СИЛА ТРЕНИЯ
Учитель: Сатюкова Наталья Борисовна
Цель урока:
Ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, объяснять физические явления в природе, технике и быту, дать представление о «полезном» и «вредном» трении, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.
Развивать общеучебные навыки и умения, мышление, наблюдательность у учащихся.
Воспитывать культуру поведения, трудолюбие, аккуратность, чувство толерантности.
План урока
Ход урока
I. Сообщается план урока, проводится краткий фронтальный опрос.
(Домашние письменные задания проверяются выборочно, ряд тетрадей в конце урока учитель берет на проверку).
1. Фронтальный опрос:
— Что называется силой?
— Какие силы мы изучили? Что общего у этих сил? Чем они отличаются друг от друга?
— Какая сила называется равнодействующей? Как ее можно найти, если силы действуют на тело вдоль одной прямой?
2. Решение задач у доски
1. На тело по одной прямой действуют силы: 2 Н и 3 Н. Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1Н? 2Н? 5Н? При каких условиях? (устно)
2. Перевод единиц измерения в СИ. (два ученика)
350 г=…кг
15 см=…м
5 кН=…Н
2 мин=…с
36 км/ч=…м/с
1г/см3= …кг/м3
1,4 т=…кг
5,1 км=…м
6800Н=…кН
20 см/с=…м/с
3. Работа по карточкам (по теме «Силы»).
4. Фронтальный опрос:
— Какой прибор измерят силу?
— Что называется весом тела?
— Как можно рассчитать вес тела?
— Чем отличается сила тяжести от веса тела?
II. Изучение нового материала. Ученики записывают тему урока (слайд №1)
Трение — тоже вид взаимодействия тел. Это явление играет немаловажную роль в нашей жизни.
Что будет наблюдаться, если толкнуть по столу брусок? Как меняется скорость бруска? Почему изменяется скорость движения тела (бруска)? Какие тела действуют на брусок? Куда направлены силы? Приведите примеры подобных явлений движения тел из жизни, техники. (слайд №2)
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Всем известно, как трудно ехать на несмазанном велосипеде или тащить санки по посыпанной песком дорожке. Значит, трение препятствует движению, т.е. его нужно преодолевать.
Но разве трение только препятствует движению? Совершенно очевидно, что без трения буквально и шага не сделаешь. Трение удерживает все стоящие на столе и на полу предметы. Так оно вредно или полезно? В отношении природы подобные вопросы неуместны. Трение есть, и с этим необходимо считаться.
Выделяют трение скольжения, трение качения и трение покоя. В чем их различие? (слайды №3-4)
Трение покоя
Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной плоскости сила трения удерживает тело.
Сила трения покоя по величине может достигать больших значений.
Фронтальный эксперимент.
Трение скольжения
Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону, противоположную движению. Выясним причины возникновения трения.
Фронтальный эксперимент. Измеряем силу трения на разных поверхностях. К одной из сторон трибометра прикрепляется наждачная бумага. Двигаем брусок и с помощью динамометра определяем силу трения в этом случае. Почему сила трения не одинакова, если поверхность разная? Какова причина трения? (слайд №5)
Неровности поверхностей.
А если отполировать поверхность, уменьшится ли трение?
Фронтальный опыт: хорошо притертые стеклянные пластинки перемещают друг относительно друга.
Вывод: вторая причина трения — взаимное притяжение частиц соприкасающихся тел. Если тела хорошо отполированы? То сила трения может стать очень большой.
Как зависит сила трения от площади соприкасающихся тел? (слайд №6)
Фронтальный эксперимент.
Как будет изменяться сила трения, если мы будем увеличивать вес тела? Сила трения тем больше, чем больше вес тела. Фронтальный эксперимент.
Трение качения
Когда необходимо уменьшить трение, то трение скольжения заменяют трением качения. Оно намного меньше трения скольжения.
Выводы:
1. Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления и растет с ее увеличением.
2. Сила трения зависит от материала, из которого изготовлены трущиеся поверхности, и от способов их обработки.
3. Сила трения резко уменьшается при замене трения скольжения трением качения, при смазывании трущихся поверхностей.
4. Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.
Что необходимо сделать чтобы уменьшить трение? (слайд №7)
Применяют смазку.
Заменяют трение скольжения трением качения (подшипники). (слайд №8)
Обработка трущихся поверхностей до гладкого состояния.
III. Закрепление изученного материала.
1. Ясно вы сказать смогли бы, 2. В гололедицу зимой
Я хотела б очень знать, Над замерзшею водой
Почему живую рыбу Чья-то добрая рука
Очень трудно удержать? Посыпает слой песка.
Все скорее отвечают:
Для чего так поступают?
3. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?
4. Для чего делается насечка около шляпки гвоздя?
5. Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешиваются предупреждающий знак «Осторожно, листопад!»?
6. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного и шерстяного?
7. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?
IV. Обобщение пройденного
Предложите ученикам объяснить ряд поговорок о трении:
— не подмажешь — не поедешь;
— пошло дело как по маслу;
— угря в руках не удержишь;
— что кругло — легко катится;
— ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
— лыжи скользят по погоде;
— из навощенной нити сеть не сплетешь;
— колодезная веревка сруб перетирает;
— ржавый плуг только на пахоте очищается;
— нет такого человека, который хоть бы раз на льду не поскользнулся.
(дополнительно: поговорить о значении силы трения ) (слайды №9-11)
(Дом. письменные задания проверяются выборочно в конце урока учитель берет на проверку).
V. Подведение итогов урока. (слайд №12)
VI. Домашнее задание: (слайд №13)
§30-32, привести по два примера «полезного» и «вредного» трения; на «4» и «5» — написать сочинение-рассуждение или сказку о силе трения (об изученных силах).
3