Физика 7 класс / повторение, контроль/ презентация, тест
Темы: «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»
Аннотация.
Особенность этого урока в том, что он состоит из разнообразных заданий –теоретических и практических. Разнообразны виды деятельности учащихся на уроке.
Команды учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей для комфортной и слаженной работы. На уроке предусмотрена коллективная работа всей группы, работа в подгруппах и индивидуальная работа каждого члена группы.
Предусмотрены задания, как для сильных учащихся, так и для слабых.
На уроке обучающиеся
закрепляют понятия:
вещество,
физические величины,
единицы измерения физических величин,
диффузия;
закрепляют знания об агрегатных состояниях вещества, зависимости плотности
от объема и массы тела;
повторяют формулы плотности вещества и скорости равномерного движения тела;
закрепляют алгоритм их преобразования;
закрепляют умение опытным путем находить плотность вещества;
закрепляют умение решать и оформлять расчетные задачи;
закрепляют знания физических приборов и физического оборудования.
Выполнила Мартынова Ирина Борисовна учитель физики МОЬУ СОШ №16 г.Таганрога Ростовской области.
Физика 7 класс
Темы: «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»
Тип урока: Игра- соревнование
Цели урока.
Образовательные: Обобщить и проверить знания учащихся по темам «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»
Развивающие: Научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, закрепить полученные знания при решении задач, развивать практические навыки учащихся при проведении работы с физическими приборами,
Коррекционные: Формировать мотивации обучения, развивать любознательность, самостоятельность, творческие качества, способствовать воспитанию культуры поведения и общения.
План урока:
1) Организационный момент: Вступительное слово учителя.(2 мин)
2) 1 конкурс – Ода физике.
3) 2 конкурс — Мотивация: Игра « Верю — не верю» (7 мин)
А) Вопрос о реке, которая протекает только ночью (с иллюстрацией на экране)
Б) Вопрос о нанотехнологиях.
4) 3 конкурс — Разминка: Игра « Физический марафон» (10 мин)
5) 4 конкурс — Игра: «Кто больше знает формул» ( 3 мин)
6) 5 конкурс
• Решение задач (по 1 человеку от каждой команды)
• Лабораторная работа «Измерение плотности вещества» ( по 2 человека от каждой команды)
• Игра « Отгадай прибор»
7) Итоги.
Учитель физики МОБУ СОШ №16 г. Таганрога
Мартынова Ирина Борисовна
Оборудование:
Презентация в Microsoft Power Point,
компьютер, экран, мультимедиапроектор,
раздаточный дидактический материал для учащихся:
карточки со словами «верю», «не верю» для каждой команды,
листы с условием задачи для каждой команды,
таблицы плотностей для решающих задачи,
карточки для каждой команды своего цвета с цифрами, на которых команды должны написать название прибора, находящегося под соответствующей цифрой,
шторка, повешенная перпендикулярно доске (на которой решаются задачи), на жесткую проволоку такой формы
проволока,на которую вешается
шторка
доска
физические приборы, оборудование.
Информационные ресурсы:
1. «Физика 7» А.В.Перышкин, Москва «Дрофа» 2010;
2. «Физика 7» Л.Э.Генденштейн, А.В.Кайдалов, В.Б.Кожевников, издательство
«Мнемозина» Москва 2009;
3. «Тесты по физике» к учебнику А.В.Перышкина «Физика 7» , автор А.В.Чеботарева,
издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2008;
4. «Сборник задач по физике» В.И.Лукашик, издательство «Просвещение» 2003;
5. Интернет ресурсы.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Заранее расставлены столы для двух команд. На столах по воздушному шарику, соответствующих цвету парусов бригантин — алый и лазоревый. Шарики закреплены в пластмассовые подставки, например для электроскопов. У капитанов команд бейджики с надписью «Капитан». На металлической доске закреплена карта «Физического океана».
1. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
Сегодня у нас урок пройдет в форме игры. Тема игры «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействия тел» (Слайд 1)
Мы поплывем по Физическому океану на двух бригантинах – одна — под синими парусами, другая – под красными. (Слайд 2)
Наша цель — остров Отличников, но есть и острова поменьше – остров Хорошистов и остров Троечников. Ребята, до какого острова вы доберетесь, такие оценки и получите за этот урок. Каждое задание оценивается в милях. Мили отмечены на карте кружочками.
Уважаемых гости, попрошу вас оценивать ответы команд по каждому конкурсу и в конце игры назвать одного-двух лучших игроков от каждой команды.
Ассистенты (два старшеклассника) будут отмечать на карте положение команд на карте физического океана фишками соответствующего цвета.
1 конкурс (2 мили) Игра начинается с приветствия команд. Они приветствуют богиню Физического океана — Физику. (Слайд 3 — стихи)
О физика! Все объясняешь ты, О физика! Основа всех наук!
Проникла вглубь морей и выси мирозданья, Мы по твоим законам созидаем
Доводишь все до ясной простоты. Мы без тебя повсюду как без рук,
И человечеству открыла путь познанья С тобой плывем мы, едем и летаем.
