученных явлений (прямолинейное распространение света, преломление света при переходе из одной прозрачной среды в другую) | Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о преломлении света. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников |
2 этап. Изучение нового учебного материала
Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы
| Формирование УУД
| |
Предметные задачи: систематизировать знания об оптических явления на границе раздела двух прозрачных сред, научить определять виды линз, уметь строить ход светового луча в линзе. Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемых физических явлений Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Регулятивные: Учить контролировать понимание материала | Воспроизводить: определения линзы, фокуса, главной оптической оси, оптического центра линзы, оптической силы линзы. Научиться строить ход луча в линзе. Понимать, что оптическая сила линзы и фокусное расстояние– обратные величины. понимать, что изображение предмета может быть как действительным, так и мнимым. | Объяснительно-иллюстративный метод, эвристический метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для усвоения нового материал. | Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них. |
2.1. Актуализация знаний
Деятельность учащихся | |
Введение в тему урока через повторение ранее изученных физических явлений.
| Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний об оптической плотности среды, физическом смысле преломления света. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников. Ответы на тесты и взаимопроверка |
Тесты
вариант 2 | ||||
1.При каком угле падения падающий и отраженный луч составляют между собой прямой угол?
| а)60 о б)45 о с)30 о | 1.При каком угле падения падающий и отраженный луч составляют между собой угол 120о?
| а)60 о б)90 о с)30 о | |
2.Нарисуй дальнейший ход луча
| 2.Нарисуй дальнейший ход луча
| |||
3.Луч переходит из воздуха в стекло. Нарисуй дальнейший ход луча. | 3.Луч переходит из стекла в воздух. Нарисуй дальнейший ход луча. |
2.2. Создание проблемной ситуации
Деятельность учащихся | |
Физический эксперимент: свет, идущий от лампы через собирающую линзу, в зависимости от расстояния между линзой и экраном создает световые пятна разного размера.
| Результат опыта выносится на обсуждение. Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы. |
|
Далее используется ЭПУМК и ЭОР единой коллекции:
|
|
|
|
3. Первичная проверка понимания изученного
Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов,
4.Этап закрепления учебного материала. Решение задач.
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
На этапе закрепления используются Е-УМК «Физика» и ЭОР из единой коллекции и задания из рабочей тетради.
|
1 вариант Задание №308(а, е)
Постройте изображение точки S в линзе для случаев
2 вариант Задание №308(в, г)
Деятельность ученика | |
-напоминает, как оформляются задачи по физике — просит повторить, как строить ход луча в линзе. — проверяет решение на доске | — самостоятельно решают задачи в тетрадях -поясняют решение на доске |
6 этап. Задание на дом.
Цели для уч-ся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приёмы выполнения | |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/ з: § 57- учить, задание к параграфу:
| правильно определить оптическую силу линзы и фокусное расстояние, правильно построить ход луча в линзе и получить изображение предмета, приводить примеры использования линз человеком в быту и технике. | задание №1: стандартный минимум, задание №2 повышенный, |
7. Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Рефлексия учащегося 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок. 4) Я допустил ошибки в определении оптической силы линзы. 5) Мне необходимо поработать над построением хода луча 6) Мне необходимо поработать над объяснением действительного и мнимого изображения. |