2 конкурс « Верю — не верю»
Правила игры:
Обе команды поднимают карточки со словом – «верю» или «не верю» после того как будет задан вопрос.
Вопросы:
1) (1 миля) Некий город стоит на реке, которая течет только ночью. Человек к этому не причастен. Верите или не верите?
(Слайд 4 – горная река) Высоко в горах лежит ледник. Днем под лучами солнца он подтаивает и эта талая вода собираясь в одно русло стекает вниз бурной горной рекой. К ночи она добирается до города, а ледник замерзает. К утру, оттаявшая порция воды заканчивается, снова появляется солнце. И все повторяется снова. Такая река действительно существует в Южной Америке.
2) (1 миля) В некотором государстве создали роботов размером с молекулу. И эти роботы помогают людям. Верите или не верите?
(Слайд 5,6,7)
3 конкурс «Физический марафон»
Правила игры:
• команды отвечают поочередно,
• на экране тот вопрос, на который отвечает в данный момент одна из команд,
• дается время для обсуждения ответа на каждый вопрос(под музыкальную заставку),
• ответ на вопрос должен быть полным. Если ответ краткий, то дается половина тех баллов, которыми вопрос оценивается,
• если ответ неверен, тогда отвечает другая команда.
1. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к веществам?
а) вода. в) луна.
б) самолет. г) цветок.
2. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к физическим величинам?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
3. (1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к единицам измерения физических величин?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
4.(1 миля) 1 миля = 1,85 км. Переведите в единицы СИ.
5.(1 миля) Чем отличаются молекулы воды от молекул пара? (Соберите молекулу воды +1 миля)
а) Числом атомов.
б) Размером. в) Ничем.
6.(1 миля) Диффузия – это…
а)…перемешивание веществ.
б)…движение молекул.
в)…проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
7.(1 миля) Почему длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась при повышении температуры в комнате.
а) Потому, что увеличилось число молекул ртути.
б) Потому, что увеличился объем каждой молекулы.
в) Потому, что увеличилось расстояние между молекулами.
8. (2 мили) Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
9.(0,5 миля) Может ли быть в газообразном состоянии железо? + ( 1 миля)- дополнительный вопрос: при каких условиях?
10.(1 миля) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
а) газообразное
б) жидкое
в) твердое
11.(1 миля) Из чего в основном состоят облака?
12.(1 миля) Какое из тел имеет большую плотность? (тела имеют одинаковую массу)
Рисунок к вопросу в презентации.
4 конкурс «Кто больше знает формул?»
Правила игры:
☻ 0,5 миля — каждая правильно написанная формула или
☻ 1 миля, если формула еще прочитана и названа величина, которую можно определить по этой формуле.
5 конкурс
( одновременно выполняются 3 задания различными учащимися)
1. (5 миль) лабораторная работа.
Выполняют 2 учащихся от каждой команды.
(ОБОРУДОВАНИЕ: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), картофель 1 штука, нитка.)
Ведущий: «В нанолабораториях на ваших бригантинах создали картофель, т.к. не известно, когда вы попадете на Большую землю и сможете пополнить запасы продовольствия. Вот только необходимо проверить плотность экспериментального картофеля и сравнить с плотностью натурального картофеля. Если плотность будет в пределах допустимого, то созданный в лаборатории картофель можно употреблять в пищу.
Выберите от каждой команды по два лаборанта для измерения плотности экспериментального картофеля.
Лабораторная работа должна быть записана как задача. (минус 1 миля — за неверный результат
минус 1 миля — за неправильное оформление работы)»
Плотность картофеля приблизительно равна 1,168 гр на см. в кубе.
2. (5 миль)Решение задач.
Для решения задач (или задачи) каждая команда выбирает по одному теоретику
(Задачи даются одинаковые для обеих команд,
Задачи решаются на доске, которая разделена шторкой, повешенной перпендикуляр- но доске на жесткую проволоку такой формы:
После решения задач, шторка снимается.)
Ведущий: «После решения задачи вы должны указать на ошибки своего противника. Каждая ошибка, найденная Вами это — минус 1 миля команде противника»
3. Остальные члены команд отгадывают приборы и записывают их на карточках под номерами, соответствующими выставленным приборам (каждый правильно отгаданный прибор по 0,5 мили)
Подведение итогов.
(Дополнительно, если останется время.)
6 конкурс Отгадай что в черном ящике?
(1 миля) Ни рыба, ни мясо, на букву о начинается – что это? (Ответ: соленый огурец)
+ 2 мили дополнительный вопрос — Какое явление является причиной засолки огурцов?
Расчет игрового поля для каждой команды: 1 конкурс = 1 мили
2 конкурс = 2 мили
3 конкурс = 14 миль/2 = 7 миль
4 конкурс = 10 миль/2 = 5 миль
5 конкурс = 15 миль
________
формулы в 4 конкурсе: ИТОГО: 30 миль
v = (и преобразованные) 3 формулы = 1,5 мили
ρ = 3 формулы = 1,5 мили
Fупр = k·Δl 3 формулы = 1,5 мили
Fтяж = m·g 3 формулы = 1,5 мили
P = m·g 3 формулы = 1,5 мили
F = F1 + F2 1 формула = 0,5 мили
F = F1 — F2 1 формула = 0,5 мили
+ прочтение формул
————————————————————————
10 миль
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Этот материал печатается и раздается учащимся, которые выполняют задания. Кроме этих заданий прилагаются таблицы плотностей учащимся, которые решают задачи.
3 конкурс. «Физический марафон» + 1 миля, если на вопрос был дан полный ответ.
1. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к веществам?
а) вода. в) луна.
б) самолет. г) цветок.
2. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к физическим величинам?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
3. ( 1 миля) Выберите, что из перечисленного относится к единицам измерения физических величин?
а) линейка в) секунда
б) время г) ртуть
4. ( 1 миля) 1 миля = 1,85 км. Переведите в единицы СИ.
5. ( 1 миля) Чем отличаются молекулы воды от молекул пара? (Соберите молекулу воды +1 миля)
а) Числом атомов.
б) Размером. в) Ничем.
6. ( 1 миля) Диффузия – это…
а)…перемешивание веществ.
б)…движение молекул.
в)…проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
7. ( 1 миля) Почему длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась при повышении температуры в комнате.
а) Потому, что увеличилось число молекул ртути.
б) Потому, что увеличилось расстояние между молекулами.
в) Потому, что увеличился объем каждой молекулы.
8. (2 мили) Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
9. ( 1 миля) Может ли быть в газообразном состоянии железо? + ( 1 миля)- дополнительный вопрос.
10. (1 миля) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
а) газообразное
б) жидкое
в) твердое
11. ( 1 миля)Из чего в основном состоят облака?
12. (1 миля) Какое из тел имеет большую плотность? ( тела имеют одинаковую массу)
Рисунок к вопросу в презентации.
5 конкурс
☻(5 миль)
Выберите от каждой команды по два лаборанта для измерения плотности экспериментального картофеля.
Лабораторная работа должна быть записана как задача. (— 1 миля — за неверный результат;
-1 миля — за неправильное оформление работы)
_________________________________________________________________________
☻(5 миль) (Задача выбирается учителем одна или две)
После решения задачи вы должны указать на ошибки своего противника. Каждая ошибка, найденная вами у противника, это +1 миля – вашей команде и -1 миля команде противника.
Задача 1. За какое время автомобиль пройдет путь 2 км, если его скорость 60 м/с?
Задача 2. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.
Следующий материал печатается для гостей
Нанотехнологии — это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов. Традиционные методы производства работают с порциями вещества, состоящими из миллиардов и более атомов. Это значит, что даже самые точные приборы, произведённые человеком до сих пор, на атомарном уровне выглядят как беспорядочная мешанина. Переход от манипуляции с веществом к манипуляции отдельными атомами — это качественный скачок, обеспечивающий беспрецедентную точность и эффективность.
Наноподшипник
В 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. В 1981 году появился первый инструмент для манипуляции атомами — туннельный микроскоп, изобретённый учеными из IBM. Оказалось, что с помощью этого микроскопа можно не только «видеть» отдельные атомы, но и поднимать и перемещать их. Этим была продемонстрирована принципиальная возможность манипулировать атомами, а стало быть, непосредственно собирать из них, словно из кирпичиков, все, что угодно: любой предмет, любое вещество.
Нанотехнологии обычно делят на три направления:
изготовление электронных схем, элементы которых состоят из нескольких атомов
создание наномашин, то есть механизмов и роботов размером с молекулу
непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них чего угодно
Медицинский наноробот
Благодаря стремительному прогрессу в таких технологиях, как оптика, нанолитография, механохимия и 3D прототипировние, нанореволюция может произойти уже в течение следующего десятилетия. Когда это случится, нанотехнология окажет огромное влияние практически на все области промышленности и общества.
В 1992 году, выступая перед комиссией Конгресса США, доктор Эрик Дрекслер нарисовал картину обозримого будущего, когда нанотехнологии преобразят наш мир. Будут ликвидированы голод, болезни, загрязнение окружающей среды и другие насущные проблемы, стоящие перед человечеством. Практически все, что необходимо для жизни и деятельности человека, может быть изготовлено молекулярными роботами непосредственно из атомов и молекул окружающей среды. Продукты питания — из почвы и воздуха, точно так же, как их производят растения; кремниевые микросхемы — из песка. Очевидно, что подобное производство будет куда более рентабельным и экологичным, чем нынешние промышленность и сельское хозяйство.
Частичка конструктивного тумана
Человечество получит исключительно комфортную среду обитания, в которой не будет места ни голоду, ни болезням, ни изнурительному физическому труду. А в перспективе нас ждёт возникновение «разумной среды обитания» (т. е. природы, ставшей непосредственной производительной силой). Нанокомпьютеры и наномашины заполнят собой все окружающее пространство: они будут находиться между молекулами воздуха, присутствовать в каждом предмете, в каждой клетке человеческого организма. Весь окружающий мир превратится в один гигантский компьютер или, что, пожалуй, будет вернее, человечество сольется с окружающим миром в единый разумный организм.